Дело №2-1945/10
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации
20.09.2010г. г.Ульяновск
Железнодорожный районный суд г.Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Котельников А.Г.,
при секретаре Филилеевой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кривоногова Д.В. к войсковой части 6672 о включении в список на получение государственного жилищного сертификата,
У С Т А Н О В И Л :
Кривоногов Д.В. обратился в суд с иском к войсковой части 6672 о включении его и членов его семьи в список на получение государственного жилищного сертификата как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий. В обоснование своих требований Кривоногов Д.В., как в своем иске, так и в судебном заседании, указывал, что в период с ***. по ***. проходил службу в вооруженных силах РФ, а с ***г. по ***г. проходил службу в войсковой части 6672 по адресу: ..., .... Был уволен со службы в звании майора ***г. на основании п.п.«а» п.2 ст.51 Закона от 28.03.1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с организационно-штатными мероприятиями. Согласно абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 23 Закона от 27.05.1998г. №78-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. Военнослужащим-гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего-гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством РФ. На основании п.п.«а» п.5 и п.п.«а» п.19 ч.2 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года» он 19.05.2010г. предоставил рапорт и соответствующие документы командиру войсковой части 6672 для повторного рассмотрения на заседании жилищной комиссии войсковой части вопроса о включении его в список на улучшение жилищных условий (государственный жилищный сертификат), т.к. он был уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями. В ответ он получил выписку из протокола *** заседания ЖБК войсковой части 6672 от ***г. об отказе во включении его в список на получение ГЖС в связи с тем, что он предоставил не подлинные документы, а копии. Он считает, что тем самым были нарушены его права как лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий и подлежащего увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Представитель ответчика войсковой части 6672 – Варнаков А.В. в судебном заседании иск не признал, пояснив, что решением ЖБК войсковой части 6672 от ***г. Кривоногову Д.В. было отказано во включение в список на улучшении жилищных условий (ГЖС) на основании п.19 ч.2 Правил выписка и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153, поскольку истец представил вместе с рапортом не подлинные документы, а их копии. Признание нуждающимися в жилых помещениях во внутренних войсках МВД РФ, к которым относится и войсковая часть 6672, осуществляется на основании Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД России от ***г. ***. В соответствии с п.2.1. данной Инструкции ее действие распространяется на военнослужащих – граждан РФ, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, признанных в установленном жилищным законодательством РФ порядке нуждающимися в жилых помещениях, на граждан, уволенных с военной службы по основаниям, дающим право на обеспечение жилыми помещениями от внутренних войск МВД России, признанных в период прохождения военной службы по контракту нуждающимися в жилых помещениях, и членов их семей. Пункт 2 ст.2 Закона РФ «О статусе военнослужащих» гласит, что граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. Рапорт Кривоноговым Д.В. был подан ***г., а окончание военной службы – ***г. таким образом, Кривоногов Д.В. подал рапорт после увольнения с военной службы, т.е. после утраты статуса военнослужащего. В период же военной службы Кривоногов Д.В. не обращался к командованию войсковой части 6672 с просьбой (рапортом) о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях, и не был признан нуждающимся в жилых помещениях в период прохождения военной службы по контракту. В соответствии с п.19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов для участия в подпрограмме ГЖС граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают заявление (рапорт), к которому прилагаются соответствующие документы, в воинскую часть, в которой они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Таким образом, Кривоногов Д.В. должен был быть в первую очередь быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий в период прохождения военной службы, и при увольнении с военной службы подать рапорт о получении ГЖС. Однако им это сделано не было. Кривоногов Д.В. относится к категории граждан, предусмотренной п.5 п.п.«г» абзаца второго Правил выпуска и реализации ГЖС, а соответствии с п.18 этих Правил выдача ГЖС данной категории граждан производят органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты). Таким образом, у воинской части нет обязанности по обеспечению Кривоногова Д.В. ГЖС или признании его нуждающимся в жилом помещении. Для реализации данного права истцу необходимо обратиться в орган исполнительной власти Ульяновской области. Кроме того, в период прохождения службы Кривоногов Д.В. умышленно ухудшил свои жилищные условия: до ***г. он был прописан в жилом доме общей площадью 137,20 кв. метров и жилой площадью 80,02 кв. метров по адресу: ..., ..., ..., ..., принадлежащем его матери К***. (в которым кроме него были зарегистрированы только его родители), а затем ***г. прописался в муниципальную трехкомнатную квартиру общей площадью 52,47 кв. метров и жилой площадью 38,55 кв. метров по адресу: г.Ульяновск, ..., ..., ..., к своей жене – С***., в которой вместе с ним оказалось зарегистрировано шесть человек. В связи с чем Кривоногов Д.В. на основании положений ст.53 ЖК РФ может быть принят на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий только через 5 лет со дня совершения указанных действий.
Представитель третьего лица Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем суд рассмотрел данное дело в его отсутствие.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 «Правил выпуска и реализации государственных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153, государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения. Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.
Согласно п.5 указанных Правил право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), признанные в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений): а) военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В соответствии с п.19 данных Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают следующие документы:
а) граждане, указанные в подпунктах "а" - "в" пункта 5 настоящих Правил:
справка об общей продолжительности военной службы (службы);
выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти;
выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
выписка из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка);
справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке);
копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
Как видно из указанной нормы Кривоногов Д.В. действительно должен быть представить в ЖБК в/ч 6672 не копии, а подлинники указанных документов.
В соответствии со ст.2 Закона РФ «О статусе военнослужащих» к военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту.
Согласно ч.2 ст.15 указанного закона жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. №1054), военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей:
не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.
Приказом МВД России от 12.02.2010г. №75 утверждена Инструкция об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, в пункте 19 которой говориться, что для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт с резолюцией непосредственного начальника, составленного в произвольной форме по рекомендуемому образцу. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. В пункте 22 данной Инструкции указано, что военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей.
В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В судебном заседании установлено, что Кривоногов Д.В. проходил службу по контракту в войсковой части 6672 с ***г. по ***г. в должности *** *** отдельного специального моторизованного батальона *** отдельной бригады внутренних войск. Был уволен со службы на основании приказа от ***г. *** л/с командующего войсками Приволжского регионального командования внутренних войск МВД РФ по п.п.«а» п.2 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и п.п.«а» п.4 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы (в связи с организационно-штатными мероприятиями). Согласно приказу командира войсковой части 6672 от ***г. *** с*** Кривоногов Д.В. был исключен из списков состава части и со всех видов довольствия. Выслуга лет истца на момент издания данного приказа составила 16 лет 03 месяца 25 дней.
***г. Кривоногов Д.В. подал письменный рапорт на имя командира в/ч 6672, в котором просил рассмотреть на заседании ЖБК войсковой части вопрос о включении его в список на улучшение жилищных условий (государственный жилищный сертификат).
***г. на заседании ЖБК войсковой части 6672 данный рапорт был рассмотрен, и в удовлетворении заявления Кривоногова Д.В. было отказано на том основании, что он не представил в ЖБК необходимые документы, как это предусмотрено п.19 ч.2 Правил выпуска и реализации государственных сертификатов, о чем истцу было письменно сообщено ***г.
***г. Кривоногов Д.В. подал на имя командира в/ч 6672 повторный рапорт о рассмотрении на ЖБК войсковой части вопроса о включении его в список на улучшение жилищных условий (ГЖС), к которому приложил копии документов.
***г. на заседании ЖБК в/ч 6672 данный повторный рапорт истца был рассмотрен, и ему снова было отказано во включении список на получение государственного жилищного сертификата – на том основании, что Кривоногов Д.В. в нарушение п.19 ч.2 Правил выпуска и реализации государственных сертификатов представил вместе с рапортом не подлинные документы, а их копии.
Указанные обстоятельства не отрицаются никем из сторон. По мнению суда, данные отказы ЖБК в/ч 6672 о включении Кривоногова Д.В. в список на получение государственного жилищного сертификата носили обоснованный характер, поскольку истцом не были соблюдены установленные законом требования по оформлению документов, которые необходимо представлять вместе с рапортом для решения вопроса о включении в список на улучшении жилищных условий.
Кроме того, по мнению представителя ответчика в удовлетворении рапорта Кривоногова Д.В. о включении его в список на улучшение жилищных условий и получение ГЖС войсковой частью было бы отказано и в том случае, если бы он представил вместе со своим рапортом не копии, а подлинники документов, поскольку истец, во-первых, подал свой рапорт о включении его в список на улучшение жилищных условий уже после увольнения его со службы, т.е. после утраты статуса военнослужащего, а во-вторых, истец намеренно ухудшил свои жилищные условия, снявшись ***г. с регистрационного учета из жилого дома своих родителей (где он не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий), и прописавшись в квартиру к своей жене.
Указанные доводы представителя ответчика заслуживают внимания.
В судебном заседании установлено, что Кривоногов Д.В. до подачи вышеуказанных рапортов за время своей службы не обращался к руководству в/ч 6672 (или в местные органы исполнительной власти) с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, постановке его в очередь на получение жилья или государственного жилищного сертификата. Принимая во внимание, что в соответствии с вышеприведенными нормами закона право на получение ГЖС имеют только военнослужащие, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, у ответчика отсутствовали законные основания для включения истца в список военнослужащих в/ч 6672, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата.
Как видно из материалов личного дела майора Кривоногова Д.В., ***г. истец подал на имя командира в/ч 6672 рапорт об увольнении с военной службы в запас по п.п.«а» п.2 ст.51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с организационно-штатными мероприятиями), в котором указал, что в списках на улучшение жилищных условий не состоит, и при этом не высказал просьбы встать на очередь на получение жилья или ГЖС. То же самое указано и в листе беседы, проведенной ***. командиром в/ч 6672 с Кривоноговым Д.В., во время которой Кривоногов Д.В., указав на то, что проживает у родителей жены и в списках на улучшение жилищных условий не состоит, не высказал каких-либо просьб.
Таким образом, Кривоногов Д.В. во время прохождения военной службы не подавал в установленном законом порядке заявлений о включении его в списки на улучшение жилищных условий или получение государственного жилищного сертификата, и поэтому после увольнения со службы он в соответствии с вышеприведенными нормами закона имеет право подать соответствующее заявление уже не в войсковую часть 6672, а в местные органы исполнительной власти по месту своего жительства.
Исходя из вышеизложенного, суд считает, что отказ войсковой части 6672 во включение Кривоногова Д.В. в список на получение государственного жилищного сертификата носил правомерный характер, в связи с чем в удовлетворении исковых требований Кривоногова Д.В. должно быть отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Кривоногова Д.В. к войсковой части 6672 о включении в список на получение государственного жилищного сертификата как нуждающегося в улучшении жилищных условий - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд в течение 10 дней.
Судья: А.Г. Котельников