Решение по иску о признании действий незаконными и назначении пенсии по выслуге лет с учетом включения периода военной службы по призыву на льготных условиях



Дело №2-920/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

27.05.2011 г. г.Ульяновск

Железнодорожный районный суд г.Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Котельникова А.Г.,

при секретаре Галицыной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Торхова С.П. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области о признании действий незаконными и назначении пенсии по выслуге лет с учетом включения периода военной службы по призыву на льготных условиях,

У С Т А Н О В И Л :

Торхов С.П. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения России по Ульяновской области (УФСИН России по Ульяновской области) о признании действий незаконными и назначении пенсии по выслуге лет с учетом включения периода военной службы по призыву на льготных условиях, в обоснование указав, что приказом по УФСИН России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ л/с он был уволен на пенсию по окончании срока службы, предусмотренного контрактом, в звании подполковника с должности ст.преподавателя цикла подготовки ведомственной пожарной охраны Учебного центра УФСИН. Перед увольнением он подал рапорт руководству УФСИН с просьбой назначит ему пенсию с учетом положений ч.3 ст.10 Закона РФ «О статусе военнослужащих», т.е. период его военной службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитать в стаж для исчисления пенсии на льготных условиях – один день военной службы за два дня работы. Однако ответчик отказал ему в зачете периода военной службы по призыву на льготных условиях. Он не согласен с данной позицией ответчика, поскольку Постановление Правительства РФ от 22.09.1993г. №941, на положения которой ссылается ответчик, является подзаконным актом, и противоречит Закону РФ «О статусе военнослужащих» (ч.3 ст.10), поэтому в данной ситуации должны применяться нормы указанного закона. В связи с чем он просит суд признать действия УФСИН России по Ульяновской области по отказу в назначении ему пенсии с зачетом периода военной службы по призыву на льготных условиях незаконными, и обязать УФСИН России по Ульяновской области назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ пенсию по выслуге лет с учетом военной службы по призыву на льготных условиях – один день службы за два дня работы.

В судебном заседании Торхов С.П. свои исковые требования поддержал, приведя в обоснование доводы, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика УФСИН по Ульяновской области и третьего лица ФСИН России - Ханбикова Д.К. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Торхов С.П. проходил службу в УИС, был уволен приказом УФСИН России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ по ст.<данные изъяты> Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по окончанию срока службы, предусмотренной контрактом). Закон РФ от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регулирует. Пенсионное обеспечение военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии регламентируется Закона РФ от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в ч.2 ст.18 которого сказано, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в статье 1 этого Закона, к которым, в частности, относятся офицеры, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы или проходившие службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин. Военнослужащие, проходившие военную службу по призыву, в указанном Законе не значатся. Что касается пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (действительную военную службу), то в соответствии с ч.2 ст.2 вышеуказанного Закона оно осуществляется в соответствии с Законом РФ от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В соответствии с ч.3 ст.18 Закона РФ от 12.02.1993г. №4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст.1 этого Закона, определяется Правительством РФ. Во исполнение этого Закона такой порядок определен Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993г. №941, пунктом 5 которого предусмотрено включение в выслугу лет военнослужащим на пенсию военной службы по призыву в календарном исчислении, кроме указанных в этом пункте отдельных категорий военнослужащих, к которым Торхов С.П. не относится. Также не содержит норм о включении в выслугу лет на льготных условиях периода военной службы по призыву и Закон РФ «О статусе военнослужащих», часть 3 статьи 10 которого предусматривает, что время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж, в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы, а не за два дня службы. В связи с чем просит отказать в удовлетворении исковых требований Торхова С.П.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Торхов С.П. проходил службу в УИС, был уволен с должности <данные изъяты> на основании приказа начальника УФСИН России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты>. При этом в выслугу лет Торхову С.П. засчитан период его военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении (т.е. один к одному).

Таким образом, Торхову С.П. с ДД.ММ.ГГГГ была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с положениями Законом РФ от 12.02.1993г № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», согласно статьи 1 которого условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в том числе, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Военнослужащие, проходившие военную службу по призыву, в указанной статье закона не указаны.

В соответствии со статьей 18 вышеуказанного Закона время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении. А Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 22.09.1993г №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначении и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации» установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении (пункт 5).

Таким образом, вышеуказанными нормативными актами не предусмотрено включение в выслугу лет на льготных условиях военнослужащим периодов их военной службы по призыву.

Доводы Торхова С.П. о том, что порядок включения периода его военной службы по призыву в льготном исчислении предусмотрен Законом РФ «О статусе военнослужащих» основаны на неверной трактовке данного нормативного документа и не могут быть приняты судом во внимание. Данный Закон, исходя из его содержания, вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты.

В частности, в части 3 статьи 10 названного Закона, на которую ссылается истец, говорится, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Однако, как обоснованно указал представитель ответчика, речь в данной норме идет о зачете периодов военной службы в стаж работы, а не в стаж военной службы в органах УИС.

Таким образом, действия УФСИН России по Ульяновской области при назначении Торхову С.П. пенсии по выслуге лет являются законными и обоснованными, в связи с чем исковые требования Торхова С.П. не могут быть удовлетворены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Торхова С.П. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области о признании действий незаконными и назначении пенсии по выслуге лет с учетом включения периода военной службы по призыву на льготных условиях – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд в течение 10 дней.

Судья: А.Г. Котельников