Решение по заявлению об оспаривании действий Мэрии г.Ульяновска



Дело № 2-2161 /10РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 сентября 2010 года г. Ульяновск

Железнодорожный районный суд г.Ульяновска

в составе председательствующего судьи Черновой Н.В.

при секретаре Манзуровой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Минькова Н.В. об оспаривании действий Мэрии г. Ульяновска, обязании устранить допущенные нарушения

УСТАНОВИЛ:

Миньков Н.В. обратился суд с заявлением (уточненным в ходе судебного разбирательства) о признании незаконными действий и бездействий мэрии города Ульяновска, возложении обязанности решить вопрос о передаче Минькову Н.В. земельный участок в собственность за плату. В обоснование заявления указал, что он является собственником домовладения, расположенного по адресу: .... Данное домовладение расположено на земельном участке, площадью 4083 кв.м. Миньков Н.В. обратился в Мэрию с заявлением об утверждении схемы расположения границ земельного участка по адресу: ... Постановлением мэра г. Ульяновска от *** г. № *** с изменениями, внесенными Постановлением Мэра от *** г. № *** была утверждена схема расположения границ земельного участка. После этого Миньков осуществил постановку участка на кадастровый учет и повторно обратился в Мэрию с заявлением о передаче ему земельный участок в собственность за плату. Данное заявление поступило в Мэрию 02.08.2010 г. До настоящего времени указанное решение мэрией не принято, а от Минькова Н.В. потребовали согласие Комитета архитектуры и градостроительства, т.е. документы, которые не предусмотрены законодательством. Данные требования мэрии г. Ульяновска считает незаконными. Бездействие мэрии г. Ульяновска выразившееся в непринятии решения о предоставлении Минькову Н.В. земельного участка в собственность за плату является незаконным. В связи с этим, просит суд признать незаконным требование Мэрии г. Ульяновска о предоставлении Миньковым согласие Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска, признать незаконным бездействие Мэрии г. Ульяновска, выразившееся в непринятии решения о передаче Минькову Н.В. в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: ... и не направлении ему данного решения. Обязать Мэрию г. Ульяновска устранить допущенные нарушения, рассмотрев вопрос о передаче Минькову Н.В. в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: ..., площадью 4083 кв.м. Взыскать с Мэрии г. Ульяновска в пользу Минькова Н.В. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб.

В судебном заседании Миньков Н.В. не участвовал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель заявителя Репков С.В., действующий по доверенности жалобу поддержал, в обоснование привел доводы, аналогичные тем, что изложены в заявлении.

Представитель мэрии г. Ульяновска, комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г. Ульяновска Аквилянова Е.Ю., действующая по доверенности, в судебном заседании требования жалобы не признала. Указала, что 06.08.2010 г. в мэрию г. Ульяновска поступило заявление Минькова Н.В. о передаче ему в собственность за плату земельного участка, расположенного: ..., площадью 4083 кв.м. Данное заявление для рассмотрения было передано в комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г. Ульяновска. 31.08.2010 г. Минькову Н.В. сообщили, что подготовлен проект постановления мэрии г.Ульяновска о передаче Минькову Н.В. в собственность за плату указанного земельного участка, для чего ему необходимо дополнительно представить заключение Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска о возможности передачи земельного участка по факту пользования данным земельным участком. В данном случае указанное заключение необходимо, поскольку могут быть нарушены права третьих лиц в связи с превышением нормы предоставления земельного участка. Несмотря на то, что все комитеты являются структурным подразделением мэрии г. Ульяновска, они же являются и самостоятельными юридическими лицами. Один комитет не вправе требовать от другого комитета какие-либо заключения, заявитель сам должен обратиться за получением заключения.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции РФ могут быть обжалованы в суд решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Это положение Конституции РФ реализуется по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина возложена незаконно какая-либо обязанность.

Судом установлено, что заявитель является собственником домовладения, расположенного по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 26.02.2009 г.

В соответствии со ст. 29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно п. 7,8 ст. 36 Земельного кодекса РФ, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Судом установлено, что Миньков Н.В. обратился в МО «Город Ульяновск» с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения границ земельного участка, площадью 4083 кв.м., расположенного по адресу: ....

Постановлением главы г. Ульяновска от *** г. № *** утверждена схема расположения земельного участка по адресу: ... (земли населенных пунктов), на кадастровом плане (карте) соответствующей территории ***.

Постановлением главы г. Ульяновска от *** г. № *** внесены изменения в п.1 постановления от *** г. № *** в части номера кадастрового квартала земельного участка и вместо «***» следует читать «***».

Согласно кадастровому паспорту на земельный участок, площадью 4083 кв.м., расположенный: ..., данный участок поставлен на кадастровый учет и присвоен кадастровый номер – ***, категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование – «для ведения личного подсобного хозяйства».

Миньков Н.В. обратился в МО «Город Ульяновск» с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка, площадью 4083 кв.м., расположенного по адресу: ....

Согласно представленным суду сведениям данное заявление получено мэрией г. Ульяновска 02.08.2010 г.

31.08.2010 г. КУГИЗ мэрии г. Ульяновска на обращение Минькова Н.В., сообщили, что подготовлен проект постановления мэрии г.Ульяновска «О передаче Минькову Н.В. в собственность за плату земельного участка в ..., для чего ему необходимо дополнительно представить заключение Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска о возможности передачи земельного участка по факту пользования вышеуказанного земельного участка. До устранения данного замечания подготовка проекта постановления главы города приостановлена.

Согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения") к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);

3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);

4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);

5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

6) кадастровый паспорт земельного участка;

7)копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Если собственник расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора купли-продажи, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи либо предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными.

Доводы представителя Мэрии г. Ульяновска о том, что комитеты не вправе запрашивать необходимые для решения вопроса о передаче земельного участка гражданам документы не состоятельны.

Согласно ст. 38 Устава муниципального образования "Город Ульяновск", Мэрия города Ульяновска, является исполнительно-распорядительным органом города Ульяновска и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области. Мэрия города является юридическим лицом. В структуру мэрии города входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы управления, подразделения.

В соответствии со ст. 40 Устава муниципального образования "Город Ульяновск", к полномочиям исполнительно-распорядительного органа муниципального образования "Город Ульяновск" в вопросах местного значения в области земельных отношений относятся:

-управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и землями, находящимися в государственной собственности, на территории муниципального образования "Город Ульяновск" до разграничения государственной собственности на землю:

- организация проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже земельных участков или права на заключения договоров аренды земельных участков;

- принятие решения о проведении землеустройства на территории города Ульяновска;

- утверждение проектов границ земельных участков;

- осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель;

- резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд;

- предоставление земельных участков в соответствии с генеральным планом, утвержденной градостроительной документацией на правах и для целей, предусмотренных действующим законодательством.

С учетом изложенного суд считает, что требование мэрии города Ульяновска от Минькова Н.В. заключения Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска о возможности передачи земельного участка по факту пользования спорного земельного участка, а также бездействие мэрии г. Ульяновска в непринятии решения о возможности передачи заявителю в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: ... и не направлении данного решения заявителю, не соответствуют требованиям закона.

Суд считает необходимым обязать мэрию г. Ульяновска устранить допущенные нарушения, рассмотрев вопрос о возможности передачи Минькову Н.В. в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: ... в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с мэрии г. Ульяновска в пользу Минькова Н.В. подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная при подаче заявления.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Признать незаконным требование Мэрии г. Ульяновска о предоставлении заключения Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска.

Признать незаконным бездействие Мэрии г. Ульяновска, выразившееся в непринятии решения о возможности передачи Минькову Н.В. в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: ... и не направлении ему данного решения.

Обязать Мэрию г. Ульяновска устранить допущенные нарушения, рассмотрев вопрос о возможности передачи Минькову Н.В. в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: ... в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Взыскать с Мэрии г. Ульяновска в пользу Минькова Н.В. государственную пошлину в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.

Судья: Н.В. Чернова.