Решение по иску об обязании засчитать в стаж службы в уголовно-исполнительной системе период военной службы по призыву из расчета один день службы за два дня службы в уголовно-исполнительной системе, взыскании недополученной денежной суммы



Дело № 2-972/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

16 мая 2011 г. г. Ульяновск

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего федерального судьи Смышляевой О.В.,

при секретаре Худяковой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власова И.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области об обязании засчитать в стаж службы в уголовно-исполнительной системе период военной службы по призыву из расчета один день службы за два дня службы в уголовно-исполнительной системе, взыскании недополученной денежной суммы с учетом ставки рефинансирования Центрального банка РФ на день принятия решения,

УСТАНОВИЛ:

Власов И.А. обратился в суд с иском к УФСИН России по Ульяновской области об обязании засчитать в стаж службы в уголовно-исполнительной системе период военной службы по призыву из расчета один день службы за два дня службы в уголовно-исполнительной системе, взыскании недополученной денежной суммы с учетом ставки рефинансирования Центрального банка РФ на день принятия решения. Иск мотивирован тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в уголовно-исполнительной системе Ульяновской области на должностях младшего и среднего начальствующего состава. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по призыву. При начислении пенсии за выслугу лет расчет был произведен неверно, а именно, один день военной службы был взят за один день службы в уголовно-исполнительной системе, что, по его мнению, является незаконным. В соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» при назначении и расчете пенсии период прохождения им военной службы по призыву в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачету в его стаж службы в уголовно-исполнительной системе в льготном исчислении: один день военной службы за два дня службы в уголовно-исполнительной системе. Ссылаясь на положения ч. 3 ст. 10 Закона «О статусе военнослужащих», просил суд иск удовлетворить.

В судебном заседании Власов И.А. доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика и представитель третьего лица ФСИН России Ханбикова Д.К. иск не признала, пояснила, что ссылка Власова И.А. в исковом заявлении на положения Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76/ФЗ «О статусе военнослужащих» не обоснованна, так как данный закон не регулирует вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих. Пенсионное обеспечение военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии регламентируется специальным законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Согласно ч. 2 ст. 18 указанного Закона время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в ст. 1 данного Закона, к которым, в частности, относятся офицеры, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы или проходившие службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин. Военнослужащие, проходившие военную службу по призыву, в ФЗ «О статусе военнослужащих» не значатся. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в соответствии с ч. 2 ст. 2 названного Закона осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». В соответствии со ст. 18 названного выше Закона порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации. Пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 года № 941 предусмотрено включение в выслугу лет военнослужащим на пенсию военной службы по призыву в календарном исчислении, кроме указанных в этом пункте отдельных категорий военнослужащих: воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных. Власов И.А. не относился ни к одной из этих категорий военнослужащих. Статьей 2 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ определены понятия «трудовой стаж» и «стаж государственной гражданской службы». Соответственно, в сфере государственного пенсионного обеспечения в РФ определено понятие только государственной гражданской службы, которое применяется для назначения пенсии лишь федеральным гражданским служащим и не распространяется на лиц, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, поскольку названной категории лиц пенсия назначается в порядке, предусмотренном законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1. С учетом изложенного полагала, что период прохождения истцом военной службы по призыву обоснованно засчитан истцу в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении, просила суд отказать в удовлетворении заявленного иска.

Суд, выслушав пояснения истца, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, полагает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О государственной пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: …военнослужащие – граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Согласно п. 1 ст. 8 названного Федерального закона пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В силу п. «а» ст. 1 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года № 4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на следующие категории лиц: …лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» настоящей статьи, и их семей).

Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, пунктом 5 постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 года № 941 установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее – срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Власов И.А. проходил военную службу по призыву (срочную военную службу) в рядах Российской армии на должностях рядового и сержантского состава.

Судом также установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в уголовно-исполнительной системе Ульяновской области, уволен приказом начальника учреждения ИЗ-73/3 УФСИН России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ л/с по ст. <данные изъяты> Положения о службе в органах внутренних дел РФ.

Общая выслуга Власова И.А. для назначения пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила . В том числе, в выслугу для назначения пенсии был включен период нахождения истца на военной службе по призыву в календарном исчислении.

Со ДД.ММ.ГГГГ истец является получателем пенсии, которая выплачивается ему пенсионным отделением УФСИН России по Ульяновской области.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются копиями трудовой книжки и военного билета на имя Власова И.А., расчетом выслуги лет на пенсию, заключением о назначении пенсии за выслугу лет, а также пояснениями сторон по делу в судебном заседании.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что истцу обоснованно и на законных основаниях период нахождения на военной службе по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении, поскольку в силу приведенных выше положений закона льготный порядок зачета данного периода в выслугу лет для назначения пенсии не предусмотрен, а потому в удовлетворении настоящего иска следует отказать.

Ссылки Власова И.А. на положения ФЗ «О статусе военнослужащих» несостоятельны, поскольку пенсионное обеспечение работников органов внутренних дел, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется специальными нормативными актами – Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года № 4468-1 и постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 года № 941. Более того, ФЗ «О статусе военнослужащих» не содержит норм о включении в выслугу лет работникам органов внутренних дел на льготных условиях периода военной службы по призыву. Названный Федеральный закон, исходя из его содержания и буквального смысла статей, на которые ссылается истец, вопросы пенсионного обеспечения работников органов внутренних дел не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы правовой и социальной защиты.

В обоснование своих требований Власов И.А. ссылается на положения ч. 3 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которым время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву – один день военной службы за два дня работы.

Однако, статьей 2 ФЗ «О государственной пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ определены понятия «трудовой стаж», «стаж государственной гражданской службы», «федеральные государственные гражданские служащие» и «военнослужащие». Следовательно, в сфере государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации определено понятие только стажа государственной гражданской службы, который применяется лишь для назначения пенсии федеральным гражданским служащим, и не распространяется на военнослужащих, к которым относятся лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, поскольку названной категории лиц пенсия назначается в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года № 4468-1.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении иска Власова И.А. о об обязании засчитать в стаж службы в уголовно-исполнительной системе период военной службы по призыву из расчета один день службы за два дня службы в уголовно-исполнительной системе, взыскании недополученной денежной суммы с учетом ставки рефинансирования Центрального банка РФ на день принятия решения необходимо отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Власова И.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области о обязании засчитать в стаж службы в уголовно-исполнительной системе период военной службы по призыву из расчета один день службы за два дня службы в уголовно-исполнительной системе, взыскании недополученной денежной суммы с учетом ставки рефинансирования Центрального банка РФ на день принятия решения отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение десяти дней.

Судья О.В. Смышляева