Приговор в отнош. В., осужд. по ст. ст. 111 ч.4 УК РФ



Дело № 1-131/2012 П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

г. Ульяновск 25 апреля 2012 года

Судья Железнодорожного районного суда г. Ульяновска Бугин Д.А., при секретаре Матвеевой А.В., с участием

государственных обвинителей - прокурора Ульяновской области Малышева В.В. и заместителя прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска Олейника О.А.,

подсудимого Валиева А.И., его защитника Грачевой Е.Г., представившей удостоверение , ордер от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя потерпевшего - А***,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Валиева А.И., <данные изъяты> обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч.4 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Валиев А.И. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, при следующих обстоятельствах:

23 ноября 2011 года около 12 часов Валиев находился по адресу: <адрес> вместе с Т*** В это время между ними на почве личных неприязненных отношений произошла ссора. В ее ходе Валиев, имея умысел на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, нанес Т*** не менее шестнадцати ударов руками в область расположения жизненно-важных органов - голову, и не менее двух ударов в область туловища, а также не менее одного удара по каждой руке. В результате этих действий Валиев причинил потерпевшему закрытую тупую травму головы в виде двух ушибленных ран в проекции левой надбровной дуги, кровоподтека в лобной области справа с переходом на правую височную область и верхнее веко правого глаза, кровоподтека в правой скуловой области, кровоподтека на передней поверхности правой ушной раковины, кровоподтека в левой височной области, кровоподтека на веках левого глаза с переходом на левую скуловую область, кровоподтека на спинке носа, кровоизлияния в слизистую оболочку верхней губы: в проекции 5-го зуба справа, 1-ых зубов справа и слева, кровоизлияния в мягкие ткани правой теменной области, левой височной области, затылочной области слева, затылочной области справа, теменной области по срединной линии, правой щечной области, в проекции кровоподтеков и раны на лице, кровоизлияния в твердой мозговой оболочке головного мозга, кровоизлияния под твердой мозговой оболочкой головного мозга слева и справа (объемом около 60 мл), кровоизлияния под мягкой мозговой оболочкой головного мозга, ушиба головного мозга, осложнившегося отеком головного мозга и вклинением полушарий мозжечка в большое затылочное отверстие, квалифицирующуюся как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, от которой Т*** впоследствии скончался, а также локальные переломы 9-10 левых ребер по задней подмышечной линии, расценивающиеся как средней тяжести вред здоровью по признаку длительности расстройства здоровья, кровоподтек на тыльной поверхности левой кисти и кровоподтек на тыльной поверхности правой кисти, не расценивающиеся как вред здоровью.

Допрошенный в судебном заседании подсудимый Валиев полностью признал свою вину в совершении указанных действий. При этом, подтвердив свои показания, данные на предварительном следствии, показал, что 23.11.2011 года с 10 часов он распивал спиртные напитки с Т*** по адресу: <адрес>. Больше в комнате никого не было. Во время распития спиртных напитков около 12 часов у него с потерпевшим возникла ссора. В ее ходе он нанес Т*** около 16 ударов руками в область головы, а также два удара в область туловища. Так как потерпевший пытался закрыться от ударов, несколько из них он нанес по рукам Т***. После этого они легли спать. На следующий день он пошел на улицу, где встретил Х***, рассказав ему о происшедшем. Когда он вернулся домой, то потерпевший еще живой лежал на кровати. На следующее утро Т*** умер. Он сразу же вызвал работников милиции. Смерть потерпевшего наступила в результате того, что он избил Т***. После происшествия потерпевший на улицу не выходил (л.д. 65-68, 70-82, 183-184, 186-189, 191-193, 199-202).

Помимо признания подсудимым своей вины, она подтверждается показаниями свидетелей, а также собранными по делу письменными доказательствами, оглашенными в судебном заседании:

Так, свидетель Х*** в судебном заседании пояснил, что 23.11.2011 года около 18 часов он встретил подсудимого в подъезде дома <адрес>. При этом Валиев, находившийся в состоянии алкогольного опьянения, признался ему в избиении потерпевшего в ходе ссоры. Валиев рассказал ему, что сильно избил Т*** в своей комнате.

Свидетель С*** в судебном заседании показал, что подсудимый и потерпевший часто ссорились во время распития спиртных напитков. Незадолго до происшествия он видел, как Т*** спал около комнаты Валиева. Затем подсудимый стал выгонять Т***. Однако потерпевший, находившийся в состоянии алкогольного опьянения, не уходил. Тогда подсудимый затащил его к себе в комнату. Через несколько дней он узнал о смерти Т***.

Это согласуется с показаниями Валиева о том, что в день происшествия кроме него и Т*** в комнате никого не было.

Допрошенный в судебном заседании свидетель У*** пояснил, что в ходе предварительного расследования он опознал в потерпевшем Т***.

Вина подсудимого в совершении преступления также подтверждается следующими письменными доказательствами:

Протоколом осмотра от 24.11.2011 года, согласно которому местом совершения преступления являлась комната <адрес>. В ходе осмотра жилища на кровати был обнаружен труп Т*** с видимыми телесными повреждениями в области лица (л.д. 16-22).

Протоколом осмотра от 25.11.2011 года, из которого следует, что в комнате <адрес> были изъяты следы отпечатков рук, окурки, а также простынь со следами вещества бурого цвета (л.д. 30-36).

Заключениями судебно-медицинских экспертиз от 27.12.2011 года, 16.02.2012 года и 21.03.2012 года, согласно которым Т*** была причинена закрытая тупая травма головы в виде двух ушибленных ран в проекции левой надбровной дуги, кровоподтека в лобной области справа с переходом на правую височную область и верхнее веко правого глаза, кровоподтека в правой скуловой области, кровоподтека на передней поверхности правой ушной раковины, кровоподтека в левой височной области, кровоподтека на веках левого глаза с переходом на левую скуловую область, кровоподтека на спинке носа, кровоизлияния в слизистую оболочку верхней губы: в проекции 5-го зуба справа, 1-ых зубов справа и слева, кровоизлияния в мягкие ткани правой теменной области, левой височной области, затылочной области слева, затылочной области справа, теменной области по срединной линии, правой щечной области, в проекции кровоподтеков и раны на лице, кровоизлияния в твердой мозговой оболочке головного мозга, кровоизлияния под твердой мозговой оболочкой головного мозга слева и справа (объемом около 60 мл), кровоизлияния под мягкой мозговой оболочкой головного мозга, ушиба вещества головного мозга, осложнившегося отеком головного мозга и вклинением полушарий мозжечка в большое затылочное отверстие, квалифицирующаяся как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, от которой Тарасов впоследствии скончался, а также локальные переломы 9-10 левых ребер по задней подмышечной линии, расценивающиеся как средней тяжести вред здоровью по признаку длительности расстройства здоровья, кровоподтек на тыльной поверхности левой кисти и кровоподтек на тыльной поверхности правой кисти, не расценивающиеся как вред здоровью.

Причиной смерти Т*** явились тупая сочетанная травма головы, сопровождавшаяся кровоизлияниями под оболочки вещества головного мозга, ушибом вещества головного мозга, осложнившаяся отеком головного мозга и вклинением полушарий мозжечка в большое затылочное отверстие.

При этом повреждения в области головы потерпевшего могли образоваться не менее чем от 11-13 воздействий тупого твердого предмета, повреждения в области туловища - от одного воздействия, на правой кисти - от одного воздействия, на левой кисти - также от одного воздействия.

Смерть Т*** наступила в срок около 6-12 часов ко времени осмотра трупа на месте происшествия. Все указанные повреждения были причинены потерпевшему прижизненно, в срок от нескольких часов, до первых суток к моменту наступления смерти, в короткий промежуток времени, последовательно одно за другим (л.д. 84-92, 123-127, 138-146).

Суд отмечает, что выводы данных экспертиз о времени причинения телесных повреждений потерпевшему, их количестве, локализации и механизме их образования согласуются с показаниями подсудимого, который указал, что избил потерпевшего 23.11.2011 года около 12 часов. При этом все обнаруженные у Т*** телесные повреждения согласно заключению комиссионной судебно-медицинской экспертизы могли образоваться при обстоятельствах, указанных Валиевым на предварительном следствии (л.д. 70-82, 138-146, 186-189).

Протоколом выемки, из которого следует, что у Валиева была изъята одежда, в которой он находился в момент совершения преступления (л.д. 62-64).

Заключениями судебно-биологических экспертиз от 21.02.2012 года и 17.02.2012 года, из которых следует, что на простыне, изъятой с места происшествия, а также куртке и брюках Валиева обнаружена кровь, установить принадлежность которой не удалось, а на тапочках подсудимого обнаружена кровь, происхождение которой от потерпевшего не исключается (л.д. 108-112, 130-136).

В судебном заседании подсудимый подтвердил, что испачкал свою обувь и одежду кровью потерпевшего, когда протирал простыней пол. От него самого эта кровь произойти не могла. Это также согласуется с заключением судебно-медицинской экспертизы от 28.11.2011 года, согласно которому у Валиева никаких телесных повреждений в ходе осмотра не обнаружено (л.д. 94).

Заключением судебно-биологической экспертизы от 27.02.2012 года, из которого следует, что на окурках, изъятых с места происшествия, обнаружена слюна, которая могла произойти от Валиева (л.д. 99-106).

В судебном заседании подсудимый объяснил, что незадолго до происшествия он действительно курил в своей комнате.

Заключением судебно-дактилоскопической экспертизы от 17.02.2012 года, согласно которому на предметах, изъятых с места происшествия, обнаружены следы рук подсудимого (л.д. 115-120).

Протоколами осмотра простыни, окурков и одежды Валиева, а также постановлением о признании их вещественными доказательствами (л.д. 165-166, 167-168, 169-170, 171-173, 174).

Таким образом, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд квалифицирует действия Валиева А.И. по ст. 111 ч.4 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

По мнению суда, вина Валиева в совершении данного преступления установлена полностью. Суд полагает, что подсудимый, не имея умысла на убийство Т***, в ходе ссоры умышленно причинил ему тяжкий вред здоровью, от которого потерпевший впоследствии скончался. При этом об умысле Валиева на причинение тяжкого вреда здоровью Т*** свидетельствуют количество нанесенных им потерпевшему ударов, их локализация, а также механизм причинения. Так, Валиев нанес потерпевшему множественные удары руками в область расположения жизненно-важных органов - голову и грудную клетку.

При этом суд отмечает, что показания подсудимого об обстоятельствах причинения тяжких телесных повреждений Т***, полностью согласуются с показаниями свидетелей, выводами судебных экспертиз и результатами осмотра места происшествия.

Согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы Валиев имеет расстройство, которое не лишает его способности осознавать характер своих действий либо руководить ими. В момент совершения преступления Валиев не обнаруживал болезненных расстройств психики, в том числе временного характера, мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими. В применении принудительных мер медицинского характера он не нуждается. В связи с этим суд не усматривает у Валиева признаков нарушения психической деятельности, а потому признает его вменяемым и подлежащим уголовной ответственности (л.д. 96-97).

При назначении Валиеву наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, личность виновного, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, а также мнение представителя потерпевшего.

Валиев по месту жительства характеризуется отрицательно, <данные изъяты> (л.д. 206, 207, 208, 210, 213, 214, 215).

Обстоятельствами, смягчающими наказание Валиева, суд признает полное признание вины, его явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, а также его состояние здоровья.

Обстоятельств, отягчающих наказание Валиева, не имеется.

С учетом общественной опасности и характера содеянного, всех обстоятельств дела и личности виновного суд назначает Валиеву наказание в виде лишения свободы без применения дополнительного вида наказания - ограничения свободы. Оснований для назначения подсудимому наказания условно в соответствии со ст. 73 УК РФ, а также освобождения его от уголовной ответственности и наказания суд не усматривает.

Поскольку в судебном заседании установлена имущественная несостоятельность подсудимого, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 131 и частью 6 статьи 132 УПК РФ процессуальные издержки в размере <данные изъяты>, выплаченные адвокату Грачевой за оказание ею юридической помощи Валиеву по назначению в ходе предварительного расследования, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.

Гражданский иск по уголовному делу не заявлен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307-309 УПК РФ,

П Р И Г О В О Р И Л:

Признать Валиева А.И. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч.4 УК РФ, назначив ему наказание в виде лишения свободы на срок 9 (девять) лет 3 (три) месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения Валиеву А.И. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменить, взять его под стражу в зале судебного заседания, до вступления приговора в законную силу содержать его в учреждении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области.

Срок отбывания наказания Валиеву А.И. исчислять с 25 апреля 2012 года.

Вещественные доказательства - куртку, тапочки и спортивные брюки Валиева А.И., находящиеся при деле, вернуть Валиеву А.И.. Восемь окурков, две рюмки, два половника, стакан, кружку и простыню, находящиеся при деле, уничтожить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным Валиевым А.И., содержащимся под стражей, в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий: Д.А. Бугин