Дело № 12-248/2012
Р Е Ш Е Н И Е
г. Златоуст 25 сентября 2012 года
Судья Златоустовского городского суда Челябинской области Обвинцева Л.Ю., при секретаре Комиссаровой О.Б.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Лаврентьевой В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Златоустовского городского суда Челябинской области (г. Златоуст, ул. Ковшова, 33) жалобу Лаврентьевой В.Г., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, проживающей <адрес>, заведующей МБДОУ детский сад № 138, расположенного <адрес>,
на постановление государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору Щеглова Е.Н. № 597/598 от 07 сентября 2012 года о привлечении Лаврентьевой В.Г. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Заведующая Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад № 138 (далее МБДОУ детский сад № 138) Лаврентьева В.Г. обратилась в суд с жалобой на постановление № 597/598 о назначении административного наказания от 07 сентября 2012 года, вынесенное государственным инспектором Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору Щегловым Е.Н., по которому она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.
В обоснование своих доводов Лаврентьева В.Г. сослалась на то, что с постановлением не согласна, считает его подлежащим отмене, а производство по делу прекращению по следующим основаниям.
На основании Устава МБДОУ детский сад № 138 является муниципальным учреждением и финансируется из средств бюджета ЗГО, то есть финансовое положение учреждения зависит от полноты и своевременности перечисления денежных средств из соответствующего бюджета собственником муниципального имущества.
Обстоятельства, связанные с материальным положением МБДОУ детский сад № 138 - объемы выделенных денежных средств, фактическое расходование, достаточность для выполнения требований пожарной безопасности, возможность их выполнения без выделения дополнительных средств не исследовались должностным лицом при привлечении к административной ответственности.
Выявленные нарушения пожарной безопасности требуют финансирования из местного бюджета, так как здание МБДОУ детский сад № 138 находится в муниципальной собственности.
Полагает, что вменяемое ей административное правонарушение не повлекло каких-либо вредных последствий и возникновения существенной угрозы охраняемым общественным интересам. Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, содержащимся в постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Считает, что несоразмерность санкции характеру и степени общественной опасности вменяемого административного правонарушения очевидна, вынесение устного замечания будет являться достаточной мерой по отношению к ней для предупреждения правонарушений в будущем.
В судебном заседании Лаврентьева В.Г. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней мотивам. Суду пояснила, что здание детского сада расположено <адрес> в районе вокзала, контингент родителей воспитанников детского сада небольшого достатка, социально нуждающиеся, в основном дети-льготники, в связи с чем предоставление платных услуг, предусмотренных Уставом, не осуществляется, учреждение не имеет иного дохода, кроме как из бюджета. Кроме того, денежные средства из бюджета не выделялись учреждению в размере, необходимом для соблюдения требований пожарной безопасности. 30 августа 2012 года, до составления протокола № 598 от 31 августа 2012 года, заключен договор с ООО Компания «Вега-Траст» на выполнение изменения конструкций эвакуационной лестницы в учреждении, в настоящее время начаты работы по демонтажу лестницы. Также выделены средства на капитальный ремонт детского сада, 15 октября 2012 года детский сад будет закрыт, дети определены временно в другие сады, и начнутся работы также и по лестнице и по установлению люка при выходе на чердак. Кроме того, частично линолеум снят, однако только на линолеум необходимо 300 000 рублей, считает, что выделенных средств будет недостаточно на устранение данных нарушений.
Поясняет, что помещение № 16 (кладовая) по назначению не используется, там ничего не хранится и не имеется электропроводки. Зарплата ее составляет 13 000 рублей, в прошлом году также за нарушение уплатила штраф 15 000 рублей, просит ограничиться устным замечанием.
Представитель - инспектор по пожарному надзору Щеглов Е.Н. в судебном заседании пояснил, что при эксплуатации помещений МБДОУ детский сад № 138 имело место нарушение требований пожарной безопасности, в связи с чем составлены протоколы об административных правонарушениях № 597 и № 598 и вынесено постановление о признании Лаврентьевой В.Г. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, считает постановление законным и обоснованным.
Заслушав Лаврентьеву В.Г., инспектора ОНД № 1 Щеглова Е.Н., исследовав материалы дела, судья находит жалобу Лаврентьевой В.Г. подлежащей частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно постановлению государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору Щеглова Е.Н. № 597/598 от 07 сентября 2012 года должностное лицо заведующая МБДОУ детский сад № 138 Лаврентьева В.Г. 31 августа 2012 года в 15 часов 00 минут при эксплуатации помещений МБДОУ детский сад № 138 <адрес> нарушила требования пожарной безопасности и признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в период с 10 часов 00 минут 30 августа 2012 года до 15 часов 00 минут 31 августа 2012 года на основании распоряжения главного государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО1 № от 10 августа 2012 года с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на 2012 год проводилась плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в отношении МБДОУ детский сад № 138 <адрес>.
В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности МБДОУ детский сад № 138 по вышеуказанному адресу.
По результатам проверки составлен акт № 426 от 31 августа 2012 года и протоколы об административном правонарушении № 597 от 31 августа 2012 года, согласно которому должностное лицо заведующая МБДОУ детский сад № 138 Лаврентьева В.Г. 31 августа 2012 года в 15 часов 00 минут при эксплуатации помещений МБДОУ детский сад № 138 <адрес> нарушила требования пожарной безопасности:
1-3, 5-8. покрытие пола во второй младшей группе, в ясельной группе – 1 этаж, в помещении № 13 (кабинет завхоза), в средней группе, в старшей подготовительной группе – 2 этаж, в помещении № 10 (кабинет заведующей), помещение № 6 (медицинский кабинет) выполнено декоративно-отделочными материалами (линолеум) с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2 (Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года ч. 7 ст. 134 табл. 3);
4. выход на чердак не оборудован противопожарным люком 2-го типа с размерами 0,6х0,8 м (Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года ч. 1 ст. 88);
9. дверь в помещении № 16 (кладовой) не имеет нормируемого предела огнестойкости (Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года ч. 1 ст. 88);
10. утвержденная инструкция о мерах пожарной безопасности не соответствует действующим требованиям (Правила противопожарного режима в РФ п. 2), чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
- № 598 от 31 августа 2012 года, согласно которому должностное лицо заведующая МБДОУ детский сад № 138 Лаврентьева В.Г. 31 августа 2012 года в 15 часов 00 минут при эксплуатации помещений МБДОУ детский сад № 138 <адрес> нарушила требования пожарной безопасности:
- уклон лестницы 3-го типа, предназначенной для эвакуации со 2-го этажа не соответствует нормативным требованиям (составляет более 1:1) (Правила противопожарного режима в РФ п. 33, СП 1.13130.2009 п. 4.4.2), чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
С протоколами об административном правонарушении заведующая учреждением Лаврентьева В.Г. ознакомлена 31 августа 2012 года, права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ Лаврентьевой В.Г. разъяснены, имеются ее пояснения по существу протокола - «отсутствие средств».
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Статьей 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, действует в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу ч. 1 ст. 88 Федерального закона № 123-ФЗ части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.
Согласно ч. 7 ст. 134 в спальных и палатных помещениях, а также в помещениях зданий детских дошкольных образовательных учреждений подкласса Ф1.1 не допускается применять декоративно-отделочные материалы и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2.
Согласно п. 2 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.
П. 33 Правил предусмотрено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
П. 4.4.2 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» СП 1.13130.2009 предусмотрено, что уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1.
Согласно приказу начальника МУ «ГорУО» от 01 апреля 2004 г. № 9 §7 Лаврентьева В.Г. назначена заведующей МДОУ детский сад № 138 c 01 апреля 2004 года.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ Лаврентьева В.Г. является должностным лицом.
Государственный инспектор установив, что Лаврентьева В.Г. является руководителем учреждения МБДОУ детский сад № 138 с 01 апреля 2004 года, обоснованно пришел к выводу, что Лаврентьева В.Г. ненадлежащим образом исполняет возложенные на нее функции в связи с чем, как должностное лицо, должна нести ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
Вывод должностного лица о доказанности вины Лаврентьевой В.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, является правильным, сделан с учетом всех имеющихся в материалах дела доказательств, которые получили надлежащую оценку в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Лаврентьева В.Г. не исполнила надлежащим образом свои обязанности по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации помещения МБДОУ детский сад № 138.
Доказательств невиновности Лаврентьевой В.Г. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, материалы дела не содержат.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрено административное наказание за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.6 КоАП РФ, частями 3-8 ст. 20.4 КоАП РФ.
Частью 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Таким образом, оценив и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, судья находит установленным факт нарушения должностным лицом – заведующей МБДОУ детский сад № 138 Лаврентьевой В.Г. обязательных требований пожарной безопасности, приведенных выше, данные нарушения Лаврентьевой В.Г. не опровергнуты, устранение их входит в обязанности указанного лица, и образуют составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Все выявленные нарушения обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства в области пожарной безопасности.
Доводы жалобы Лаврентьевой В.Г. об отсутствии ее вины в совершении административного правонарушения проверялись должностным лицом, каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о том, что Лаврентьевой В.Г. приняты все зависящие от нее меры по соблюдению законодательства в сфере пожарной безопасности, материалами дела не установлено.
Привлечение Лаврентьевой В.Г. к административной ответственности по ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ является законным и обоснованным.
Вместе с тем, заслуживает внимания довод Лаврентьевой В.Г. о том, что на момент проведения проверки ОНД № 1 30 августа 2012 года был заключен договор № 127-ПР на оказание услуг с ООО Компания «Вега-Траст» на выполнение изменения конструкции эвакуационной лестницы в МБДОУ детский сад № 138, работы по устранению данного нарушения ведутся, с 15 октября 2012 года детский сад будет закрыт на капитальный ремонт. Данный пункт нарушения, ответственность за который предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (а он единственный вменен в вину Лаврентьевой В.Г.), будет устранен в ближайшее время, детский сад приостановит свою работу, в связи с чем не будет опасности для жизни и здоровья граждан. В соответствии с изложенным судья находит постановление должностного лица подлежащим отмене в части, а производство по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ подлежащим прекращению в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Из положений ст. 2.9 КоАП РФ и п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г. № 5 следует, что освобождение лица от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности является правом, а не обязанностью суда. При этом суд учитывает конкретные обстоятельства дела.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения, характера совершенного правонарушения, следует учесть конкретные обстоятельства дела, в том числе отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а также тот факт, что совершенное Лаврентьевой В.Г. административное правонарушение по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ не повлекло угрозы причинения вреда здоровью потребителей и в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, судья приходит к выводу о наличии оснований для признания правонарушения по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ малозначительным, а постановление подлежащим отмене в части, производство по делу в этой части подлежащим прекращению.
Принимая во внимание, что Лаврентьевой В.Г. принимались все меры, направленные на соблюдение законодательства в сфере пожарной безопасности по ч. 4 ст. 20. 4 КоАП РФ, судья считает, что степень виновности Лаврентьевой В.Г. значительно уменьшается, полагая по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ ограничиться устным замечанием, освободив от административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в остальной части оставив постановление без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л:
Жалобу ЛАВРЕНТЬЕВОЙ В.Г. на постановление по делу об административном правонарушении № 597/598 от 07 сентября 2012 года, вынесенное государственным инспектором Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору Щегловым Е.Н., - удовлетворить частично.
Постановление в части привлечения заведующей МБДОУ детский сад № 138 Лаврентьевой В.Г. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначения ей наказания в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей оставить без изменения, жалобу Лаврентьевой В.Г. - без удовлетворения.
Постановление по делу об административном правонарушении № 597/598 от 07 сентября 2012 года, вынесенное государственным инспектором Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору Щегловым Е.Н. в части привлечения заведующей МБДОУ детский сад № 138 Лаврентьевой В.Г. к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, - отменить.
Освободить заведующую МБДОУ детский сад № 138 Лаврентьеву В.Г. от административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием в её адрес.
Производство по делу об административном правонарушении в этой части прекратить.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Златоустовский городской суд.
СУДЬЯ: