Решение по иску о компенсации мор. вреда, причиненного незаконными действиями правоохр. органов



Дело ***

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Ульяновск 24 мая 2010 г.

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего федерального судьи Харитоновой Н.А.

при секретаре Аксеновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гладилина Е.Г. к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями правоохранительных органов,

у с т а н о в и л:

Гладилин Е.Г. обратился в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска с иском к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении морального вреда в размере 10 000 000 рублей, причиненного в результате незаконного уголовного преследования и содержания под стражей. В обоснование иска указал, что 28 октября 2005 г. был задержан по подозрению в совершении в составе организованной вооруженной группы (банды) тяжких и особо тяжких преступлений, предусмотренных ст. ст. 158, 161, 162, 222, 105, 209 УК РФ. 29 октября 2005 г. ему избрана мера пресечения в виде содержания под стражей. Приговором Ульяновского областного суда с участием присяжных заседателей от 07 июля 2008 г. он был оправдан в инкриминируемых ему преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 209, ч. 1 ст. 30 и п. «а» ч. 4 ст. 162, ч. 1 ст. 30 и п.п. «а», «б» ч. 4 ст. 162, ч. 1 ст. 30 и п.п. «а», «б» ч. 4 ст. 162, ч. 1 ст. 30 и п.п. «а», «б» п. «а» ч. 3 ст. 126 УК РФ за неустановлением причастности к совершению преступлений и в связи с вынесением коллегией присяжных заседателей оправдательного вердикта. Приговором признано право на реабилитацию и обращением в суд с требованием о возмещении имущественного и морального вреда. Приговор вступил в законную силу 30 сентября 2008 г. Вердикт был оглашен 24 июня 2008 г. В этот же день он был освобожден из-под стражи. Незаконно содержался под стражей 2 года 7 месяцев 27 дней. В связи с незаконными действиями правоохранительных органов по привлечению к уголовной ответственности, задержанию и содержанию под стражей ему были причинены физические и нравственные страдания, которые выразились в самих условиях содержания под стражей, оторванности от родных и близких и привычного образа жизни, бытовых неудобствах, пребывание в состояние стресса, вызванного резкой переменой положения, страхом за свое будущее. С 24 ноября 2005 г. по 09 ноября 2006 г. обвинялся в совершении преступления, за которое он мог быть осужден к пожизненному лишению свободы. Был лишен гарантированных Конституцией Российской Федерации прав на свободу передвижения, на труд, отдых, личную семейную тайну, право на участие в воспитании малолетнего сына, которому было 4 года.

В суде Гладилин Е.Г. и представляющая его интересы адвокат Курушина Е.Г. исковые требования поддержали в полном объеме, обосновав теми же доводами.

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве в иске к Министерству финансов Российской Федерации просил отказать, считая, что Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком. Согласно ст.ст. 16, 1070 ГК РФ причиненный гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности и незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу возмещается за счет соответствующей казны. В ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. В соответствии с ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, выступает в суде от имени казны Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности. На основании ст. 52 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» финансовое обеспечение деятельности органов и учреждений Прокуратуры Российской Федерации является расходным обязательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности органов и учреждений прокуратуры осуществляет Генеральная прокуратура Российской Федерации, которая включена в ведомственную структуру расходов федерального бюджета на 2010 г. Исходя из приведенных норм права, обязанность по компенсации морального вреда, причиненного истцу, должна быть возложена на главного распорядителя бюджетных средств – Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Размер компенсации морального вреда завышен и необоснован, не подтвержден относимыми и допустимыми доказательствами, и не соответствует требованиям справедливости и разумности.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - прокуратуры Ульяновской области Балашова Н.Н., признавая законность требования о возмещении морального вреда, размер компенсации, как чрезмерно завышенный и не соответствующий принципам разумности и справедливости, просила максимально снизить с учетом складывающейся судебной практики по Ульяновской области.

Представители привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФГУ ИЗ-73/1 УФСИН России по Ульяновской области Ченакин В.И. и Друзина В.А. в удовлетворении иска просили отказать в связи с тем, что в следственном изоляторе истец содержался в надлежащих условиях, его права и законные интересы сотрудниками учреждения не нарушались.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Следственного управления следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по Ульяновской области Филоненко Д.А. в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав в судебном заседании пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав и оценив, представленные доказательства, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.

Приговором Ульяновского областного суда с участием присяжных заседателей от 07 июля 2008 г., вступившим в законную силу 30 сентября 2008 г., Гладилин Е.Г. оправдан в инкриминируемых ему преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 209, ч. 1 ст. 30 и п. «а» ч. 4 ст. 162, ч. 1 ст. 30 и п.п. «а», «б» ч. 4 ст. 162, ч. 1 ст. 30 и п.п. «а», «б» ч. 4 ст. 162, ч. 1 ст. 30 и п.п. «а», «б» п. «а» ч. 3 ст. 126 УК РФ за неустановлением причастности к совершению преступлений и в связи с вынесением коллегией присяжных заседателей оправдательного вердикта, за ним признано право на реабилитацию.

В связи с привлечением к уголовно ответственности Гладилин Е.Г. с 27 октября 2005 г. содержался под стражей и был освобожден в зале суда 24 июня 2008 г.

Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В силу ч. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, - за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Компенсация морального вреда в силу ст. 1100 ГК РФ осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

На основании ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Гладилин Е.Г. ранее к уголовной ответственности не привлекался, длительное время работал в правоохранительных органах. В связи с заключением под стражу он был лишен возможности вести привычный образ жизни, общаться с родственниками и друзьями, работать, заниматься воспитанием и содержать своего малолетнего сына. Информация о привлечении Гладилина Е.Г. к уголовной ответственности была опубликована в газете. Условия содержания, отсутствие контактов с внешним миром, угроза назначения наказания в виде пожизненного лишения свободы, умаление авторитета в глазах близких и знакомых в течение длительного времени вызвали у него тревогу, душевные страдания и страх.

Учитывая срок, в течение которого Гладилин Е.Г. содержался под стражей, характер причиненных нравственных страданий, личность истца, требования разумности и справедливости заявленную сумму суд считает завышенной и определяет размер компенсации морального вреда в 300 000 рублей.

Компенсация взыскивается с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Довод представителя ответчика - Министерства финансов Российской Федерации о том, что надлежащим ответчиком является Генеральная прокуратура, является несостоятельным.

Вред, причиненный гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, в силу п. 1 ст. 1071 ГК РФ).

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Гладилина Е.Г. удовлетворить.

Взыскать в пользу Гладилина Е.Г. с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в возмещение морального вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности и незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, 300 000 (триста тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья подпись Н.А. Харитонова

Копия верна. Судья