Решение по иску о включении периода работы в специальный трудовой стаж



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 августа 2010 года г.Ульяновск

Железнодорожный районный суд в составе:

Председательствующего судьи Черновой Н.В.,

При секретаре Просвирнове Г.Е.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никифоровой Л.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе о включении периода работы в специальный стаж для назначения пенсии по старости в связи педагогической деятельностью и назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

Никифорова Л.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в Железнодорожном районе о включении периода работы в специальный стаж для назначения пенсии по старости в связи педагогической деятельностью и назначении досрочной трудовой пенсии. В обоснование иска указала, что 15 января 2010 года Никифорова Л.И. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по ст. 28 п.1 п.п.10 Закона РФ № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В назначении пенсии ей было отказано, поскольку в стаж не были включены следующие периоды работы: с 17.09.1981 г. по 17.09.1985 г. в должности «***» в средней школе № ***; с 25.02.1988 г. по 31.08.1991 г. в должности «***». Считает, что данные периоды работы не включены в стаж для досрочного назначения пенсии незаконно, т.к. исходя из Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01. 2004г. № 2-П, при исчислении стажа до 01.10.1993 г. может применяться Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства, которое включало в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы в должности штатных старших пионерских вожатых. Кроме этого, в списке должностей имеется должность «Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми». В штатном расписании школы № *** на 1987- 1988 учебный год, утвержденном в Железнодорожном районном отделе народного образования значится должность «Организатор ***». То обстоятельство, что в её трудовой книжке не сделана запись о воспитательной работе с детьми, не может влиять на её право на пенсионное обеспечение. Действовавший на указанный период её работы Устав средней общеобразовательной школы, одобренный Постановлением Совета Министров СССР от 8 сентября 1970 года № 749 в п.4 7 предусматривал должность «***». Согласно этому же пункту, работающий в этой должности организует работу и труд учащихся. А согласно п.3 Устава в общеобразовательной школе обучаются дети, достигшие школьного возраста.

Указанное обстоятельство также следует из письма Министерства финансов от 16 августа 1972 года «О повышении ставок и должностных окладов врачей, учителей и воспитателей детских дошкольных учреждений», согласно которому, в школах предусмотрена должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми. Согласно приказу Минпроса СССР от 20.02 1979 г. № 24« Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников учреждений просвещения» утверждена квалификационная характеристика « организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми». Таким образом, считает наименования должностей « ***» и « ***.

В судебном заседании истица требования иска поддержала полностью.

Представитель Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска в судебном заседании просила в удовлетворении искового заявления отказать в полном объеме. В обоснование своей позиции сослалась в частности на то, что право на включение периодов работы в указанных должностях в специальный стаж могло быть у истицы только в том случае, если бы на момент действия Списков от 17 декабря 1959 года № 1397 ( то есть до 1 октября 1993 года) она отработала весь требуемый для назначения пенсии педагогический стаж – 25 лет в соответствии с теми условиями, которые устанавливались постановлением № 1359. В зачете в стаж работы периода с 17.09.1981 г. по 17.09.1985 г. в должности старшей *** и с 25.02.1988г. по 31.08.1991г. в должности *** истице отказано, в связи с тем, что эти должности не включены в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.10 п.1 ст. 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г.

Выслушав пояснения сторон, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Трудовая пенсия по старости назначается в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Пунктом 3 этой же нормы Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В предшествующий период действовали Перечень, утвержденный постановлением Совмина СССР № 1397 от 17.12.1959, а также Списки, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 и Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999.

Судом установлено, что 15 января 2010 г. Никифорова Л.И. обратилась в ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Решением комиссии при ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска от 15.04.2010 г. ей отказано в назначении пенсии в связи с тем, что специальный трудовой стаж на день обращения составляет 17 лет 7 месяцев 21 день, а требуется не менее 25 лет. При этом в специальный стаж не были включены оспариваемые истицей периоды работы, в связи с тем, что эти должности не включены в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.10 п.1 ст. 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г.

Принятое решение не может быть признано полностью законным и обоснованным.

Как установлено в судебном заседании, Никифорова (Мусатова) Л.И., переведена на должность .... В указанной должности истица проработала до 17.09.1985 г.

Согласно справки отдела ЗАГС Ульяновского облисполкома, Мусатова Л.И. зарегистрировала брак с Н**, актовая запись № *** от 07.08.1993 г. После регистрации брака истице присвоена фамилия - Никифорова.

Согласно сведений МОУ «***» приказ о назначении Никифоровой Л.И. *** в архиве лицея не найден.

Однако данный факт подтверждается записями в трудовой книжке Никифоровой Л.И. о приеме её на указанную должность в среднюю школу *** и переводе на другую должность, личным листком по учету кадров, выписками из приказов об объявлении истице благодарности за проведение различных мероприятий в качестве ***, почетными грамотами за работу в деле коммунистического воспитания подрастающего поколения.

Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г.

В разделе "Наименование должностей" Списка должность *** не указана.

Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 1 января 2002 г. нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Вместе с тем согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.

Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.

В силу п. 4 данного Положения период работы в должности "пионервожатая" засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Учитывает суд и то обстоятельство, что в соответствии с Положением о порядке и исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 условием зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, кроме наличия выработанного не менее 2/3 стажа требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию являлась лишь работа в качестве штатных пионервожатых. Последнее обстоятельство ( работа истицы в качестве штатной старшей пионерской вожатой) ответчиком не оспаривается.

Таким образом, в силу приведенных выше норм права, установленных по делу обстоятельств, отказ ответчика в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей законным и обоснованным признать нельзя.

Ссылка ответчика на то, что применение Постановления СМ СССР от 17.12.1959 № 1397 могло бы иметь место, если бы до конца его действия истица отработала бы весь предусмотренный законом 25-летний стаж, суд находит не состоятельным.

Утверждение ответчика, что 2/3 стажа должны быть выработаны в период действия данного нормативного акта, является ошибочным. По смыслу данного положения, для включения периода работы в должности старшей пионерской вожатой в педагогический стаж необходимо, чтобы к моменту назначения пенсии данный стаж составлял не более 1/3 всего 25-летнего педагогического стажа. При этом не имеет значения, когда и на основании какого законодательства решается вопрос о назначении пенсии.

Данное условие Никифоровой Л.И. соблюдено, более 17 лет её трудового стажа приходится на работу, которая дает право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью по нормам как действовавших ранее, так и действующих в настоящее время правовых актов.

В связи с этим, в период работы Никифоровой Л.И. в должности старшей пионерской вожатой действующим в тот период законодательством предусматривалось, что данная работа засчитывается в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии по старости.

Также судом установлено, что приказом № *** от *** г. Никифорова (Мусатова) Л.И. назначена на должность организатора ***. В указанной должности истица проработала до 01.09.1991 г. С 01.09.1991 г. переведена на должность *** (приказ № 186 от 22.10.1991 г.)

Пунктом 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действующим в настоящее время Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, равно как и ранее действовавшими Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067, действительно не предусмотрена должность «организатор внеклассной и внешкольной работы», а предусмотрена должность «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми».

В судебном заседании установлено, что в указанный период истица осуществляла педагогическую деятельность, занималась воспитанием и обучением детей.

Данные обстоятельства подтверждаются выписками из приказов по средней школе № *** им. Ленинского Комсомола о переводе истицы на указанную должность, выписками из приказов об объявлении благодарностей с занесением в личное дело за организацию и проведение различных мероприятий с детьми, почетными грамотами за работу в деле коммунистического воспитания молодежи, а также показаниями допрошенных свидетелей Ш*** Л***, которые подтвердили, что в спорный период работали вместе с истицей. Работа Никифоровой Л.И. была связана с детьми. Норму рабочего времени она вырабатывала.

Показания свидетеля Л*** подтверждаются копией его трудовой книжки и пенсионным делом, имеющимися в материалах дела.

В штатном расписании средней школы № *** на 1987- 1988 учебный год, утвержденном в Железнодорожном районном отделе народного образования значится должность «...».

Исследованные доказательства свидетельствуют о том, что в данном случае имело место неправильного наименования работодателем занимаемой истицей должности.

Должность «организатор внеклассной и внешкольной работы» по функциональным обязанностям тождественна должности «организатор внеклассной внешкольной воспитательной работы с детьми», которая даёт право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

То обстоятельство, что в трудовой книжке Никифоровой Л.И. не сделана запись о воспитательной работе именно с детьми, не может влиять на право истицы на пенсионное обеспечение.

Период работы Никифоровой Л.И. с 25.02.1988 г. по 31.08.1991 г. в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в средней школе *** им. Ленинского комсомола подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Руководствуясь ст.ст. 191-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Никифоровой Л.И. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области засчитать в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды работы Никифоровой Л.И.:

- с 17.09.1981 г. по 17.09.1985 г. в должности ... в средней школе ...;

- с 25.02.1988 г. по 31.08.1991 г. в должности ....

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области назначить Никифоровой Л.И. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 15.01.2010 г.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд в течение 10 дней.

Судья Н.В. Чернова