Дело №2-2200/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 октября 2010 года г. Ульяновск
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе
председательствующего судьи Смышляевой О.В.,
при секретаре Просвирнове Г. Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хохрина А.Е. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области о признании решения комиссии незаконным, о включении периода прохождения службы по призыву в специальный трудовой стаж, признании права на назначение и о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения,
УСТАНОВИЛ:
Хохрин А.Е. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области о признании решения комиссии незаконным, о включении периода прохождения службы по призыву в специальный трудовой стаж, признании права на назначение и о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения. В обоснование иска указал, что, обратившись к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, получил отказ по причине отсутствия у него необходимого специального стажа. Пенсионный фонд не включил в специальный стаж период его службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С решением Пенсионного фонда об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии истец не согласился. Просил суд зачесть в специальный стаж период службы в рядах Советской Армии из расчета один день службы за два дня работы и назначить ему досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Хохрин А.Е. не участвовал, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании иск Хохрина А.Е. поддержал в полном объеме. Указал, что в спорный период времени (служба истца в армии): действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» п. 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. С учетом этого нормативного акта данный период должен быть включен в специальный стаж истца. Кроме того, в соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы. Таким образом, период службы Хохрина А.Е. в армии должен засчитываться в специальный (педагогический) стаж из расчета один день военной службы за два дня работы. Просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика Б**С.В. в судебном заседании иск не признала. В обосновании возражений указала, что требования Хохрина А.Е. не соответствуют п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановлениям Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067 и от 29.11.2002 №781, а также Постановлению Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463. Данные нормативно-правовые акты не предусматривают включение в педагогический стаж для назначения пенсии на льготных условиях периодов прохождения службы в Вооруженных силах СССР. Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 утратило силу на момент обращения истца за пенсией, в связи с чем применено быть не может. Ссылаясь на Постановление Конституционного суда РФ №2П от 29.01.2004г., полагала, что права на пенсию на льготных основаниях у Хохрина А.Е. не имеется.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 названной нормы Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ответчиком в специальный стаж засчитаны периоды работы истца, составляющие в общей сложности № года № месяцев № день.
Согласно военному билету Хохрин А.Е. призван на действительную военную службу ДД.ММ.ГГГГ и уволен в запас ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно подпункту «г» пункта 1 и пункту 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. №1397, служба в составе Вооруженных Сил СССР, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, засчитывается в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. №1397 действовало до 1 октября 1993 года, то есть периоды службы истца в армии имели место именно в период действия указанного Постановления.
Период службы Хохрина А.Е. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
В силу изложенного, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для включения в специальный трудовой стаж истца периода службы в Вооруженных силах СССР.
Ссылка представителя ответчика на то, что постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года не может быть применено при разрешении данного спора как утратившее силу, нельзя признать обоснованным. Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года №2-П указано на необходимость сохранения за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенных прав на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Иное применение пенсионного законодательства к возникшим между сторонами правоотношениям, повлекло бы нарушение принципа правовой определенности в сфере пенсионного обеспечения и поставило бы истца в неравное положение с лицами, имеющими право на включение периодов службы в Вооруженных силах СССР в специальный трудовой стаж и обратившихся за пенсией до изменения правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о необоснованности иска Хохрина А.Е. в части включения судом первой инстанции периода его службы в составе Вооруженных сил СССР из расчета один день военной службы за два дня работы.
В соответствии с п.4 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж служба в Вооруженных Силах бывшего СССР включается в календарном исчислении. Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 так же не предусматривало льготное исчисление стажа военной службы.
Таким образом, оснований для исчисления пенсии истца за период службы в составе Вооруженных сил СССР из расчета один день военной службы за два дня работы у суда не имелось, данный стаж подлежит зачету в календарном исчислении.
Ссылка представителя истца на Федеральный закон от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», где в абзаце 1 пункта 3 статьи 10 указывается, что время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в стаж работы по специальности один день военной службы за два дня работы, сделана без учета нормы закона, специально регулирующие вопросы назначения пенсии.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в этой части иска отказать.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией (которым считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами).
Хохрин А.Е. обратился за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами пенсионного дела.
С учетом не засчитанного ответчиком периода службы истца в Советской Армии в специальный трудовой, дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии, на момент его первичного обращения в Управление пенсионного фонда ДД.ММ.ГГГГ превышал 25 лет, Хохрин А.Е. имеет законное право на назначение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Необходимо обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области включить Хохрину А. Е. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета один день службы за один день работы и назначить ему пенсию в соответствии с подп. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Хохрина А.Е. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Хохрину А.Е. досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области включить Хохрину А.Е. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета один день службы за один день работы.
Признать право Хохрина А.Е. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Назначить Хохрину А.Е. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей с ДД.ММ.ГГГГ (с момента обращения за назначением пенсии) в соответствии с подп. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.
Судья: О.В. Смышляева