Дело № 2-2226/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 октября 2010 года г. Ульяновск
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска
в составе председательствующего судьи Герасимовой Е.Н.,
при секретаре Гурьяновой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Головановой Л.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области о включении периода работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Голованова Л.Н. обратилась в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии, мотивировав иск тем, что 12.07.2010 она обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 19.08.2010 истице было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Комиссия пришла к выводу о том, что в специальный стаж не может быть засчитан период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 02.06.1990 по 31.10.1991. Такое решение Управления Пенсионного фонда в Железнодорожном районе г. Ульяновска считает незаконным. В указанный период истица состояла в должности фельдшера выездной бригады на подстанции скорой медицинской помощи № 5 Железнодорожного района г. Ульяновска МУЗ «Ульяновская городская клиническая больница скорой медицинской помощи», то есть в должности, которая подлежит зачету в специальный трудовой стаж для назначения пенсии. Просит в судебном порядке включить в специальный стаж ее работы период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 02.06.1990 по 31.10.1991, назначить досрочную пенсию по старости с 12.07.2010.
В судебном заседании истица Голованова Л.Н. на уточненных требованиях настаивала в полном объеме, поддержав доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Бурлак С.В. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме. Пояснила, что Управление, рассматривая заявление Головановой Л.Н., правомерно отказало ей в назначении досрочной трудовой пенсии.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Комитета здравоохранения мэрии города Ульяновска Курбанова С.К. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что они являются законными.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица МУЗ «Специализированный городской травматологический центр» (ранее – МУЗ «Ульяновская городская клиническая больница скорой медицинской помощи») в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица МУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Ульяновска» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 ( части1), статей 18,19 и статьи 55 (части1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П была высказана позиция, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из материалов дела следует, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе города Ульяновска от 19.08.2010 в стаж медицинской работы Головановой Л.Н. включены периоды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения продолжительностью 28 лет 7 месяцев 2 дня, вместо требуемых 30 лет.
Не включен в специальный стаж период с 02.06.1990 по 31.10.1991, когда истица находилась в отпуске по уходу за ребенком, 01.12.1988 года рождения, до достижения им возраста трех лет.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, что в период с 07.04.1984 по 01.06.1990 и с 01.11.1991 по настоящее время истица продолжает работать в должности фельдшера выездной бригады на подстанции скорой медицинской помощи № 5 в больнице скорой медицинской помощи, переименованной в Ульяновскую клиническую больницу скорой медицинской помощи, переименованной в МУЗ «Ульяновская городская клиническая больница скорой медицинской помощи», фельдшером МУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Ульяновска».
Пунктом 2 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение такой пенсии.
Указанные выше должности, как и наименования учреждений здравоохранения, где работала и работает истица, предусмотрены названным выше Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.
Доводы представителя ответчика о том, что период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет не может включаться в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, не могут быть признаны состоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22.05.1990 № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим Законом.
До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Абзацем четвертым пункта 7 Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» предусмотрено, что во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992г. №3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Из материалов дела усматривается, что в период с 02.06.1990 по 31.10.1991 истица Голованова Л.Н. находилась в отпуске по уходу за ребенком свыше полутора лет.
В связи с тем, что период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком имел место до 06 октября 1992 г., т.е. времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», с принятием которого период ухода за детьми перестал включаться в специальный стаж работы на льготных условиях, суд приходит к выводу о том, что указанный период подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства к возникшим между сторонами правоотношениям повлекло бы ограничение конституционного права истицы на социальное обеспечение, и соответственно нарушение положений ст.19, 39 и 55 Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд считает, что УПФ РФ (ГУ) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области обязано включить данный период в трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Поскольку на момент обращения в органы пенсионного фонда с заявлением о назначении пенсии истица Голованова Л.Н. имела необходимый тридцатилетний специальный стаж работы, суд считает необходимым назначить ей пенсию с момента указанного обращения, то есть с 12.07.2010.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Головановой Л.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области включить в специальный стаж Головановой Л.Н., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 02.06.1990 по 31.10.1991.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области назначить Головановой Л.Н. трудовую пенсию по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 12 июля 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через Железнодорожный районный суд г.Ульяновска.
Судья Е.Н. Герасимова