Дело ***
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11.06.2010г. г.Ульяновск
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Котельникова А.Г,
при секретаре Бобровой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Чугунова Ю.П. к администрации (мэрии) г.Ульяновска, Комитету архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска, Овчинниковой О.И. и Соколовой И.О. о признании незаконными постановлений мэра г.Ульяновска о предоставлении земельных участков в аренду и признании незаконными договоров аренды земельных участков,
У С Т А Н О В И Л :
Чугунов Ю.П. обратился в суд с иском (уточненным в ходе судебного разбирательства) к мэрии г.Ульяновска, КАиГ мэрии г.Ульяновска, Овчинниковой О.И. и Соколовой И.О. о признании незаконными постановлений мэра г.Ульяновска о предоставлении земельных участков в аренду и признании незаконными договоров аренды земельных участков, в обоснование указав, что ***г. решением малого совета Луговского сельского совета ему для личного подсобного хозяйства был предоставлен в собственность земельный участок площадью 0,14 га, о чем выдано свидетельство о праве собственности на землю ***. Местоположение данного земельного участка, привязка его к местности с описанием его границ с границами земельных участков иных землепользователей была произведена в ***. архитектором Архитектурно-градостроительной службы при администрации Ульяновского района, что подтверждается планом проекта границ земельного участка. Согласно справки о предварительной регистрации адреса объекта нового строительства от ***г. на основании опорного плана города постановлением Главы города Ульяновска *** от ***г. земельному участку был присвоен юридический адрес: ... ***г. право собственности на земельный участок общей площадью 1400 кв. метров, расположенный по вышеуказанному адресу, было зарегистрировано за ним в УФРС по Ульяновской области, о чем сделана соответствующая регистрационная запись ***. Земельному участку без установления его границ присвоен кадастровый номер ***, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка. ***г. при его обращении в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости с заявлением о постановке указанного земельного участка на кадастровый учет с определением его границ, ему стало известно, что границы его земельного участка (н2-н4) пересекают границы земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ..., и границы земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ..., которые были предоставлены в аренду Овчинниковой О.И. на основании постановления мэра г.Ульяновска *** от ***г. и Соколовой И.О. на основании постановления мэра г.Ульяновска *** от ***г. С ***. он фактически владеет, а с ***. пользуется своим земельным участком, в связи с чем считает незаконным передачу Овичинниковой О.И. и Соколовой И.О. принадлежащего ему земельного участка. На основании ст.168 ГК РФ просит суд признать незаконными вышеуказанные постановления мэра г.Ульяновска о передаче земельных участков в аренду, и признать незаконными договоры аренды земельных участков, заключенных мэрией г.Ульяновска с Овчинниковой О.И. и Соколовой И.О.
В судебном заседании истец Чугунов Ю.П. свои исковые требования поддержал, приведя в обоснование доводы, аналогичные изложенным в иске, дополнительно пояснив, что с ***. по ***. он использовал свой земельный участок под посадку картошки, при этом расположение данного участка по указанию администрации совхоза «Л.» ежегодно менялось, так как картошку сажали в разных местах. Аналогичная ситуация была и у остальных жителей села. Весной *** года по просьбе жителей села к ним приезжал архитектор Ульяновского района П., который определил каждому конкретный земельный участок с привязкой его на местности. Таким образом месторасположение его земельного участка было определено и его границы закреплены в плане проекта границ, составленном архитектурно-градостроительной службой администрации Ульяновского района. После этого он получил в БТИ г.Ульяновска справку о предварительной регистрации адреса данного земельного участка – ..., поставил участок на кадастровый учет (без установления границ на местности), и зарегистрировал за собой право собственности на земельный участок в УФРС по Ульяновской области. На данном земельном участке у него каких-либо строений нет, на нем он выращивает траву на корм скоту. Участок огражден от соседних участков колышками.
Представитель ответчиков мэрии г.Ульяновска и КАиГ мэрии г.Ульяновска Трифонова О.В. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что постановлением Главы города от ***г. *** Соколовой И.О. предоставлен в аренду земельный участок площадью 1000,0 кв. метров по ... г.Ульяновска под индивидуальное жилищное строительство. Постановлением Главы города от ***г. *** Овчинниковой О.И. предоставлен в аренду земельный участок площадью 1000,0 кв. метров по ... г.Ульяновска под индивидуальное жилищное строительство. В соответствии с п. ст.30.1 ЗК РФ по заявлениям Соколовой И.О. и Овчинниковой О.И. были опубликованы информационные сообщения в газете «У.» о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных участков. После публикации данных сообщений повторных заявлений о предоставлении в аренду данных земельных участков в мэрию не поступало. По истечении месяца со дня опубликования этих сообщений было принято решение о предоставлении в аренду земельных участков Соколовой И.О. и Овчинниковой О.И., договоры аренды были заключены в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета этих земельных участков. При предоставлении Чугунову Ю.П. земельного участка в свидетельстве о праве собственности на землю адресные ориентиры земельного участка указаны не были. Указанное свидетельство является временным документом и действует до выдачи соответствующего акта на землю. Однако акт на землю Чугунову Ю.П. не выдавался. Справка о предварительной регистрации адреса земельного участка, выданная Чугунову Ю.П. УОГУП БТИ ***г., не является правомочной, поскольку постановлением Губернатора Ульяновской области от ***г. *** полномочия УОГУП БТИ по ведению адресного реестра и предварительной регистрации адресов объектов нового строительства были отменены. В соответствии с ч.5 п.5 ст.37 Устава муниципального образования «Город Ульяновск», присвоение почтовых адресов на территории города Ульяновска, наименование вновь возникающих улиц, переименование существующих, определение нумерации домов относится к полномочиям мэрии г.Ульяновска. При этом ссылка истца на постановление Главы города *** от ***г. не может быть применима, поскольку указанным постановлением ... внесена в официальный реестр наименований улиц г.Ульяновска, в отношении участка истца в этом постановлении речи не идет. При постановке земельного участка истца на кадастровый учет границы земельного участка установлены не были. Позже за Чугуновым Ю.П. было зарегистрировано право собственности на земельный участок. Поскольку все перечисленные действия истца по оформлению земельного участка по ... противоречат нормам действующего земельного законодательства, исковые требования Чугунова Ю.П. являются несостоятельными.
Ответчики Овчинникова О.И. и Соколова И.О. в судебное заседание не явились, представили отзывы о несогласии с иском Чугунова Ю.П. и просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица УОГУП БТИ Игдалова Н.И. в судебном заседании иск Чугунова Ю.П. поддержала, пояснив, что на основании заявления Чугунова Ю.П. от ***г. их предприятием ему ***г. была выдана справка о предварительной регистрации адреса объекта нового строительства – земельного участка по адресу: .... При этом заявителем были представлены свидетельство о праве собственности на землю и проект границ от ***. На основании постановления Главы города от ***г. *** в реестрах адресной службы ОГУП БТИ улице было присвоено название «...», предварительный номер дому был присвоен на основании Дежурного плана разбивки земельных участков в ....
Представитель третьего лица Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами (КУГИЗ) Седова Н.П. в судебном заседании с иском Чугунова Ю.П. не согласилась, пояснив, что решением малого совета Луговского сельского Совета от ***г. истцу был предоставлен в собственность земельный участок площадью 0,14 га из категории земель сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства. Чугунову Ю.П. выдано свидетельство о праве собственности на землю, в котором адресные координаты отсутствуют. Ранее земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения был предоставлен ***. В настоящее время на земельный участок с кадастровым номером *** площадью 25 390 000 кв. метров, расположенный по адресу: ... зарегистрировано право собственности ... (свидетельство от ***г. серия *** *** ***). Поскольку земельный участок выдавался Чугунову Ю.П. из земель сельскохозяйственного назначения, мэрия г.Ульяновска не вправе распоряжаться таким земельным участком ввиду наличия зарегистрированного права собственности Ульяновской области. В соответствии с п.1.1. Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 8 апреля 1996г., межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Согласно п.1.4. данной Инструкции межевание земель выполняют проектно-изыскательские организации Роскомзема, а также граждане и юридические лица, получившие в установленном порядке лицензии на право выполнения этих работ. В соответствии со ст.30 ЗК РСФСР, действовавшего на период выдачи истцу свидетельства о праве собственности, граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в собственность подавали заявление в Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков. По поручению Совета народных депутатов местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам в двухнедельный срок должен был подготовить необходимые материалы и предоставить их на утверждение Совета народных депутатов. Однако земельно-правовые документы на участок истца были оформлены с нарушениями действующих норм. Порядок предоставления земельных участков Соколовой И.О. и Овчинниковой О.И. в аренду для жилищного строительства предусмотрен ст.30.1. ЗК РФ, и был полностью соблюден мэрией г.Ульяновска. Обращаясь в суд со своим иском, Чугунов Ю.П. не указал – в чем заключается нарушение его прав действиями ответчиков, и не приводит нормативно-правового обоснования своих требований. Кроме того, Чугунов Ю.П. пропустил установленный ст.195 ГК РФ срок исковой давности (3 года) для обращения в суд с данным иском, поскольку с момента выдачи ему свидетельства о праве собственности на землю прошло более 17 лет.
Представитель третьего лица администрации Железнодорожного района г.Ульяновска представил в судебное заседание заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие, и отзыв, в котором указал, что администрация Железнодорожного района г.Ульяновска не является собственником спорных земельных участков, и в соответствии с Положением администрация района не обладает полномочиями по выделению и определению месторасположения земельных участков. Такие полномочия в области земельных отношений осуществляет КУЗР мэрии г.Ульяновска.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явился, представил заявления с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, решение полагая на усмотрение суда.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В судебном заседании установлено, что постановлением Главы города от ***г. *** Соколовой И.О. предоставлен в аренду земельный участок площадью 1000,0 кв. метров по ... под индивидуальное жилищное строительство.
Постановлением Главы города от ***г. *** Овчинниковой О.И. предоставлен в аренду земельный участок площадью 1000,0 кв. метров по ... под индивидуальное жилищное строительство.
Решения о предоставлении Соколовой И.О. и Овчинниковой О.И. были приняты мэрией г.Ульяновска в соответствии с положениями ст.30.1 ЗК РФ, а именно: первоначально после поступления заявлений Соколовой И.О. и Овчинниковой О.И. были опубликованы информационные сообщения в газете «У.» о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных участков. После публикации данных сообщений повторных заявлений о предоставлении в аренду данных земельных участков в мэрию не поступило. По истечении месяца со дня опубликования этих сообщений мэрией было принято решение о предоставлении в аренду земельных участков Соколовой И.О. и Овчинниковой О.И., и договоры аренды с ними были заключены в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета этих земельных участков.
Чугунов Ю.П. утверждает, что указанные постановления мэра и договоры аренды земельных участков нарушают его права, а именно – право собственности на принадлежащий ему земельный участок по адресу: ....
Однако суд не может согласиться с данным утверждением по следующим основаниям.
В соответствии со ст.18 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991г. (действующего на момент выдаче истцу свидетельства о праве собственности на землю) к ведению сельских, поселковых Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений относилось: 1) предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность и аренду в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса; 2) регистрация права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоров на временное пользование и аренду земельных участков) организация ведения земельного кадастра.
Согласно ст.30 этого же Земельного кодекса РСФСР граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в собственность или пожизненное наследуемое владение, подают заявление в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков. В заявлении должны быть указаны цель использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение. По поручению Совета народных депутатов местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам в двухнедельный срок готовит необходимые материалы и представляет их на утверждение Совета народных депутатов. Принятое решение (либо выписка из него) о предоставлении земельного участка выдается гражданину в семидневный срок с момента его принятия. При передаче всего земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов является основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю.
В силу положений статьи 31 данного Кодекса право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждается Советом Министров РСФСР.
В судебном заседании установлено, что на основании решения малого совета ... сельского совета от ***г. Чугунову Ю.П. за подписью Главы администрации ... сельского совета и председателя Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Ульяновского района Ульяновской области выдано свидетельство *** о праве собственности на землю, а именно – на земельный участок площадью 0,14 га для личного подсобного хозяйства в ... (без определения границ и указания конкретного расположения на местности). При этом в данном свидетельстве указано, что оно является временным документом и действует до выдачи соответствующего государственного акта установленной формы.
Согласно Инструкции «О порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного пользования землей» от 09.03.1992г. право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование земельными участками удостоверяется государственным актом (п. 1.1).
Государственные акты по утвержденным формам выдаются органами местной администрации всем гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям при предоставлении им в установленном порядке земель в собственность, владение, пользование, а также при перерегистрации прав на предоставленный ранее земельный участок (п.п. 1.4).
Границы земельных участков устанавливаются в натуре (на местности) специалистами комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам или по их поручению организациями, имеющими право на проведение указанных работ, с участием граждан или представителей собственников земли, землевладельцев или землепользователей, за которыми закрепляются земельные участки, и смежных землепользователей. При определении границ на местности составляется акт их установления (восстановления), в котором дается описание положения границ на местности и делается запись о передаче собственникам земли, землевладельцам и землепользователям межевых знаков под наблюдение за сохранностью и об их ответственности за уничтожение знаков. После установления и закрепления границ земельного участка на местности или когда границы и размеры землевладения (землепользования) установлены ранее и не являются спорными, комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам вносятся в местную администрацию предложения для принятия решения о выдаче на эти участки государственных актов соответствующей формы (п. п. 2.4, 2.5).
Заполнению государственного акта предшествует составление чертежа границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании. Чертеж границ составляется на основании натурных измерений, имеющихся планово-картографических материалов или при наличии планов границ землепользовании, прилагаемых к ранее выданным документам, удостоверяющим право на землю (п.п. 2.7, 2.8).
Материалы по выдаче государственного акта формируются е землеустроительное дело. Землеустроительные дела по выдаче государственных актов хранятся в районном (городском) комитете по земельной реформе и земельным ресурсам или в сельской, поселковой, городской администрации (п.п.2.16, 2.17).
Таким образом, свидетельство о праве собственности на земельный участок, площадью 0,14 га, выданное Чугунову Ю.П., является временным документом и не может быть расценено как правоустанавливающий документ.
Однако Чугунов Ю.П. как лицо, заинтересованное в предоставлении ему земельного участка в собственность, заявление с указанием целей использования участка, предполагаемых размеров и его местоположения, в местный Совет народных депутатов не подавал, в связи с чем государственный акт на земельный участок истцу оформлен не был.
Согласно ст.17 Федерального закона от 18 июня 2001г. N78-ФЗ «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.14.4. Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003г., результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ. Согласованные границы объекта землеустройства закрепляются межевыми знаками, фиксирующими на местности местоположение поворотных точек границ объекта землеустройства.
Согласно п.18.5. Методических рекомендаций включенные в землеустроительное дело материалы межевания и карта (план) объекта землеустройства (карта (план) границ объекта землеустройства) утверждаются Росземкадастром или его территориальными органами.
В соответствии с Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 8 апреля 1996г., Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными Росземкадастром 18 апреля 2003г., межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Установление и закрепление границ на местности выполняют по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности. Межевание земель выполняют проектно-изыскательские организации Роскомзема, а также граждане и юридические лица, получившие в установленном порядке лицензии на право выполнения этих работ. Органы местного самоуправления участвуют в процедуре согласования границ земельных участков в следующем порядке: в случае, если земельный участок граничит с улицами, дорогами, проходами, проездами и т.п., согласование должно производиться с Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска во избежание предоставления земельных участков за пределами красной линии; в случае, если земельный участок граничит с землями, не являющимися землями общего пользования, границы подлежат согласованию с Комитетом по управлению земельными ресурсами и землеустройству мэрии г.Ульяновска во избежание накладок на соседние землепользования.
Вместе с тем, из пояснений истца следует, что после выдачи свидетельства о праве собственности на землю, администрация ... не предоставляла ему конкретного земельного участка, межевание участка не проводилось, и он в период с ***. по ***. (как и остальные жители) пользовался земельными участками под посадку картошки в тех местах, которые указывали представители администрации их села (в различных полях рядом с ...). То есть границы принадлежащего ему земельного участка никто не устанавливал, и само месторасположение участка каждый год менялось.
Справка о предварительной регистрации адреса земельного участка истца – ... была выдана Чугунову Ю.П. УОГУП БТИ с превышением своих полномочий и без каких бы то ни было законных оснований. Со слов представителя УОГУП БТИ адрес земельного участка истца был присвоен на основании проекта границ, оформленного архитектором архитектурно-строительной службы администрации Ульяновского района. Однако данный проект границ не может являться основанием для определения границ земельного участка Чугунова Ю.П. на местности, поскольку архитектор района не вправе единолично решать вопрос об определении границ каких-либо земельных участков, и данный проект границ не согласован ни с одним полномочным органом. Вместе с тем неправомочное присвоение земельному участку истца конкретного адреса повлекло за собой дальнейшую постановку данного земельного участка на кадастровый реестр УФАКОН по Ульяновской области (без определения границ участка), а после этого – регистрацию права собственности на данный земельный участок за истцом УФРС по Ульяновской области.
Согласно ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Истец в судебном заседании пояснил, что первоначально земельный участок ему предоставлялся на различных полях вокруг ... для посадки картошки. В его свидетельстве о праве собственности на землю также указано категория предоставленного земельного участка – сельскохозяйственные угодья. Однако в кадастровом паспорте предоставленного ему затем земельного участка (...) указана уже другая категория земель – земли населенных пунктов. Чугунов Ю.П. также не отрицал в судебном заседании, что данный земельный участок находится на территории населенного пункта .... То есть собственником земель данного населенного пункта является муниципальное образование «город Ульяновск» в лице органа местного самоуправления – мэрии г.Ульяновска.
Согласно ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования, распоряжения принадлежащим ему имуществом.
Вместе с тем надлежащий собственник спорного земельного участка – мэрия г.Ульяновска не предоставляла истцу в собственность земельный участок по адресу: .... Более того, мэрия г.Ульяновска и не могла выделить Чугунову Ю.П. земельный участок на основании выданного ему свидетельства о праве собственности на землю, поскольку данным документом истцу предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которые являются собственностью Ульяновской области (земли ОГУСП Совхоз «Л.»).
Учитывая, что определение конкретного адреса местонахождения принадлежащего Чугунову Ю.П. земельного участка было произведено с нарушениями закона, и надлежащий собственник земельных участков, расположенных на территории населенного пункта ... (то есть – муниципального образования «город Ульяновск») в лице администрации (мэрии) г.Ульяновска не выделял истцу какой-либо земельный участок на данной территории, и границы принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка до настоящего времени не определены, у истца отсутствует субъективное право требовать устранения нарушения своих прав, связанных с правом собственности на землю.
Со своей стороны мэрия г.Ульяновска при вынесении постановлений о предоставлении в аренду земельных участков Соколовой И.О. и Овчинниковой О.И. и последующем заключении с ними договоров аренды земельных участков каких-либо нарушений закона или прав и охраняемых законом интересов истца Чугунова Ю.П. не нарушала. В связи с чем отсутствуют какие-либо основания для признании незаконными как данных постановлений, так и договоров аренды.
В связи с вышеизложенным в удовлетворении иска Чугунова Ю.П. должно быть отказано в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Чугунова Ю.П. о признании незаконными:
- постановления Главы города Ульяновска от ***г. *** о предоставлении Соколовой И.С. в аренду земельного участка по ...;
- постановления Главы города Ульяновска от ***г. *** о предоставлении Овчинниковой О.И. в аренду земельного участка по ... г.Ульяновска;
- договора аренды земельного участка *** от ***г. между мэрией г.Ульяновска и Соколовой И.О.;
- договора аренды земельного участка *** от ***г. между мэрией г.Ульяновска и Овчинниковой О.И. – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд в течение десяти дней.
Судья : А.Г. Котельников