Решение по иску о признании незаконными действий, об обязании предоставления земельного участка



Дело № 2-1404/2010

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Ульяновск 27 июля 2010 г.

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего федерального судьи Харитоновой Н.А.

при секретарях Тарасове А.В. и Аксеновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кропачевой Л.И. к мэрии г. Ульяновска, Комитету архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска и Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г. Ульяновска о признании незаконными действий Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска и об обязании предоставить земельный участок,

у с т а н о в и л:

Кропачева Л.И. обратилась в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска с уточненным при рассмотрении дела иском к мэрии г. Ульяновска, Комитету архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска и Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г. Ульяновска, в котором просила признать отказ Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска в регистрации и рассмотрении в предусмотренный законом срок заявления о предоставлении ей земельного участка под строительство гаража по адресу: г. Ульяновск, ..., ..., и отказ в выдаче ответа на заявление незаконными и обязать предоставить ей земельный участок под строительство гаража по адресу: ..., ..., .... Требования обосновала тем, что она является собственником магазина «***» по адресу: г. Ульяновск, ..., .... Земельный участок площадью 630,4 кв. м, на котором расположен магазин, передан ей в аренду. 27 ноября 2009 г. в газете «***» были опубликованы объявления о предоставлении земельных участков для строительства гаражей по адресу: г. Ульяновск, ..., .... 04 декабря 2009 г. она обратилась с заявлением на имя мэра г. Ульяновска о предоставления ей земельного участка. 17 декабря 2009 г. Комитет по управлению земельными ресурсами и землеустройству уведомил ее о направлении заявления в Комитет архитектуры и градостроительства для рассмотрения и принятия решения, в котором заявление было потеряно. Ее последующие жалобы и заявления в Комитет по управлению земельными ресурсами и землеустройству проигнорированы. Бездействие ответчика противоречит нормам земельного законодательства, нарушает ее законные интересы. Земельные участки, предоставляемые под строительство гаражей, являются смежными с земельным участком, находящимся у нее в аренде. О проведении межевания смежного земельного участка ее не известили, акт об установлении границ она не подписывала. В марте 2010 г. она получила от Комитета архитектуры и градостроительства ответ с рекомендацией обратиться в суд. Считает, что действия ответчика и непринятие решения о предоставлении земельного участка для строительства гаража противоречат ст.ст. 30, 31, 32 и 69 Земельного кодекса РФ и являются незаконными.

В суде истица Кропачева Л.И. и представляющая ее интересы по доверенности Исакова О.А. настаивали на удовлетворении уточненных исковых требований по доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснили, что земельные участки, предоставляемые под строительство гаражей, фактически заняты самовольно построенными более 20 лет назад сараями. Кропачева Л.И. с весны 2009 г. пользуется сараем *** с разрешения Чурбановой И.В., которая пользовалась сараем после смерти первоначального владельца Васильева И.П. Затем наследник умершего владельца - Васильев подарил ей сарай.

Представитель ответчиков – мэрии г. Ульяновска и Комитета по управлению земельными ресурсами и землеустройству мэрии г. Ульяновска Пикусева И.В. в удовлетворении иска просила отказать, поскольку мэрией права истицы не нарушены, а Комитет по управлению земельными ресурсами и землеустройству мэрии г. Ульяновска (в настоящее время Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г. Ульяновска) не вправе принимать решения о предоставлении земельных участков в собственность либо аренду и является ненадлежащим ответчиком.

Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г. Ульяновска (КУГИЗ) создан на основании решения Ульяновской Городской Думы от 28 апреля 2010 г. как отраслевой орган мэрии г. Ульяновска по решению вопросов местного значения в области управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «город Ульяновск», и в области земельных отношений.

Представитель ответчика Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска (КАиГ) Трифонова О.В. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя КАИГ и отказать в иске, поскольку требования Кропачевой Л.И. основаны на неправильном толковании ст. 31 Земельного кодекса РФ.

Привлеченные судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Козлова Л.В., Забалуев Д.О., Орлова Л.Н., Липатова Н.Н. и Чурбанова И.В. и Карпеева В.А., представляющая по доверенности интересы Козловой Л.В., Забалуева Д.О., Орловой Л.Н. и Чурбановой И.В., просили отказать в удовлетворении иска, считая, что сараи возведены законно на основании решения Исполкома ..., и они как владельцы сараев вправе получить земельные участки, на которых они расположены, под строительство гаражей. Истица самовольно огородила земельный участок и препятствует им в свободном доступе к сараям.

Выслушав в судебном заседании пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, ознакомившись с отзывами, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению в части.

Решением Исполкома *** от *** Васильеву И.П., Козловой А.Н., Афанасьеву Н.П., Хохловой Т.А. было разрешено оформить документы на строительство сараев с погребами в плане 2,4 х 3,0 м при котельной *** по .... В двухмесячный срок им предписывалось заказать проект и представить его на утверждение в горархитектуру.

Фактически было самовольно построено 5 капитальных строений, владельцы которых менялись.

31 августа 2009 г. Козлова Л.В., Забалуев Д.О., Орлова Л.Н., Липатова Н.Н. и Чурбанова И.В. как владельцы строений, обратились к Главе г. Ульяновска с заявлением о выделении земельного участка под существующими кирпичными боксами (гаражами).

27 ноября 2009 г. в газете «Ульяновск сегодня» в соответствии с п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ были опубликованы сообщения о возможном или предстоящем предоставлении 5 земельных участков юго-восточнее здания *** по ...: участок *** - 19,2 кв. м, участок *** - 23,0 кв. м, участок *** - 33,6 кв. м, участок *** - 19, 2 кв. м и участок *** - 28,8 кв. м.

После ознакомления с объявлениями 04 декабря 2009 г. Кропачева Л.И. обратилась к Главе г. Ульяновска с заявлением, в котором указывала на то, что участок площадью 33,6 кв. м принадлежит по документам ей, и просила рассмотреть возможность приобретения участка для строительства гаража согласно сложившемуся порядку пользования и ранее выданных документов от 1988 г. Заявление поступило в мэрию г. Ульяновска 10 декабря 2009 г. и ему был присвоен ***.

17 декабря 2009 г. заявление было направлено для рассмотрения и принятия решения в Комитет архитектуры и градостроительства (КАиГ).

*** КАиГ на заявление Кропачевой Л.И. от *** дал ответ, разъяснив право на обращение в суд в связи с имеющимся гражданско-правовым спором.

Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлен общий срок рассмотрения обращений государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами - 30 дней. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (ч. 2 ст. 12).

КАиГ в нарушение ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответ на обращение дал более чем через 3 месяца после его поступления. Утверждения истицы о несвоевременности рассмотрения и дачи ответа на ее обращение от 04 декабря 2009 г. о предоставлении земельного участка площадью 33,6 кв. м под строительство гаража нашли подтверждение и являются обоснованными.

В остальной части требования Кропачевой Л.И. не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 Земельного кодекса РФ.

Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. По смыслу данной статьи к компетенции органа местного самоуправления относится и установление порядка предоставления земельных участков для строительства.

В силу п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. По смыслу указанной нормы информирование направлено не только на защиту интересов населения, но и на выявление наличия потенциальных претендентов на земельный участок.

Правила землепользования и застройки в г. Ульяновске утверждены решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. № 90 (с последующими изменениями). Статьей 12 Правил определен порядок принятия решений о предоставлении разрешения на основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, согласно которому отвечающее требованиям п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, подается на имя Главы города Ульяновска. Глава города Ульяновска заявления, указанные в части 1 настоящей статьи, направляет заместителю Главы города Ульяновска, курирующему вопросы архитектурно-строительного комплекса, для последующего направления в КАиГ мэрии г. Ульяновска. После поступления заявления мэрия г. Ульяновска обеспечивает в течение двух недель с момента поступления заявления публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка. КАиГ мэрии г. Ульяновска готовит проект постановления мэрии города Ульяновска об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, проект постановления мэрии города Ульяновска о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в этом. При рассмотрении заявления в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, КАиГ мэрии проводятся согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в КАиГ мэрии.

В силу ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.

Кропачева Л.И. обращалась с иском к мэрии г. Ульяновска, Липатовой Н.Н., Козловой Л.В., Орловой Л.Н., Забалуеву Д.О., Василевской Н.Г. о сносе самовольно возведенных построек. *** суд отказал ей в удовлетворении иска. Судом кассационной инстанции 15 *** кассационная жалоба Кропачевой Л.И. оставлена без удовлетворения.

До настоящего времени мэрией г. Ульяновска решение о предоставлении земельных участков не принято в связи с возникшим спором о правах на строения между истицей и ответчиками.

Обращение с заявлением о предоставлении земельного участка после публикации информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков в связи с обращением Козловой Л.В., Забалуева Д.О., Орловой Л.Н., Липатовой Н.Н. и Чурбановой И.В. не дает Кропачевой Л.И. каких-либо преимуществ перед ними и не порождает обязанности у мэрии г. Ульяновска по предоставлению земельного участка ей.

Утверждение истицы о нарушении ее прав при проведении землеустройства является несостоятельным. Порядок проведения землеустройства рассматривается при проведении кадастровых работ в отношении земельного участка. Решение о предварительном согласовании места расположения гаражей юго-восточнее здания ... по ... мэрией г. Ульяновска не принято.

КУГИЗ мэрии г. Ульяновска в соответствии с Положением о КУГИЗ мэрии г. Ульяновска не наделен полномочиями по предоставлению земельных участков в собственность или аренду и является ненадлежащим ответчиком по делу.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Кропачевой Л.И. к Комитету архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска в части несвоевременного рассмотрения и дачи ответа на обращение Кропачевой Л.И. от *** о предоставлении земельного участка площадью 33,6 кв.м под строительство гаража.

В удовлетворении исковых требований Кропачевой Л.И. к Комитету архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска в остальной части и в иске к мэрии г. Ульяновска и Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г. Ульяновска отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья подпись Н.А. Харитонова

я