Дело № 2-1847/2010
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Ульяновск 31 августа 2010 г.
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего федерального судьи Харитоновой Н.А.
при секретаре Аксеновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ментов В.А. к федеральному бюджетному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Министерству финансов Ульяновской области и Министерству финансов Российской Федерации о взыскании морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания,
у с т а н о в и л:
Ментов В.А. обратился в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска с иском к федерального бюджетного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (учреждение ИЗ-73/1) и Министерству финансов Ульяновской области о взыскании компенсации морального вреда в размере 1 000 000 рублей в связи с ненадлежащими условиями содержания в учреждении ИЗ-73/1. В обоснование иска указал, что с начала марта 2005 г. по 26 апреля 2006 г. содержался в ненадлежащих условиях в учреждении ИЗ-73/1 в камерах № *** в разные периоды с нарушением прав человека и установленных требований. Камеры были переполнены, спать приходилось по очереди. Подушка, матрац, одеяло и постельное белье - ненадлежащего качества. Камера № *** где он содержался с марта по июнь 2005 г. находилась в антисанитарных условиях, в ней было сыро, тараканы, вши, клопы, пауки. Отсутствовали сантехнические удобства. Не было горячей воды. Не работала вентиляция, из-за чего было жарко летом и очень холодно зимой. Туалет в виде чаши в углу камеры был отделен от жилой зоны кирпичной перегородкой высотой около 1 м с деревянной дверью и просматривался через глазок. Отправление естественных надобностей происходило на глазах лиц, находящихся в камере. Туалет не был оборудован сливным бачком. Слабый напор воды не позволял смыть нечистоты в канализацию. Нечистоты скапливались в сливном отверстии чаши и наполняли камеру нестерпимым зловонием. Пол и стены в камере были бетонные. Из-за чего приходилось постоянно дышать бетонной пылью. В окнах отсутствовали стекла. Их приходилось обклеивать полиэтиленом. В связи с этим в камере отсутствовало естественное освещение, а зимой было очень холодно и постоянно дул ветер. Отопление работало слабо. В связи с ненадлежащим остеклением окон зимой они не спасали от холода. Из-за отсутствия необходимой мебели продукты, передаваемые родственниками, и вещи хранились в антисанитарных условиях на полу. Пища была плохого качества. Свежих овощей, фруктов, мяса, молочной продукции не давали. Ввиду отсутствия вентиляции в камере были неприятные запахи, от курения постоянно стоял смог. В камере постоянно горел яркий свет, который на ночь не выключался и мешал нормальному сну. Камеры № *** были аналогично устроены и имели идентичное устройство и оборудование. Везде количество арестованных превышало число спальных мест. Каждую ночь во время, отведенное для сна (около 4-5 часов утра и ранее), будили под предлогом сбора жалоб, заявлений и выдачи хлеба. Право на помывку предоставлялось раз в неделю в течение 10 минут. Зачастую мыться приходилось холодной водой. Санитарно-гигиенические условия в душе отсутствовали – на стенах и потолке плесень и налет неизвестного происхождения. Душ приходилось принимать после больных туберкулезом, гепатитом, ВИЧ-инфицированных. Прогулки проводились в бетонных двориках не более 1 часа в день. Стены прогулочных двориков были обработаны цементным раствором с острыми и шершавыми выступлениями, что значительно увеличивало риск получения травмы во время прогулки. Здоровые заключенные гуляли в тех же двориках, в которых гуляли больные туберкулезом, гепатитом, ВИЧ-инфицированные. Прогулочные дворики никто не убирал, стены и пол зачастую были загажены отхаркиваемой мокротой, следами отправлений естественных надобностей. Камеры не были обеспечены средствами радиовещания, не доставлялись газеты и журналы. В течение года он содержался в антисанитарных и нечеловеческих условиях, которые унижали и оскорбляли человеческое достоинство, от чего он испытывал сильное и глубокое душевное потрясение. Ему были причинены глубокие душевные травмы, повлекшие онкологическое заболевание с последующей операцией.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
Дело рассмотрено по существу без участия истца Ментова В.А., который отбывает наказание по приговору суда в ФБУ ... УФСИН России по ... области, и просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ФБУ ИЗ-73/1 УФСИН России по Ульяновской области Ченакин В.И. иск не признал и пояснил, что Ментов В.А. содержался в учреждении ИЗ-73/1 с 06 марта 2005 г. по 26 апреля 2006 г. в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Камеры, в которых он содержался, оборудованы согласно требованиям Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. В камерах имелась в исправном состоянии естественная и принудительная вытяжная вентиляция. Отопление режимных корпусов централизованное, подключено к городским сетям отопления. В камерах имелось холодное водоснабжение. Питание спецконтингента осуществлялось в соответствии с утвержденными нормативами. Санитарное состояние в камерах поддерживалось самими заключенными. Ежедневно на утренней проверке присутствовал медицинский работник, который проводил осмотр камер на соответствие санитарным правилам. Санитарно-эпидемиологическое состояние жилых камер и банно-прачечного комплекса в 2005 -2006 г. было удовлетворительным. Профилактика заболевания туберкулезом проводилась согласно приказу Минздрава России от 21 марта 2003 г. № 109. Жалоб на условия содержания в период пребывания в учреждении ИЗ-73/1 от Ментова В.А. не было.
Представитель Министерства финансов Ульяновской области Гусева Е.Н. в иске к Министерству финансов Ульяновской области просила отказать как ненадлежащему ответчику. ФБУ ИЗ-73/1 Ульяновской области не находится в ведомственной принадлежности Министерства финансов Ульяновской области и не финансируется из бюджета области.
Представитель Министерства финансов РФ просил рассмотреть дело без участия представителя Министерства. В письменном отзыве в иске просил отказать в связи с тем, что истцом не представлены доказательства причинения моральных и физических страданий. Истец содержался на равных условиях с остальными заключенными. В отношении него не было допущено каких-либо действий, ущемляющих его права и свободы.
Выслушав в судебном заседании участников процесса, ознакомившись с отзывами, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявление удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из этого, а также из положений ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Моральный вред определяется в ст. 151 ГК РФ как физические или нравственные страдания. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 дано более конкретное определение морального вреда: нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), либо нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина.
Ментов В.А. содержался в учреждении ИЗ-73/1 с 06 марта 2005 г. по 26 апреля 2006 г. в камерах № *** в связи с привлечением к уголовной ответственности. Приговором ... суда от 07 декабря 2005 г. он осужден по п.п. «ж», «з» ч. 2 ст. 105, п. «в» ч. 3 ст. 162, ч. 2 ст. 222, ч. 3 ст. 69 УК РФ к 16 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительном учреждении строгого режима. Приговор вступил в законную силу 04 апреля 2006 г.
Права подозреваемых и обвиняемых и их обеспечение закреплены в граве II Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и принятых в его развитие Постановлениях Правительства Российской Федерации и ведомственных нормативных актах.
Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (ст. 4 Закона № 103-ФЗ).
В местах содержания под стражей согласно ст. 15 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Внутренний распорядок работы следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы регламентируется Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными приказом Минюста России от 14 октября 2005 г. № 189. До издания указанного приказа действовали Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России от 12 мая 2000 г. № 148.
Подозреваемые и обвиняемые в силу ст. 22 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется право приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары.
Нормы питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. № 205 и принятым в его исполнение приказом Минюста РФ от 02 августа 2005 г. № 125.
Ментов В.А. обеспечивался питанием в соответствии с установленными нормами. Контроль качества приготовления пищи осуществлялся постоянно дежурным фельдшером с фиксацией результатов в специальном журнале.
Подозреваемым и обвиняемым согласно ст. 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Камеры учреждения ИЗ-73/1, в которых содержался Ментов В.А., были оборудованы естественной вентиляцией и принудительной вытяжной вентиляцией, находившейся в рабочем состоянии. Отопление режимных корпусов производилось через городские тепловые сети. В камерах имелось холодное водоснабжение, тумбочки и полки для хранения продуктов питания.
В камерах имелись напольные чаши (унитазы), оборудованные в соответствии с утвержденными нормативами, обеспечивающими соблюдение режимных мероприятий.
Максимальная наполняемость камер соответствовала наличию в каждой камере установленных спальных мест, что подтверждено Книгой количественной проверки. Количество содержащихся в камере в основном было меньше количества установленных в камере спальных мест.
Лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится согласно ст. 24 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Согласно представленным медицинским документам необходимая медицинская помощь Ментову В.А. оказывалась как амбулаторно, так и в условиях стационара.
Санитарные обработки камер, в том числе от насекомых, проводилась регулярно. В подтверждение были представлены журналы санитарных обработок.
Подозреваемые и обвиняемые согласно п. 11 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
Порядок проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых устанавливается Правилами внутреннего распорядка (п. 14 ч. 2 ст. 16 Закона).
Ментову В.А. ежедневно предоставлялись прогулки согласно ежемесячному графику, утвержденному начальником учреждения. Срывов вывода на прогулку по вине сотрудников учреждения не было.
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка еженедельно предоставлялась возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут, подозреваемые и обвиняемые проходили санитарную обработку.
Не нашли подтверждения и другие нарушения условий содержание, на которые указывается истцом.
Документами, представленными ответчиком - ФБУ ИЗ-73/1 УФСИН России по Ульяновской области, полностью опровергнуты доводы истца о нарушениях условий содержания.
В период содержания в учреждении ИЗ-73/1 Ментов В.А. с жалобами на ненадлежащие условия содержания никуда не обращался.
Представленные истцом письменные пояснения Б** и Ж**., которые содержались вместе с ним в ФБУ ИЗ-73/1 УФСИН России по Ульяновской области, являются недопустимым доказательством и не могут быть приняты судом во внимание. Кроме того, сведения, изложенные в пояснениях, опровергаются документами, представленными ФБУ ИЗ-73/1 УФСИН России по Ульяновской области.
Утверждение истца о том, что следствием ненадлежащих условий содержания явилось онкологическое заболевание, опровергается медицинскими документами, где указано, что по поводу онкологического заболевания Ментов В.А. наблюдался в течение нескольких лет до заключения под стражу.
Министерство финансов Ульяновской области и Министерство финансов РФ являются ненадлежащими ответчиками по делу.
Гражданский кодекс РФ предусматривает два случая возмещения вреда государством: причинение вреда гражданину или юридическому лицу государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами (ст. 1069); причинение вреда гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070). В этих случаях вред подлежит возмещению за счет казны соответствующего уровня.
За моральный вред, причиненный подозреваемым, обвиняемым и осужденным ненадлежащими условиями содержания, ответственность несет учреждение, в котором они содержались.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В иске Ментова В.А. к федеральному бюджетному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Министерству финансов Ульяновской области и Министерству финансов Российской Федерации о взыскании морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись Н.А. Харитонова
я