Дело № 2- 2364/10
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 ноября 2010 года г.Ульяновск
Железнодорожный районный суд г.Ульяновска
в составе председательствующего судьи Черлановой Е.С.
при секретаре Максимовой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шерстневой Л.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старостиУСТАНОВИЛ
- включить в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста трех лет с 18.02.1990 г. по 17.08.1991 г.
Представитель Управления Пенсионного фонда Садило О.А. иск не признала. В отзыве на иск указано, что согласно разъяснению Госкомтруда СССР и секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. № 375/24-11 время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывался как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности. Однако частью 2 п. 7 указанного разъяснения прямо предусмотрено, что время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Пенсионное законодательство не содержит положений, предусматривающих включение времени отпуска по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и льготных размерах. На день обращения за пенсией трудовой стаж истицы составлял 28 лет 6 месяцев 2 дня, и в назначении пенсии ей было отказано правомерно.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению полностью.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. от 27.12.2009 г.) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
По делу установлено, что Шерстнева Л.А. не менее 30 лет осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
02 августа 2010 года Шерстнева Л.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В назначении такой пенсии ей было отказано решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 28.09.2010 г.
Из специального стажа Шерстневой Л.А. был исключен период отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста трех лет с 18.02.1990 г. по 17.08.1991 г.
Отказ во включении указанного периода в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости суд находит неправомерным по следующим основаниям.
До ухода в отпуск по уходу за ребенком Шерстнева Л.А. работала в должности медсестры в эндокринологическом отделении Медсанчасти Ульяновского автозавода.
Статьей 167 КЗоТ РСФСР (в редакции, действовавшей до 06.10.1992 г.) было предусмотрено включение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Согласно данному постановлению, указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде», статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим законом.
Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» от 25.09.92 г., вступивший в действие 06.10.92 г., внес изменения в статью 167 КЗОТ РСФСР, а именно исключил возможность зачета в льготный стаж периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком. Данное положение сохранено и с введением в действие с 01.02.2002 г. Трудового Кодекса РФ (ст. 256 ТК РФ).
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении Пленума ВС РФ № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости, следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации"), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Таким образом, период нахождения Шерстневой Л.А. в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста трех лет с 18.02.1990 г. по 17.08.1991 г. подлежит включению в специальный стаж.
Доводы Управления Пенсионного фонда о том, что согласно разъяснению Госкомтруда СССР и секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. № 375/24-11 в специальный стаж работникам здравоохранения подлежит включению только время отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, основаны на неправильном толковании положений указанного нормативного акта. Частью 2 п. 7 указанного разъяснения предусмотрено ограничение только в части включения отпуска по уходу за ребенком до трех в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах (ст. 9 Закона СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях»). В части включения отпуска по уходу за ребенком до трех лет в выслугу лет для отдельных категорий специалистов (учителей, медицинских работников и других) (ст. 58 Закона СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях») указанное разъяснение Госкомтруда СССР и секретариата ВЦСПС ограничений не содержит.
Учитывая то, что на день обращения в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж Шерстневой Л.А. составил более 30 лет, требование Шерстневой Л.А. о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 02.08.2010 г. подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Шерстневой Л.А. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области назначить Шерстневой Л.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 02.08.2010 г., включив в специальный стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста трех лет с 18.02.1990 г. по 17.08.1991 г.
Судья: Е.С.Черланова