Решение об оспаривании решения государственного органа об отказе в предоставлении земельного участка на праве собственности



Дело № 2 – 2319/10

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 октября 2010 года г.Ульяновск

Железнодорожный районный суд г.Ульяновска

в составе председательствующего судьи Черлановой Е.С.

при секретаре Максимовой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Герасимова С.А. об оспаривании решения государственного органа об отказе в предоставлении земельного участка на праве собственности

УСТАНОВИЛ

Герасимов С.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (далее – Территориальное управление Росимущества) в предоставлении на праве собственности земельного участка, общей площадью 4104 кв.м, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным.

В заявлении указал, что он является собственником помещения гаража на 50 автомашин площадью 1123,45 кв.м и нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он подал в Территориальное управление Росимущества заявку на приватизацию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 4104 кв.м, на которой расположены принадлежащие ему объекты недвижимости, приложил к заявлению необходимый перечень документов. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Территориальное управление Росимущества сообщило ему об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка на праве собственности по основанию не подтверждения им исключительного права на приватизацию. Считает данный отказ незаконным. Земельный участок, на котором находятся принадлежащие ему объекты недвижимости, относится к землям населенных пунктов и находится в собственности Российской Федерации. Исполнительный орган государственной власти не вправе требовать от него предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных Перечнем. Доказательств, свидетельствующих о невозможности предоставления ему в собственность земельного участка, таких как: наличие зарегистрированного права собственности на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке, у иных лиц; отнесение его к землям, ограниченным в обороте; запрет приватизации земельного участка и его резервирование для муниципальных нужд, Территориальным управлением Росимущества ему не предоставлено.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности – Асташина А.Н. заявление поддержала.

Представитель Территориального управления Росимущества Шагаева Ю.Н. не согласилась с заявлением, пояснив, что исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружения, расположенных на этих земельных участков. Герасимов С.А. не предоставил доказательства принадлежности ему на праве собственности объектов недвижимости, находящихся на испрашиваемом земельном участке. Одним из собственников нежилых помещений по адресу: <адрес> является ФИО, вследствие чего у заявителя отсутствует исключительное право на приватизацию земельного участка. В настоящее время право собственности Российской Федерации зарегистрировано на земельный участок с кадастровым номером № площадью 6107 кв.м, который не указывался заявителем в заявке. Несостоятелен довод заявителя о требовании Территориального управления Росимущества представить дополнительные документы. Отказ № от ДД.ММ.ГГГГ не содержит названных требований. Заявителем в качестве приложения к заявлению были предоставлены незаверенные копии документов.

Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21декабря2001года N178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред. от 31.05.2010 г.) под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона РФ от 21декабря2001года N178-ФЗ государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание (ч. 3).

Согласно ч. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Согласно ч. 8 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

По делу установлено, что Герасимов С.А. является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>.

Земельный участок, площадью 6107 кв.м, кадастровый номер №, на котором расположены здания, в которых находятся принадлежащие Герасимову С.А. нежилые помещения, находится в собственности Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ Герасимов С.А. обратился в Территориальное управление Росимущества с заявлением о приватизации земельного участка площадью 4104 кв.м, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Герасимову С.А. было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка на праве собственности. В отказе указано, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 4104 кв.м, кадастровый номер № отсутствует; что Герасимовым С.А. не предоставлена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке; что копии предоставленных документов не были заверены надлежащим образом.

Данный отказ суд находит правомерным, так как все изложенные в отказе обстоятельства нашли подтверждение в судебном заседании.

Из материалов дела следует, что земельный участок по адресу: <адрес>, находящийся в собственности Российской Федерации, имеет площадь 6107 кв.м. Данный земельный участок был сформирован в 1992 году и состоит на кадастровом учете /л.д. 25, 85/.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в собственности Российской Федерации не имеется земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 4104 кв.м, кадастровый номер №.

То обстоятельство, что заявитель предоставил в государственный орган и суду кадастровый план на земельный участок площадью 4104 кв.м, не свидетельствует о том, что такой земельный участок существует как отдельный объект недвижимости.

В соответствии с Перечнем, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2007 г. N 370, к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагаются документы по перечню, в том числе, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке) (п. 4).

Судом установлено, что при обращении в Территориальное управление Росимущества Герасимов С.А. не предоставил указанные в пункте 4 Перечня документы, подтверждающие права на здания, строения, сооружения, находящиеся на земельном участке по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРП /л.д. 26-28/, Герасимов С.А. не имеет в собственности зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес>, вследствие чего, его обращение с заявлением о приватизации указанного земельного участка является неправомерным.

Доводы представителя заявителя о том, что Герасимов С.А. является собственником нежилых помещений по указанному адресу, а помещения тоже являются объектами недвижимости, не свидетельствуют о неправомерности отказа государственного органа.

Согласно ч. 1 ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельного участка имеют только собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на этом земельном участке. Собственники помещений с указанной категории лиц не относятся.

Также правильным является указание Территориального управления Росимущества на то, что предоставляемые заявителем документы должны быть надлежаще заверены.

Доводы заявителя о причинах несогласия с отказом, изложенные в заявлении, не могут быть приняты судом во внимание, так как указанные причины не являлись основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления Герасимова С.А. не имеется.

Доводы представителя Территориального управления Росимущества о неподсудности и неподведомственности заявления Герасимова С.А. Железнодорожному районному суду г.Ульяновска противоречит положениям части 2 статьи 254 ГПК РФ и статьи 27 АПК РФ. Доводы о том, что заявление Герасимова С.А. о предоставлении земельного участка в собственность является экономическим спором, являются несостоятельными.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Отказать в удовлетворении заявления Герасимова С.А. о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 4104 кв.м, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд в течение 10 дней.

Судья: Е.С.Черланова