Решение по иску о признании осуществления деятельности с нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства незаконным, обязании устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства



Дело № 2-955/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2011 г. г. Ульяновск

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Герасимовой Е.Н.,

с участием прокурора Колгановой Е.А.,

при секретаре Гурьяновой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Государственному учреждению здравоохранения «Областная клиническая психиатрическая больница им. Н.М. Карамзина» о признании осуществления деятельности с нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства незаконным, обязании устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства иском к Государственному учреждению здравоохранения «Областная клиническая психиатрическая больница им. Н.М. Карамзина» (далее – ГУЗ «ОКПБ им. Н.М. Карамзина») о признании осуществления деятельности с нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства незаконным, обязании устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, мотивировав иск тем, что в результате проведенной проверки в деятельности ответчика были установлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Статья 1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан определяет понятие охраны здоровья граждан как совокупности мер различного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Согласно ст. 11 Основ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением как органами власти, организациями различных форм собственности, так и гражданами комплекса мер в соответствии с санитарным законодательством РФ. В ходе проведенной проверки было установлено, что в нарушение п. 4.2, 10.2.3, 10.2.1, 8.1 СапНиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» в отдельных помещениях ГУЗ «ОКПБ им. Н.М. Карамзина» (отделение № - в коридоре, отделение № – в столовой, в палатах и коридоре отделения №, в переходе между отделениями, на лестничных маршах) из-за протечки кровли стены, потолки местами не имеют гладкой поверхности, имеются следы протечек, недоступны для проведения влажной уборки и не устойчивы к обработке моющими, дезинфицирующими средствами; в палатах отделений установлено от 14 до 18 коек при норме не более 4 коек, не выдерживается норма на одну койку и составляет 3,5 кв.м; число установленных в палатах тумбочек не соответствует числу установленных коек. На основании ст. 45 ГПК РФ просит признать незаконным осуществление ГУЗ «ОКПБ им. Н.М. Карамзина» деятельности с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства; обязать Учреждение в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: произвести ремонт в коридоре отделения №, в столовой отделения №, в палатах и коридоре отделения №, в переходе между отделениями, на лестничных маршах; установить количество тумбочек по числу установленных коек.

В судебном заседании прокурор Колганова Е.А. на уточненных исковых требованиях настаивала в полном объеме, поддержав доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика ГУЗ «ОКПБ им. Н.М. Карамзина» Сафиуллова С.Ш., действующая на основании доверенности, с уточненными исковыми требованиями согласилась в полном объеме. Пояснила, что нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, которые действительно до настоящего времени имеют место в деятельности ГУЗ, будут устранены в ДД.ММ.ГГГГ по мере поступления денежных средств.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Министерства здравоохранения Ульяновской области в судебное заседании не явился, в представленном отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указав, что на ремонтные работы в ГУЗ «ОКПБ им. Н.М. Карамзина» по программе «Модернизация здравоохранения Ульяновской области на 2011-2012 гг.» будут выделены средства в размере около <данные изъяты>, а также из резервного фонда Президента – <данные изъяты>.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.

Согласно ст. 21, 26 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории РФ, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Статьей 27 данного Федерального закона установлено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

В ГУЗ «ОКПБ им. Н.М. Карамзина» ежедневно находится большое количество людей, как непосредственно медицинских работников, лиц, находящихся на стационарном лечении, а также посетителей лечебного учреждения, в связи с чем определить круг лиц, ежедневно находящихся в Учреждении, невозможно. Несоблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций и создать угрозу жизни и здоровью граждан, что, по мнению суда, дает прокурору право на обращение в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.

Права и свободы граждан согласно статьям 18 и 46 Конституции Российской Федерации являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

На основании ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Действующие в РФ Основы законодательства об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 устанавливают правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан и в своей ст. 1 определяют, что охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

В соответствии со ст. 11 указанных Основ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Согласно ст. 39 Федерального закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 8 в РФ утверждены и действуют СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.

Так, в соответствии с п. 4.2 указанных выше нормативов поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность.

Согласно п. 10.2.1, 10.2.3 вместимость палат, следует принимать не более 4 коек, минимальную площадь палат лечебных организаций следует принимать в соответствии с установленными нормативами, в зависимости от вида учреждения (при норме 6 кв.м – для психиатрических учреждений общего типа и 7 кв.м для психиатрических надзорных учреждений).

В соответствии с п. 8.1 тех же нормативов в палатах должны быть установлены тумбочки и стулья по числу коек, а также шкаф для хранения личных вещей пациентов.

Материалами дела установлено, и не оспаривается сторонами в судебном заседании, что в настоящее время в ГУЗ «ОКПБ им. Н.М. Карамзина» указанные выше требования нормативов не соблюдаются, поскольку в отдельных помещениях больницы, а именно: в коридоре отделения №, в столовой отделения №, в палатах и коридоре отделения №, в переходе между отделениями, на лестничных маршах, из-за протечки кровли стены и потолки не имеют гладкой поверхности, имеются следы протечек, недоступны для влажной уборки и не устойчивы к обработке моющими, дезинфицирующими средствами.

В палатах установлено от 14 до 18 коек при норме не более четырех, норма площади на одну койку не выдерживается, составляет 3,5 кв.м. Число установленных в палатах тумбочек не соответствует числу установленных коек.

Представитель ответчика наличие указанных выше нарушений на сегодняшний день не отрицает.

Наличие нарушений является доказательством осуществления ГУЗ «ОКПБ им. Н.М. Карамзина» деятельности с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а потому такая деятельность Учреждения не может быть признана судом законной.

Тем самым, требования прокурора являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

При этом суд, с учетом объема и характера работ, которые необходимо выполнить, устанавливает срок для устранения нарушений и выполнения мероприятий – до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Государственному учреждению здравоохранения «Областная клиническая психиатрическая больница им. Н.М. Карамзина» удовлетворить.

Признать незаконным осуществление Государственным учреждением здравоохранения «Областная клиническая психиатрическая больница им. Н.М. Карамзина» деятельности с нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Областная клиническая психиатрическая больница им. Н.М. Карамзина» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить следующие мероприятия по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства:

- произвести ремонт в коридоре отделения №, в столовой отделения №, в палатах и коридоре отделения №, в переходе между отделениями, на лестничных маршах;

- установить в палатах количество тумбочек по числу установленных коек.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение десяти дней.

Судья Е.Н. Герасимова