Решение по иску о включении периодов работы в специальный трудовой стаж



Дело №2-67/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25.01.2011 г. г.Ульяновск

Железнодорожный районный суд г.Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Котельникова А.Г.,

при секретаре Филилеевой В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дергунова В.Я. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж,

У С Т А Н О В И Л :

Дергунов В.Я. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области (далее – УПФ РФ в Железнодорожном районе) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, в обоснование указав, что в связи с достижением возраста 55 лет он обращался в УПФ РФ в Железнодорожном районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как считает, что имеет для этого необходимый трудовой стаж. Однако УПФ РФ в Железнодорожном районе отказалось засчитать в его специальный трудовой стаж периоды его работы: с 13.07.1973г. по 12.05.1974г. в должности <данные изъяты> на Ульяновском заводе тяжелых и уникальных станков (УЗТС); с 10.06.1976г. по 06.07.1976г. в должности <данные изъяты> на Ульяновском заводе тяжелых и уникальных станков (УЗТС); с 10.08.1985г. по 15.12.1986г. в должности <данные изъяты> в колхозе имени Я.М.Свердлова Ульяновского района Ульяновской области. Он не согласен с данным отказом, так как, по его мнению, эти периоды работы подлежат включению в его специальный трудовой стаж в качестве работ с тяжелыми условиями труда – на основании п.п.2 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Первичные документы о приеме на работу в его трудовой книжке работодателем были оформлены неправильно: в записи за №№ указано, что он принят на работу в УЗТС <данные изъяты> а следовало указать – <данные изъяты>; в записи за №№ указано, что он работал в УЗТС <данные изъяты> а следовало указать - <данные изъяты>; в записи за №№ указано, что он работал в колхозе им.Свердлова <данные изъяты>, а следовало указать - <данные изъяты>. Исправить данные записи в трудовой книжке в настоящее время невозможно в связи с ликвидацией УЗТС и колхоза им.Свердлова, однако факт его работы в указанных должностях могут подтвердить свидетели. В связи с чем он просит суд обязать УПФ РФ в Железнодорожном районе включить вышеуказанные периоды его работы в специальный трудовой стаж в качестве работ с тяжелыми условиями труда.

В судебном заседании истец Дергунов В.Я. свой иск поддержал, приведя в обоснование доводы, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика УПФ РФ в Железнодорожном районе – Бурлак С.В. в судебном заседании с иском Дергунова В.Я. не согласилась и пояснила, что согласно подпункта 2 пункта 1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного Закона (мужчинам по достижении возраста 55 лет), если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Истцу было обоснованно отказано во включении в специальный трудовой стаж вышеуказанных периодов его работы, поскольку эти виды работ не относятся к работам с тяжелыми условиями труда, предусмотренным п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку разделом ХХVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» и разделом ХХХIII «Общие профессии» Списка №2 Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров от 26.01.1991г. №10, не предусмотрено наименование должностей <данные изъяты>. Указанные должности также не были включены и в ранее действовавший Список №2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и льготных размерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. №1173. Кроме того, Дергунов В.Я. не представил доказательств выполнения им работы в указанных должностях в течение полного рабочего дня, в то время как в соответствии с Правилами начисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.27 и ст.28 Закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516 и разъяснением Министерства труда РФ от 22.05.1996г. №5, в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, выполняемой в течение полного рабочего дня, а под полным рабочим днем понимает выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002г. №555, факт работы истца в спорные периоды должен подтверждаться трудовой книжкой, а льготный характер данной работы может подтверждаться только документально. Дергунов В.Я. таких доказательств не представил, а показания свидетелей в части льготного характера выполняемых работ не могут быть приняты во внимание.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заслушав показания свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

30.07.2010г. и 01.11.2010г. Дергунов В.Я., <данные изъяты>, обращался в УПФ РФ по Железнодорожному району с заявлениями о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с учетом льгот.

Письмами от 25.08.2010г. и от 19.11.2010г. УПФ РФ в Железнодорожном районе Дергунову В.Я. были даны ответы на его заявления об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине недостаточности необходимого специального трудового стажа. При этом было указано, что в специальный трудовой стаж Дергунова В.Я. не могут быть засчитаны периоды его работы: с 13.07.1973г. по 12.05.1974г. и с 10.06.1976г. по 06.07.1976г на Ульяновском заводе тяжелых и уникальных станков (УЗТС), и с 10.08.1985г. по 15.12.1986г. в колхозе имени Я.М.Свердлова Ульяновского района Ульяновской области. Иные периоды работы Дергунова В.Я. на других предприятиях и на других должностях предметом спора между истцом и ответчиком не являются.

Согласно записям в трудовой книжке, ДД.ММ.ГГГГ Дергунов В.Я. был принят на работу на Ульяновский завод тяжелых и уникальных станков в сборочный цех №№ <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ ему присвоен первый разряд <данные изъяты> №№, а ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с работы в связи с призывом в ряды Советской Армии. ДД.ММ.ГГГГ Дергунов В.Я. снова был принят на работу на Ульяновский завод тяжелых и уникальных станков в цех №№ <данные изъяты>, а ДД.ММ.ГГГГ уволен с работы. ДД.ММ.ГГГГ Дергунов В.Я. принят на работу <данные изъяты> в колхоз имени Я.М.Свердлова Ульяновского района Ульяновской области – временно на период строительных работ.

Свои требования о включении указанных периодов работы в свой специальный трудовой стаж истец основывает на п.п.2 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно подпункту 2 пункта 1 ст.27 Закона РФ №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного ст.7 Закона возраста (60 лет для мужчин) мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Согласно пункту 2 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий утверждаются Правительством РФ.

В Списке №2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и льготных размерах, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. №1173, отсутствуют наименования должностей: «электромонтажник», «монтер по ремонту оборудования» и «монтажник», а в разделе ХХIХ «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций» указана лишь должность: «монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций».

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» утвержден Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. В данном Списке также отсутствуют наименования должностей: <данные изъяты>, а в разделе ХХVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» в графе 2290000а-14612 указана должность: <данные изъяты>, в графе 23200000-19804 указана должность: <данные изъяты>, а в графе 23200000-19859 указана должность: <данные изъяты>.

Дергунов В.Я. утверждает, что в действительности он работал на УЗТС с 13.07.1973г. по 12.05.1974г. не в должности <данные изъяты>, а в должности <данные изъяты>, а в период с 10.06.1976г. по 06.07.1976г. – не в должности <данные изъяты>, а в должности <данные изъяты>. Также истец указывает, что он работал в колхозе им.Свердлова с 10.08.1985г. по 15.12.1986г. не в должности <данные изъяты>, а в должности <данные изъяты>. При этом в обосновании своих доводов истец ссылается на показания свидетелей <данные изъяты>, с которыми он работал на заводе УЗТС и в колхозе им.Свердлова.

Однако суд не может согласиться с данными доводами Дергунова В.Я. и признать показания указанных свидетелей надлежащими и допустимыми доказательствами по делу.

В ст.60 ГПК РФ говорится, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Согласно п.3 ст.13 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам не по вине работника. Однако характер работы показаниями свидетелей подтверждаться не может.

В данном же случае Дергунов В.Я. с помощью показаний свидетелей пытается подтвердить именно характер своей работы, то есть особенности условий осуществления трудовой функции: не просто работу <данные изъяты>, а работу <данные изъяты>; не просто работу <данные изъяты>, а работу <данные изъяты>; не просто работу <данные изъяты>, а работу <данные изъяты>.

При этом, как следует из наименования вышеприведенных должностей, для включения в специальный трудовой стаж периодов указанной работы имеет значение, чтобы работа выполнялась не время от времени, а постоянно. Об этом же говорится и в п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516, согласно которому в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Однако кроме показаний вышеуказанных свидетелей истец других – допустимых – доказательств своей работы в указанные периоды в должностях, которые предусмотрены Списками, в течение полного рабочего дня, суду не представил.

Учитывая, что и завод УЗТС, и колхоз им.Свердлова в настоящее время уже не существуют, суд запрашивал в архивах документы, касающиеся работы Дергунова В.Я. на указанных предприятиях. Однако документальных подтверждений того, что истец выполнял работу, которая предусмотрена Списками, и может быть засчитана в специальный трудовой стаж, добыто не было, а сохранившиеся документы не подтверждают того, что характер работы истца соответствовал характеру работ, предусмотренных Списками. Отсутствуют подобные документы и в наблюдательном деле завода УЗТС, представленном в суд Управлением Пенсионного фонда в Засвияжском районе г.Ульяновска. Таким образом, судом были исчерпаны все средства для получения доказательств работы истца в спорные периоды в должностях, которые подлежат включению в специальный трудовой стаж.

Кроме того, необходимо отметить, что ни одному из свидетелей, с которыми истец работал на заводе УЗТС, периоды его работы на данном заводе также не были зачитаны в специальный трудовой стаж.

Что касается работы Дергунова В.Я. в колхозе им.Свердлова, то как следует из показаний не только свидетелей, но и самого истца, в данном колхозе он фактически выполнял работу <данные изъяты>, которая строила <данные изъяты>, и при этом члены бригады выполняли не только работу по <данные изъяты>, но и всю остальную работу, необходимую для пуска данного <данные изъяты> в строй. При этом, бригада Дергунова В.Я. в это же время также выполняла работы и по <данные изъяты> в совхозе «Россия», то есть бригада выполняла аналогичные работы в соседнем населенном пункте. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец объективно <данные изъяты> в колхозе им.Свердлова ежедневно полный рабочий день в течение всего периода работы в данном колхозе.

Таким образом, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения исковых требований Дергунова В.Я. и включения в его специальный трудовой стаж спорных периодов его работы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Дергунова В.Я. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периодов его работы:

- с 13.07.1973г. по 12.05.1974г. в должности <данные изъяты>;

- с 10.06.1976г. по 06.07.1976г. в должности <данные изъяты>;

- с 10.08.1985г. по 15.12.1986г. в должности <данные изъяты>

- отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный суд в течение 10 дней.

Судья: Котельников А.Г.