№ 2-1154/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 04 июля 2011 года г. Ульяновск Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе: председательствующего судьи Зобовой Л.В., при секретаре Володиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тухватуллина А.М. к Открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Железнодорожного района», мэрии г. Ульяновска о возмещении ущерба, причиненного ненадлежащим содержанием дороги, судебных расходов, УСТАНОВИЛ: Тухватуллин А.М. обратился в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска с иском к ОАО «Домоуправляющая компания Железнодорожного района», мэрии г. Ульяновска о возмещении ущерба, причиненного ненадлежащим содержанием дороги, судебных расходов. Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 12 час. 15 мин. на <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие. Истец, управляя автомобилем, совершил наезд на препятствие во дворе дома – выбоину размером: длина 3,2 м., глубина 0,24 м., ширина 1,9 м. Инспектором ОБДПС ГИБДД составлен акт выявленных недостатков. Согласно отчета № 46/04/11 стоимость восстановительного ремонта с учетом износа составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. За составление отчета оплачено <данные изъяты> руб. Считает, что дорожно-транспортное происшествие произошло по вине ответчиков, которые надлежащим образом не выполняют обязанности по содержанию дорог. Ссылаясь на положения ст. 15, 1064 ГК РФ, ст. 15 Федерального закона 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», просил суд взыскать с надлежащего ответчика возмещение ущерба, причиненного ненадлежащим содержанием дороги, судебных расходов. В судебное заседание Тухватуллин А.М. не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании пояснил, что он выезжал на своем автомобиле из двора <адрес> через арку с небольшой скоростью. Дорога, по которой он двигался, была полностью залита водой, избежать наезда на препятствие он не мог. О наличии выбоины на дороге он не знал, так как в указанном доме не проживает, ехал по указанной дороге впервые. Представитель Тухватуллина А.М. – Алимова Г.Б. на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что маршрут передвижения для Тухватуллина А.М. был новый, ранее по этой дороге истец не ездил. Возможности избежать наезда на яму не имелось, поскольку она была очень большого размера и залита водой. Представители ответчика ОАО «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» Жидова Г.Г., Дельмухаметова Д.Ф. в судебном заседании иск не признали, указав на то, что ОАО «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» является ненадлежащим ответчиком по делу. Представитель мэрии г. Ульяновска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В представленном в суд отзыве просил в удовлетворении исковых требований отказать. Представители третьих лиц СК ОАО «ВСК», КУГИЗ мэрии г. Ульяновска в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в свое отсутствие. Представители третьих лиц Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г. Ульяновска, Комитета жилищно-коммунального хозяйства мэрии г. Ульяновска, Финансового управления мэрии г. Ульяновска в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Согласно ст. 56 ГПК РФ суд дает оценку тем доводам и доказательствам, которые суду стали известны во время судебного разбирательства. Обязанность по предоставлению доказательств лежит на сторонах по гражданскому делу. Статья 1064 Гражданского кодекса РФ регламентирует общие основания ответственности за причинение вреда. Так, в соответствии со ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Судом установлено, что истцу на праве собственности принадлежит автомобиль марки <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска, №. ДД.ММ.ГГГГ в 12час. 15 мин. в районе <адрес> Тухватуллин А.М., управляя а\м <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска, государственный номер <данные изъяты>, совершил наезд на препятствие – выбоину размером: длина 3,2 м., глубина – 0,24 м., ширина – 1,9 м., в результате ДТП указанный автомобиль получил механические повреждения, чем истцу был причинен материальный ущерб. Указанные обстоятельства подтверждаются административным материалом, составленным по факту дорожно-транспортного происшествия. В частности, определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ года, актом выявленных недостатков в содержании дорог, согласно которому выявлена выбоина во дворе <адрес>: длина 3,2 м., глубина – 0,24 м., ширина – 1,9 м. Из пояснений свидетеля М***., <данные изъяты> следует, что Тухватуллин А.М. выезжал из двора <адрес> <адрес>. ДТП произошло в светлое время суток. Яма была залита водой, её не было видно, у водителя не было возможности избежать наезда на препятствие. Согласно отчета ИП ФИО8 стоимость обязательств по возмещению убытков в результате ДТП составляет <данные изъяты> руб. За услуги эксперта оплачено <данные изъяты> руб. Данное заключение сторонами по сумме ущерба не оспорено. Ходатайств о назначении и проведении по делу судебной экспертизы стороны не заявляли. Оценивая в совокупности вышеприведенные нормы закона, письменные материалы дела, сведения из административного материала, заключения эксперта, размеры ямы, и ее месторасположение, а также то, что водитель автомашины в первый раз проезжал по указанному участку местности, суд не находит наличия вины водителя Тухватуллина А.М. в совершении дорожно-транспортного происшествия. При определении надлежащего ответчика по делу суд исходил из следующего. В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Автомашина истца застрахована по договору страхования в СК ОАО «ВСК». Согласно сообщению, СК ОАО «ВСК» Тухватуллин А.М. по данному ДТП страхового возмещения не получал. В силу ст. ст. 38, 39 и 41 ГПК РФ только истец вправе определять ответчика, предмет и основание иска. Истец Тухватуллин А.М. предъявил иск к ОАО «Домоуправляющая компания Железнодорожного района», мэрии г. Ульяновск. Суд в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ принимает решение по заявленным истцом требованиям. Из ответа КУГИЗ мэрии г. Ульяновска следует, что часть квартир в доме по адресу: <адрес> включено в реестр муниципальной собственности. Земельный участок под указанным домом сформирован и поставлен на кадастровый учет, разрешенное использование земельного участка – под многоквартирным жилым домом. В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают не только из договоров и иных сделок, но и по другим основаниям, в частности, вследствие причинения вреда другому лицу. В соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. В силу положений ст. 16 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. В соответствии со ст.1 Устава Муниципального образования «город Ульяновск» мэрия города Ульяновска ( администрация города Ульяновска) - местная администрация, являющаяся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования "Город Ульяновск", наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации; организационная структура органа местного самоуправления, структура органа местного самоуправления - внутреннее подразделение органа местного самоуправления на отраслевые (функциональные) или территориальные органы, необходимые для эффективного управления и решения задач местного значения и выполнения переданных государственных полномочий, а именно: отделы, комитеты, управления, департаменты, администрации районов города и т.п. Муниципальное образование «город Ульяновск» является городским округом, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами области. Город Ульяновск в соответствии с законом Ульяновской области является административным центром Ульяновской области. К вопросам местного значения городского округа относятся среди прочих владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. Статья 35 Устава предусматривает, что администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом города Ульяновска и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области. В структуру администрации города входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы управления, подразделения. В силу положений ст. 17 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления наделены правом создавать местные предприятия и учреждения. Решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 N 90 "Об учреждении отраслевых (функциональных) органов мэрии" утверждено Положение о Комитете жилищно-коммунального хозяйства и экологии мэрии города Ульяновска". Комитет жилищно-коммунального хозяйства и экологии мэрии города Ульяновска (далее - Комитет) является отраслевым (функциональным) органом мэрии города Ульяновска и наделен полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, федеральными законами, законами Ульяновской области. Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ульяновской области, Уставом муниципального образования "Город Ульяновск", иными муниципальными правовыми актами, а также Положением о Комитете. В своей деятельности Комитет подчиняется Главе города Ульяновска, а также первому заместителю Главы города. Имущество Комитета является муниципальной собственностью. Финансирование расходов на содержание и материально-техническое обеспечение деятельности Комитета осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования "Город Ульяновск". Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями. Из п. 3.1. Положения о Комитете жилищно-коммунального хозяйства и экологии мэрии города Ульяновска, утвержденном Решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 N 90, следует, что к числу основных задач Комитета относиться разработка и реализация основных направлений единой политики в сфере жилищно-коммунального обслуживания, в области экологии, благоустройства придомовых территорий и внутриквартальных проездов, организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории муниципального образования "Город Ульяновск". Под придомовой территорией применительно к указанному Положению понимается земельный участок, на котором расположен жилой дом, с элементами озеленения и благоустройства (освещение, площадки, дворы, дороги, тротуары, дворовые проезды): для многоквартирного дома - от цоколя здания дома до первого бордюрного камня проезжей части дороги; для индивидуального дома - от границы домовладения до первого бордюрного камня проезжей части дороги. Внутриквартальный проезд - подъездной путь, соединяющий автомобильную дорогу общего пользования местного значения с дворами жилых домов. Комитет жилищно-коммунального хозяйства и экологии мэрии города Ульяновска осуществляет управление и содержание объектами благоустройства придомовых территорий и внутриквартальных проездов, сооружений и сетей коммунальной инфраструктуры в жилищно-коммунальном хозяйстве. Согласно ст.2 Закона РФ от 10.12.95 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии; безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Поскольку дорога во дворе дома, расположенного по адресу: <адрес> предназначена для движения транспортных средств, то к её содержанию применяется действующий в РФ в настоящее время Государственный стандарт Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», в п.п.3.1.1 – 3.1.2 устанавливает, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью; предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Из анализа Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 следует, что на управляющую компанию возложены обязанности по надлежащей уборке придомовой территории и внутриквартальных проездов. Из Положения о Комитете жилищно-коммунального хозяйства и экологии мэрии города Ульяновска следует, что в обязанности указанного комитета лежит надлежащие содержание внутриквартальных проездов. В бюджете муниципального образования «город Ульяновск» по смете доходов и расходов Комитету жилищно-коммунального хозяйства и экологии мэрии города Ульяновска, запланированы расходы на ремонт дворовых территорий многоквартирных домов. В связи с указанными выше нормами законодательства, принимая во внимание установленное судом ненадлежащее состояние дороги во дворе <адрес>, а также то обстоятельство, что содержание дорог местного значения находится в ведении органов местного самоуправления, суд приходит к выводу о наличии вины органов местного самоуправления в причинении имущественного ущерба истцу. В силу ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению муниципальным образованием. В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны муниципального образования. В соответствии с требованиями ст. 1071 ГК РФ в случаях выплаты средств за счет казны муниципального образования от имени казны выступает соответствующий финансовый орган – в данном случае Финансовое управление мэрии г. Ульяновска. Никакого иного порядка действующим законодательством или муниципальными правовыми актами не установлено. Ущерб подлежит взысканию с Мэрии города Ульяновска за счет казны Муниципального образования «город Ульяновск». Судом установлено, что величина материального ущерба составляет <данные изъяты> коп. Ответчиками не представлено доказательств тому, что указанные повреждения образовались при иных, чем изложено истцом, обстоятельствах. С учетом изложенного, с мэрии г. Ульяновска за счет муниципальной казны подлежит возмещению в пользу истца ущерб в сумме <данные изъяты> В силу ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Согласно ст. 88 ГПК РФ к судебным расходам в частности относятся суммы, подлежащие выплате экспертам. Согласно представленной суду квитанции истцом было оплачено за проведение экспертизы о величине стоимости ремонта в сумме <данные изъяты> руб., что также в связи с удовлетворением исковых требований подлежит взысканию в пользу истца. В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенной части требований. Следовательно, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> коп. В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. В силу п. 3 ст. 10 ГК РФ разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается. На основании изложенного, а также требований ст. 100 ГПК РФ о разумности пределов в присуждении указанных расходов суд полагает возможным взыскать с мэрии города Ульяновска в пользу Тухватуллина А.М. <данные изъяты> руб. При этом судом учитывается количество судебных заседаний, которых состоялось с участием представителя истца, время, затраченное представителем на участие в судебных заседаниях, объем оказанной помощи, категорию гражданского дела, по которому была оказана юридическая помощь. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Тухватуллина А.М. удовлетворить частично. Взыскать с мэрии г. Ульяновска за счет казны Муниципального образования «город Ульяновск» в пользу Тухватуллина А. М. в счет возмещения материального ущерба – 114 751, 02 руб., расходы по проведению экспертизы в сумме 3000 руб., расходы по оплате услуг представителя 5500 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 555 руб. 02 коп. В остальной части иска к мэрии г. Ульяновска отказать. В удовлетворении требований Тухватуллина А.М. к Открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» о возмещении ущерба, причиненного ненадлежащим содержанием дороги, судебных расходов отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья Л.В. Зобова