Приговор в отнош. Б., осужд. по ст.111 ч.4 УК РФ



Дело № 1-176/2011П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

г. Ульяновск 25 мая 2011 года

Судья Железнодорожного районного суда г. Ульяновска Бугин Д.А., при секретаре Меньшовой О.В., с участием

государственного обвинителя - заместителя прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска Олейника О.А.,

подсудимого Бабаева Д.И., его защитника Зиганшина Д.К., представившего удостоверение , ордер от ДД.ММ.ГГГГ,

потерпевшей - Ф***.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Бабаева Д.И., <данные изъяты> обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч.4 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Бабаев Д.И. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, при следующих обстоятельствах:

В период времени с 23 часов 30 минут 06 марта 2011 года до 01 часа 25 минут 07 марта 2011 года Бабаев находился в кафе, расположенном по адресу: <адрес>, вместе с потерпевшим Б*** В это время между ними на почве личных неприязненных отношений произошла ссора. В ее ходе Бабаев, имея умысел на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, на участке местности возле входа в это кафе нанес Б*** не менее трех ударов деревянной битой в область расположения жизненно-важного органа - голову. В результате этих действий Бабаев причинил потерпевшему открытую черепно-мозговую травму - кровоподтек на веках правого глаза, кровоподтек на веках левого глаза, кровоизлияния в мягкие ткани левой лобно-теменно-височной области, оскольчатый перелом костей свода черепа слева (левой теменной кости по клиническим данным) с переходом на основание черепа (пирамиду левой височной кости), линейные переломы верхних стенок глазниц, кровоизлияние над и под твердой мозговой оболочкой слева (около 8-10 мл) и под твердой мозговой оболочкой справа (около 80 мл), кровоизлияния под мягкие мозговые оболочки головного мозга, очаговые интрадуральные кровоизлияния, ушиб и разрушение головного мозга, квалифицирующуюся как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, от которой Б*** впоследствии скончался, а также кровоизлияние в слизистой оболочке нижней губы, не расценивающееся как вред здоровью.

Допрошенный в судебном заседании подсудимый Бабаев свою вину в совершении указанных действий признал частично. При этом показал, что ночью 07.03.2011 года он в состоянии алкогольного опьянения на своей автомашине приехал в кафе, расположенное по адресу: <адрес>. Здесь он увидел потерпевшего и свидетеля А.О., сидевших за столиком. После этого они вместе стали распивать спиртные напитки. В этот момент у него с Б*** возникла ссора, в ходе которой они с потерпевшим стали обоюдно оскорблять друг друга. При этом Б*** попытался ударить его стулом, однако потерпевшему помешали это сделать. Испугавшись, он выбежал на улицу, взял деревянную биту, хранившуюся в его автомашине, и стал ожидать Б***. Вскоре потерпевший вышел из кафе вместе с А.О.. При этом Б*** направился в его сторону и попытался ударить рукой. Тогда он, защищаясь, нанес потерпевшему один удар битой в область головы, а затем еще несколько раз отмахнулся от Б*** битой. В результате потерпевший упал. После этого он выбросил биту за кафе, а сам попытался оказать Б*** помощь. Вскоре приехали работники милиции, которые его задержали. Смерть потерпевшего наступила в результате того, что он нанес Б*** удар битой в область головы.

Помимо частичного признания подсудимым своей вины, она подтверждается показаниями потерпевшей, свидетелей, а также собранными по делу письменными доказательствами, оглашенными в судебном заседании:

Так, потерпевшая Ф*** в судебном заседании пояснила, что 09.03.2011 года ее брат скончался в больнице, не приходя в сознание.

Свидетель А.О. в судебном заседании показала, что ночью 07.03.2011 года она вместе с Б*** находилась в кафе, расположенном по адресу: <адрес>. Через некоторое время в кафе пришел Бабаев, который сел к ним за столик. Вместе они стали пить пиво. Около 00 часов 30 минут между подсудимым и потерпевшим возникла ссора. При этом Бабаев предложил Б*** разобраться на улице и вышел из кафе. Потерпевший остался за столиком. Вскоре она вышла за подсудимым и увидела, как Бабаев стоит с деревянной битой в руках, ожидая Б***. Испугавшись, она вернулась в кафе и рассказала об этом потерпевшему. После этого Б***, несмотря на ее возражения, вышел на улицу. В руках у потерпевшего ничего не было. Она выбежала за ним и увидела, как Бабаев, подбежав к Б***, нанес потерпевшему у входа в кафе два удара битой в область головы. Она вместе со свидетелем В***, также находившимся на улице, попытались пресечь действия Бабаева, однако подсудимый смог нанести потерпевшему еще один удар битой в область головы, от которого тот упал. После происшедшего Бабаев пытался оказать Б*** помощь, однако тот был без сознания. Вскоре приехали работники милиции и бригада скорой медицинской помощи, которая доставила потерпевшего в больницу. Б*** никаких угроз в адрес подсудимого не высказывал и никаких действий по причинению Бабаеву телесных повреждений не осуществлял.

Допрошенный в судебном заседании свидетель В*** пояснил, что ночью 07.03.2011 года он находился в кафе, расположенном по адресу: <адрес>. Около 01 часа ночи он вышел из кафе. В этот момент он увидел, как Бабаев, находившийся на улице, достал из багажника своей автомашины, стоявшей у входа в кафе, деревянную биту. Вскоре из кафе вышли Б*** и А.О.. В руках у потерпевшего ничего не было. Увидев их, Бабаев сразу подбежал к Б*** и нанес потерпевшему два удара битой в область головы. Он попытался пресечь действия Бабаева, однако подсудимый смог нанести потерпевшему еще один удар битой в область головы, от которого Б*** упал. В его присутствии потерпевший никаких угроз в адрес подсудимого не высказывал и никаких действий по причинению Бабаеву телесных повреждений не осуществлял.

Свидетель Г*** в судебном заседании рассказал, что ночью 07.03.2011 года он вместе с А*** в составе дежурного автопатруля приехал в кафе, расположенное по адресу: <адрес>. Возле входа в кафе лежал Б***, который был без сознания. Также на месте происшествия находились люди, среди которых был подсудимый. Со слов свидетеля А.О. ему стало известно, что Бабаев нанес потерпевшему несколько ударов битой в область головы. Тогда он стал искать эту биту и обнаружил ее за кафе. Об этом он рассказал участникам следственной группы, которые биту изъяли. Затем подсудимый был доставлен в отдел милиции.

В целом аналогичные показания дал допрошенный в судебном заседании свидетель А*** При этом он дополнил их тем, что Бабаев не отрицал своей причастности к избиению потерпевшего.

Допрошенная в судебном заседании свидетель М*** показала, что ночью 07.03.2011 года она в составе бригады скорой медицинской помощи приехала в кафе, расположенное по адресу: <адрес>. У входа в кафе лежал Б***, который был без сознания. При этом в области головы потерпевшего были телесные повреждения. Поскольку Б*** находился в тяжелом состоянии, его сразу госпитализировали.

Вина подсудимого в совершении преступления также подтверждается следующими письменными доказательствами:

Протоколом осмотра от 07.03.2011 года, из которого следует, что местом совершения преступления являлся участок местности возле входа в кафе, расположенное по адресу: <адрес>. В ходе осмотра была обнаружена и изъята деревянная бита (том № 1 л.д. 9-12).

Заключениями судебно-медицинских экспертиз от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым Б*** была причинена открытая черепно-мозговая травма - кровоподтек на веках правого глаза, кровоподтек на веках левого глаза, кровоизлияния в мягкие ткани левой лобно-теменно-височной области, оскольчатый перелом костей свода черепа слева (левой теменной кости по клиническим данным) с переходом на основание черепа (пирамиду левой височной кости), линейные переломы верхних стенок глазниц, кровоизлияние над и под твердой мозговой оболочкой слева (около 8-10 мл) и под твердой мозговой оболочкой справа (около 80 мл), кровоизлияния под мягкие мозговые оболочки головного мозга, очаговые интрадуральные кровоизлияния, ушиб и разрушение головного мозга, квалифицирующаяся как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, от которой Б*** впоследствии скончался, а также кровоизлияние в слизистой оболочке нижней губы, не расценивающееся как вред здоровью.

Все телесные повреждения были причинены потерпевшему прижизненно, и возможно около 00 часов 30 минут 07.03.2011 года. Суд отмечает, что это время согласуется со временем причинения Б*** телесных повреждений, указанным органами предварительного расследования.

Открытая черепно-мозговая травма образовалась от воздействия тупого твердого предмета с ограниченной травмирующей поверхностью, действовавшего со значительной силой в левую теменно-височную область головы. Кровоизлияние в слизистой оболочке нижней губы также было причинено от воздействия тупого твердого предмета.

Причиной смерти Б*** явилась открытая черепно-мозговая травма, проявившаяся оскольчатым переломом костей свода черепа слева с переходом на основание черепа, кровоизлияниями над и под твердой мозговой оболочкой, кровоизлияниями под мягкие мозговые оболочки головного мозга, ушибом и разрушением головного мозга. Смерть Б*** наступила ДД.ММ.ГГГГ.

Открытая черепно-мозговая травма могла образоваться как в результате однократного (или более) воздействия травмирующего предмета в теменную область слева, так и в результате трех воздействий травмирующим предметом в теменную область слева, в области правого глаза и левого глаза. Кровоизлияние в слизистой оболочке нижней губы образовалось от одного воздействия тупым твердым предметом (том № 1 л.д. 42-50, 57-61, 64-72).

Заключением судебно-медицинской экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что возможность причинения Б*** оскольчатого перелома в левой теменно-затылочной области с переходом на основание черепа деревянной бейсбольной битой, изъятой с места происшествия, не исключается (том № 1 л.д. 75-78). В судебном заседании подсудимый подтвердил, что он причинил потерпевшему телесные повреждения именно этой битой.

Протоколом выемки одежды, в которой Бабаев находился в момент совершения преступления (том № 1 л.д. 87-88).

Протоколом выемки одежды и обуви, в которой находился Б*** в момент совершения в отношении него преступления (том № 1 л.д. 101-102).

Заключениями судебно-биологических экспертиз от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым на джемпере подсудимого, а также на одежде и обуви потерпевшего обнаружены следы крови, групповую принадлежность которой установить не представилось возможным (том № 1 л.д. 91-98, 105-114).

Протоколом осмотра бейсбольной деревянной биты, джемпера Бабаева, одежды и обуви потерпевшего, а также постановлением о признании их вещественными доказательствами (том № 1 л.д. 121-125, 126).

Таким образом, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд квалифицирует действия Бабаева Д.И. по ст. 111 ч.4 УК РФ (в редакции федерального закона № 26-ФЗ от 07.03.2011 года), как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

По мнению суда, вина Бабаева в совершении данного преступления установлена полностью. Суд полагает, что подсудимый, не имея умысла на убийство Б***, в ходе ссоры умышленно причинил ему тяжкий вред здоровью, от которого потерпевший впоследствии скончался. При этом об умысле Бабаева на причинение тяжкого вреда здоровью Б*** свидетельствуют количество нанесенных им потерпевшему ударов, их локализация, а также механизм причинения. Так, Бабаев нанес потерпевшему со значительной силой несколько ударов деревянной битой в область расположения жизненно-важного органа - голову.

В судебном заседании тщательно проверялись доводы Бабаева о том, что он причинил Б*** телесные повреждения в ходе самообороны.

Однако эта версия подсудимого была опровергнута показаниями непосредственных очевидцев преступления - свидетелей А.О. и В***, которые указали, что Б*** никаких угроз в адрес подсудимого не высказывал и никаких действий по причинению Бабаеву телесных повреждений не осуществлял.

Кроме того, в связи с возникшими противоречиями были оглашены показания самого подсудимого, данные им на первоначальном этапе предварительного расследования. В этих показаниях Бабаев указал, что именно он предложил Б*** выйти из кафе и разобраться. На улице он достал из своей автомашины деревянную биту. В этот момент Б*** стал к нему подходить. При этом в руках у потерпевшего ничего не было, поэтому угроза его жизни и здоровью отсутствовала. Когда Б*** к нему приблизился, он нанес ему два удара битой в область головы, от чего потерпевший упал. Б*** ему ударов не наносил и телесные повреждения не причинял (том № 2 л.д. 6-9, 22-25).

Согласно справке из изолятора временного содержания, куда после совершения преступления был доставлен подсудимый, телесных повреждений у Бабаева на момент осмотра не было (том № 1 л.д. 188).

Суд полагает, что показания Бабаева, данные им на первоначальном этапе предварительного расследования, а также показания вышеуказанных свидетелей соответствуют действительности, поскольку они последовательны, согласуются между собой, а также с исследованными в судебном заседании материалами уголовного дела.

Так, согласно заключению комиссионной судебно-медицинской экспертизы обнаруженные у Б*** телесные повреждения, повлекшие его смерть, могли образоваться при обстоятельствах, указанных на предварительном следствии Бабаевым, а также свидетелями А.О. и В*** (том № 1 л.д. 64-72, 160-162, 163-164, том № 2 л.д. 6-9, 10-12, 13-18, 22-25).

Доводы Бабаева о недопустимости протоколов следственных действий, проведенных с его участием на первоначальном этапе следствия, суд считает необоснованными, поскольку они составлены в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства (том № 2 л.д. 6-9, 10-12, 13-18, 22-25).

Частичное признание Бабаевым вины в судебном заседании, изменение им своих показаний, данных на первоначальном этапе предварительного расследования, а также его доводы суд считает способом защиты подсудимого.

Согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы <данные изъяты>. В момент совершения преступления Бабаев не обнаруживал признаков временного психического расстройства, мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими. В применении принудительных мер медицинского характера он не нуждается. В связи с этим суд не усматривает у Бабаева признаков нарушения психической деятельности, а потому признает его вменяемым и подлежащим уголовной ответственности (том № 1 л.д. 117-118).

При назначении Бабаеву наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, личность виновного, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, а также мнение потерпевшей.

Бабаев по месту жительства, учебы и работы характеризуется положительно, к уголовной и административной ответственности не привлекался, на учете в наркологическом диспансере не состоит (том № 2 л.д. 55, 59, 60, 61, 69, 83).

Обстоятельствами, смягчающими наказание Бабаева, суд признает полное признание вины и активное способствование расследованию преступления на предварительном следствии, частичное признание вины в ходе судебного заседания, привлечение к уголовной ответственности впервые, <данные изъяты> оказание помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, <данные изъяты>.

Обстоятельств, отягчающих наказание Бабаева, не имеется.

С учетом общественной опасности и характера содеянного, всех обстоятельств дела и личности виновного суд назначает Бабаеву Д.И. наказание в виде лишения свободы без применения дополнительного вида наказания - ограничения свободы. Оснований для назначения подсудимому наказания условно в соответствии со ст. 73 УК РФ, а также освобождения его от уголовной ответственности и наказания суд не усматривает.

В судебном заседании потерпевшей Ф*** заявлен гражданский иск к подсудимому об имущественной компенсации морального вреда за причиненные ее семье нравственные страдания в связи со смертью Б*** на сумму 1.500.000 рублей, а также о возмещении имущественного вреда за организацию похорон и поминок потерпевшего на сумму 110.000 рублей. Поскольку необходимо произвести дополнительные расчеты, связанные с этим гражданским иском, требующие отложения судебного разбирательства, суд признает за Ф*** право на удовлетворение ее гражданского иска и передает вопрос о размере возмещения этого гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307-309 УПК РФ,

П Р И Г О В О Р И Л:

Признать Бабаева Д.И. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч.4 УК РФ (в редакции федерального закона № 26-ФЗ от 07.03.2011 года), назначив ему наказание в виде лишения свободы на срок 9 (девять) лет 3 (три) месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения Бабаеву Д.И. в виде содержания его под стражей оставить без изменения, до вступления приговора в законную силу содержать его в учреждении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области.

Срок отбывания наказания Бабаеву Д.И. исчислять с 07 марта 2011 года.

Признать за Ф*** право на удовлетворение ее гражданского иска об имущественной компенсации морального вреда и возмещении имущественного вреда, и передать вопрос о размере возмещения этого гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.

Вещественные доказательства - джинсы, футболку, кроссовки и джемпер Б***, а также бейсбольную биту, находящиеся при деле, уничтожить. Джемпер Бабаева Д.И., находящийся при деле, вернуть Т***.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным Бабаевым Д.И., содержащимся под стражей, в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий: Д.А. Бугин