Решение по иску о включении периода работы в трудовой стаж и назначении пенсии



Дело №2-1964/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10.09.2010 г. г.Ульяновск

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Котельникова А.Г.,

при секретаре Филилеевой В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Касьяновой Л.Я. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска о включении периода работы в трудовой стаж и назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

Касьянова Л.Я. обратилась в суд с иском (уточненным в ходе судебного разбирательства) к Управлению Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области о включении в трудовой стаж периода ее работы и назначении досрочной трудовой пенсии, в обоснование указав, что решением комиссии Управления Пенсионного фонда в Железнодорожном районе от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку было отказано включить в ее специальный трудовой стаж период ее работы с 01.11.1999г. по 02.10.2000г. в должности <данные изъяты> АООТ «<данные изъяты>». Она считает данный отказ необоснованным, поскольку фактически выполняла обязанности <данные изъяты> данного здравпункта, в связи с чем этот период работы (достаточный для назначения пенсии) должен быть включен в ее специальный трудовой стаж (в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения в городе не менее 30 лет). Поэтому она просит суд обязать ответчика назначить ей пенсию с учетом указанного периода работы с ДД.ММ.ГГГГ (с момента ее первичного обращения в УПФ за назначением пенсии).

В судебном заседании Касьянова Л.Я. свой иск поддержала, пояснив, что работала в должности <данные изъяты> здравпункта УПП ВОС Медсанчасти <данные изъяты> (затем переименованной в Медсанчасть АООТ «<данные изъяты>») с 02.11.1985г. по 02.10.2000г., хотя в трудовой книжке ее должность была записана просто как заведующая здравпунктом. За все время ее работы в данном здравпункте она работала одна, других медицинских работников не было. На предприятии, где размещался ее здравпункт, в разные годы было от 1950 до 500 работников. Работала она все время в течение полного рабочего дня. Ее должностные обязанности за время работы не изменялись, она ходила по цехам предприятия, приглашала работников на процедуры, самостоятельно вела прием работников в здравпункте, делала им различные инъекции, измеряла внутримышечное и глазное давление, выполняла различные физпроцедуры – УВЧ, КУФ и т.п., делала перевязки, отпускала кислородно-белковые коктейли, в случае необходимости оказывала первую медицинскую помощь, делала работникам прививки. Все эти работы относятся к работе, которую выполняет <данные изъяты>, и она имела право выполнять такую работу, поскольку имела соответствующее <данные изъяты> образование. А в качестве заведующей здравпунктом в ее обязанности входило составление табеля учета рабочего времени, приобретение лекарственных препаратов для здравпункта и учет медицинского оборудования.

Представитель УПФ РФ по Железнодорожному району г.Ульяновска – Бурлак С.В. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 Закона РФ №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ», может быть назначена в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 указанного Закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Специальный трудовой стаж истицы на момент обращения составил 29 лет 1 месяц и 1 день (а требуется не менее 30 лет в городах), т.к. ей было отказано во включении в ее специальный трудовой стаж периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> Медсанчасти АООТ «<данные изъяты>», т.к. наименование должности –«<данные изъяты>» не предусмотрено Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066, а также Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781. Кроме того, согласно ст.13 Закона №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Касьянова Л.Я. зарегистрирована в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» ДД.ММ.ГГГГ Страхователем МСЧ ОАО «Волжские моторы» льготный характер работы Касьяновой Л.Я. за спорный период не подтвержден, данные о стаже представлены общими условиями.

Представители третьего лица МУЗ Городская поликлиника №7 (прежнее наименование – Медсанчасть АООТ «Волжские моторы») – Хохрякова Е.В. и Сухова З.Н. в судебном заседании иск Касьяновой Л.Я. поддержали, подтвердив, что несмотря на то, что должность Касьяновой Л.Я. в ее трудовой книжке была указана как «<данные изъяты>», она фактически все время работала в должности <данные изъяты> данного здравпункта. Такую запись о должности истицы сделали в 1985 году потому, что в то время действовало Постановление СМ РСФСР от 06.09.1991г. №464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», согласно которому в специальный стаж засчитывали лечебную деятельность всем работникам, относящимся к среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности. То есть работа в должности <данные изъяты> засчитывалась в специальный трудовой стаж. С принятием Постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066 в специальный трудовой стаж стала засчитываться работа не просто в должности <данные изъяты>, а в должности заведующей-фельдшера или заведующей-медсестры. Однако их учреждением переименование должности истицы своевременно произведено не было. Также ошибочно в 1999г. сведения о работе Касьяновой Л.Я. в указанной должности были представлены в УПФ РФ по Железнодорожному району общими, а не льготными условиями труда. В настоящее время их поликлиника направила в УПФ РФ по Железнодорожному району уточненные сведения о работе Касьяновой Л.Я. в спорный период по льготным условиям. За все время работы заведующей-фельдшером здравпунктом УПП ВОС Касьянова Л.Я. выполняла работу в течение полного рабочего дня, работала она в данном здравпункте одна, ее должностные обязанности и характер работы никак не менялся.

Представитель третьего лица ОАО «Ульяновский моторный завод» представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заслушав показания свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Касьянова Л.Я. 02.11.1985г. была принята на работу в Медсанчасть <данные изъяты> на должность <данные изъяты> (т.е. среднего медицинского персонала). 05.10.1995г. данное медицинское учреждение было переименовано в Медсанчасть АООТ «Волжские моторы». 02.10.2000г. Касьянова Л.Я. уволена с работы по собственному желанию.

07.04.2010г. Касьянова Л.Я. обратилась в УПФ РФ по Железнодорожному району г.Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, т.к. было отказано включить в ее специальный трудовой стаж период работы в должности <данные изъяты> Медсанчасти АООТ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, хотя период работы в этой же должности с 03.11.1985г. по 31.10.1999г. Касьяновой Л.Я. в специальный трудовой стаж был включен.

Как видно из этого протокола и из пояснений представителя ответчика, данных при рассмотрении спора в суде, УПФ РФ по Железнодорожному району оспаривает только наименование должности истицы, и не оспаривает наименование учреждения, в котором она работала.

Однако суд не может согласиться с позицией ответчика по данному спору.

Согласно п.п.20 п.1 ст.27 Закона РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного Закона (55 лет для женщин), лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991г. №464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (с изменениями от 27.08.1992г., от 23.07.1993г. и 22.09.1993г.) установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). При этом в пункте 1 данного Списка указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, в графе которого «Наименование должностей» указана должность - «заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер».

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в графе которого «Наименование должностей» также указана должность - «заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер».

В судебном заседании установлено, что по характеру своей работы Касьянова Л.Я. с момента принятия ее на работу и до момента увольнения из Медсанчасти АООТ «<данные изъяты>» (прежнее наименование учреждения – Медсанчасть <данные изъяты>) выполняла одни и те же должностные обязанности, а именно – обязанности <данные изъяты>, расположенного на территории УПП ВОС (Ульяновского производственного предприятия Всероссийского общества слепых), позднее переименованного в ООО Ульяновское предприятие «<данные изъяты>». При этом Касьянова Л.Я. всегда выполняла свои обязанности в течение полного рабочего дня.

Вышеуказанные обстоятельства, кроме пояснений истицы и представителей МУЗ Городская поликлиника №7, подтверждаются показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей К***. (старшей медсестрой Медсанчасти Ульяновского моторного завода), Л*** Г***., К*** и Л*** (работников УПП ВОС, которым истица оказывала медицинскую помощь за время работы в здравпункте данного предприятия), а также исследованными в судебном заседании документами: письменным объяснением Л***. (с которой Касьянова Л.Я. работала в медсанчасти АООТ «<данные изъяты>»); трудовой книжкой Касьяновой Л.Я.; решением комиссии при Управлении Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ №; материалами пенсионного дела Касьяновой Л.Я.; удостоверением <данные изъяты> на имя Касьяновой Л.Я. и сертификатами о прохождении квалификационных экзаменов <данные изъяты> Касьяновой Л.Я.; справками МУЗ Городская поликлиника №7 в отношении Касьяновой Л.Я.; приказами о приеме на работу и увольнении с работы Касьяновой Л.Я.; карточками-справками Касьяновой Л.Я. за период ее работы с 1985г. по 2000г. из Медсанчасти <данные изъяты>; приказом об учреждении Медсанчасти АООТ «<данные изъяты>»; учредительными документами медсанчасти АООТ «<данные изъяты>» и МУЗ Городская поликлиника №7; приказом главного врача МУЗ Городская поликлиника №7 от ДД.ММ.ГГГГ № о переименовании Медсанчасти АООТ «<данные изъяты>» в МУЗ Городская поликлиника №7; приказом главного врача Медсанчасти АООТ «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ об изменении наименования «здравпункт» на наименование «фельдшерский здравпункт»; Положением о фельдшерском здравпункте, утвержденным Приказом Минздрава СССР от 03.01.1978г. №12; Приказом Минздрава СССР от 11.10.1982г. №999 об утверждении Штатных нормативов медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек (в части штата медицинского персонала фельдшерских здравпунктов); приказами Медсанчасти АООТ «Волжские моторы» о совместительстве медработников (в том числе и истицы); штатно-списочными расстановками медсанчасти АООТ «Волжские моторы» за 1995г. и за 2001г.; пояснительными записками № и № главного врача МУЗ Городская поликлиника №7 в адрес УПФ РФ по Железнодорожному району о корректировке индивидуальных сведений работы Касьяновой Л.Я.; справками из архивов.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что Касьянова Л.Я. все время своей работы в здравпункте УПП ВОС Медсанчасти <данные изъяты>, затем переименованной в Медсанчасть АООТ «<данные изъяты>», фактически выполняла должностные обязанности именно <данные изъяты>, и за все это время других медицинских работников, которые бы исполняли в этом же здравпункте обязанности <данные изъяты>, не было. Наименование должности Касьяновой Л.Я. не было своевременно приведено в соответствии с наименованием должности «<данные изъяты>», указанной в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ №1066, по вине работодателя. Однако, по мнению суда, истица не должна подвергаться негативным последствиям или дискриминации в области трудовых или пенсионных прав по вине третьих лиц. То же относиться и к представлению работодателем в УПФ РФ по Железнодорожному району индивидуальных (персонифицированных) сведений о работе Касьяновой Л.Я. в спорный период в обычном, а не в льготном исчислении.

В связи с чем Касьянова Л.Я. имеет законное право на включении вышеуказанного периода работы в специальный трудовой стаж (в обычном исчислении).

Поэтому отказ УПФ РФ по Железнодорожному району г.Ульяновска засчитать в специальный трудовой стаж Касьяновой Л.Я. не весь период ее работы в указанном лечебном учреждении, а лишь часть его (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) нельзя признать обоснованным и справедливым.

Иное противоречило бы закрепленному в статье 22 Всеобщей декларации прав человека от 1948г. праву каждого члена общества на социальное обеспечение, гарантируемому в РФ каждому гражданину Конституцией РФ (ст.39), а также положениям ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18,19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Учитывая, что спорный период работы не был засчитан ответчиком в специальный трудовой стаж Касьяновой Л.Я. необоснованно, ее требование о включении данного периода работы в специальный трудовой стаж должно быть удовлетворено.

Принимая во внимание, что с учетом не засчитанного периода работы истицы специальный трудовой стаж Касьяновой Л.Я., дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии на момент ее первичного обращения в Управление Пенсионного фонда ДД.ММ.ГГГГ превышал 30 лет, истица имеет законное право на назначение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, иск Касьяновой Л.Я. должен быть удовлетворен в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Касьяновой Л.Я. удовлетворить :

- обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области включить Касьяновой Л.Я. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>;

- обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области назначить Касьяновой Л.Я. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 07.04.2010г. (с момента первичного обращения за назначением пенсии) с учетом вышеуказанного периода работы.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный суд в течение 10 дней.

Судья: Котельников А.Г.