Решение по иску о признании осуществления деятельности с нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства, требований пожарной безопасности незаконным, возложении обязанности устранить нарушения



Дело № 2-906/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июня 2011 г. г. Ульяновск

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Герасимовой Е.Н.,

с участием прокурора Маликовой В.Г.,

при секретаре Албутовой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду компенсирующего вида № 173 «Лучик», Управлению образования мэрии города Ульяновска, мэрии города Ульяновска о признании осуществления деятельности с нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства, требований пожарной безопасности незаконным, возложении обязанности устранить нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду компенсирующего вида № 173 «Лучик» (далее – МДОУ Детский сад № 173 «Лучик»), Управлению образования мэрии города Ульяновска, мэрии города Ульяновска о признании осуществления деятельности с нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства, пожарной безопасности незаконным, возложении обязанности устранить нарушения. В обоснование иска указал, что прокуратурой Железнодорожного района г. Ульяновска проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства в МДОУ Детский сад № 173 «Лучик». В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать использования ее не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. В силу ст. 34 указанного Федерального закона граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья в случае пожара. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 313, устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В ходе проведенной проверки в деятельности МДОУ Детский сад № 173 «Лучик» были выявлены многочисленные нарушения обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства, пожарной безопасности. В соответствии с п.1.1 Положения об Управлении образования мэрии города Ульяновска, Управление является отраслевым (функциональным) органом мэрии города Ульяновска и наделяется в соответствии с Положением полномочиями по решению вопросов местного значения, а также выполняет отдельные государственные полномочия в сфере образования, переданные в установленном порядке. Согласно главе 2 Положения основной функцией Управления является обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных общеобразовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Управления является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования «Город Ульяновск» и осуществляет полномочия, предусмотренные ст. 158 Бюджетного кодекса РФ. Согласно п. 13 ст. 16 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа. Согласно ст. 18 того же закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного бюджета. В связи с изложенным просит признать незаконным бездействие Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №173 «Лучик», выразившееся в не обеспечении соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, требований пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении; обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 173 «Лучик» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить следующие мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства: восстановить теневые навесы на территории четырех групп, провести ремонт кровли, осуществить монтаж жалюзийных решеток вытяжных вентиляционных систем в группах, оборудовать структуированную систему мониторинга и управления инженерными системами здания, обеспечить замену в коридоре здания, на площадке лестничной клетки, покрытия пола негорючим материалом, осуществить монтаж эвакуационного освещения в общих коридорах этажей и лестничных клетках; обязать Управление образования мэрии города Ульяновска, мэрию города Ульяновска в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить проведение работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саде компенсирующего вида № 173 «Лучик».

В судебном заседании прокурор Маликова В.Г. на уточненных исковых требованиях настаивала в полном объеме, поддержав доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика МДОУ Детский сад № 173 «Лучик» в судебном заседании исковые требования признала частично, указав, что для устранения имеющихся нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства необходимы денежные средства, которые образовательному учреждению на протяжении длительного периода времени несмотря на неоднократные обращения заведующей МДОУ из средств бюджета не выделяются. Со стороны МДОУ Детский сад № 173 «Лучик» бездействие отсутствует, поскольку выполнение указанных прокурором мероприятий связано только с финансированием. Не оспаривала наличие на текущий момент времени нарушений требований пожарной безопасности и положений санитарно-эпидемиологического законодательства, указанных прокурором в иске.

Представитель ответчика Управления образования мэрии города Ульяновска, действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования не признала в полном объеме, указав, что Управление не решает вопросы финансирования детских образовательных учреждений, а лишь формирует соответствующие заявки с указанием сумм, необходимого финансирования для обеспечения деятельности учреждений, направляя их в адрес мэрии города Ульяновска для рассмотрения.

Представитель привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица мэрии города Ульяновска, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме, представила письменный отзыв на иск и пояснила, что действующее законодательство возлагает ответственность за соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и требований пожарной безопасности непосредственно на юридических лиц, обладающих соответствующим имуществом на каком-либо праве. Персональную ответственность несут руководители юридических лиц. Управление образования мэрии города Ульяновска является отраслевым (функциональным) органом мэрии города Ульяновска и наделяется в соответствии с Положением полномочиями по решению вопросов местного значения, а также выполняет отдельные государственные полномочия в сфере образования, переданные в установленном порядке. Мэрия города Ульяновска не может выступать по делу в качестве надлежащего ответчика.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Управления государственного пожарного надзора по Ульяновской области в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.

Согласно ст. 21, 26 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории РФ, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Статьей 27 данного Федерального закона установлено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В образовательных учреждениях, к которым относится и МДОУ Детский сад №173 «Лучик», ежедневно находится большое количество людей, как несовершеннолетних воспитанников и учащихся, педагогов учреждения, так и родителей, родственников, иных лиц, посещающих указанное образовательное заведение, в связи с чем определить круг лиц, посещающих учреждение, невозможно. Несоблюдение требований пожарной безопасности может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций и создать угрозу жизни и здоровью граждан, что, по мнению суда, дает прокурору право на обращение в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.

Права и свободы граждан согласно статьям 18 и 46 Конституции Российской Федерации являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод.

На основании ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяются общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулируются в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона, требования пожарной безопасности – это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В силу ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья в случае пожара.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Федерального закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Требования пожарной безопасности содержатся в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г.

В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Согласно п. 4 приказа Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», руководители организаций на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичного проявления.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона РФ № 124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» обязательным является обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Согласно ст. 39 Федерального закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что на сегодняшний день в деятельности МДОУ Детский сад № 173 «Лучик» имеют место нарушения обязательных требований, установленных Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а также указанными выше Правилами пожарной безопасности, для устранения которых необходимо восстановить теневые навесы на территории четырех групп, провести ремонт кровли, осуществить монтаж жалюзийных решеток вытяжных вентиляционных систем в группах, оборудовать структуированную систему мониторинга и управления инженерными системами здания, обеспечить замену в коридоре здания, на площадке лестничной клетки, покрытия пола негорючим материалом, осуществить монтаж эвакуационного освещения в общих коридорах этажей и лестничных клетках.

Перечень указанных нарушений и необходимых для их устранения мероприятий лицами, участвующими в деле, не оспаривался.

Наличие нарушений является доказательством осуществления образовательным учреждением деятельности с нарушением требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, а потому такая деятельность учреждения не может быть признана судом законной, бездействие ответчика, выразившееся в длительном неприятии действенных мер по обеспечению соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, требований пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении, также является незаконным.

Ссылки представителя ответчика МДОУ Детский сад № 173 «Лучик» о том, что бездействие связано лишь с отсутствием надлежащего финансирования для производства необходимых работ не могут быть приняты судом во внимание и служить основанием для отказа в иске к МДОУ Детский сад № 173 «Лучик», заявленного прокурором в интересах неопределенного круга лиц.

Доводы представителей ответчиков Управления образования мэрии города Ульяновска и мэрии города Ульяновска о том, что в рассматриваемом споре они не могут выступать в качестве надлежащих ответчиков суд считает несостоятельными.

Согласно Уставу МДОУ Детский сад № 173 «Лучик» МДОУ реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учредителем МДОУ являются по поручению Главы города органы местного самоуправления муниципального образования «Город Ульяновск» в лице Управления образования мэрии города Ульяновска и Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска.

Согласно п.7.2 Устава за МДОУ в целях обеспечения образовательной деятельности закреплены объекты – здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения, принадлежащие муниципальному образованию «Город Ульяновск».

В соответствии с п. 7.3 Устава объекты собственности, закрепленные за МДОУ, находятся в оперативном управлении учреждения.

С учетом приведенных положений, доводы представителя мэрии города Ульяновска о том, что она является ненадлежащим ответчиком по делу, суд находит несостоятельными, поскольку судом установлено, что мэрия города является собственником здания детского сада и в силу ст.210 ГК РФ должна нести бремя содержания принадлежащего имущества.

То обстоятельство, что имущество детского сада, в том числе здания и сооружения находятся у МДОУ в оперативном управлении, не освобождает мэрию города Ульяновска от обязанностей собственника. Мэрией города Ульяновска не представлено доказательств, что здание детского сада передавалось в оперативное управление МДОУ Детский сад № 173 «Лучик» в надлежащем состоянии, что в данном здании своевременно проводился капитальный и текущий ремонт.

Из материалов дела следует, что обязательства по капитальному ремонту здания МДОУ возникли задолго до передачи его в оперативное управление учреждения.

В судебном заседании установлен и факт недостаточного финансирования МДОУ Детский сад № 173 «Лучик». Так, из представленных Управлением образования мэрии города Ульяновска документов следует, что в ДД.ММ.ГГГГ финансирование МДОУ по статье расходов на ремонт и содержание здания составило лишь <данные изъяты> от заявленного объема.

Пунктом 7.6 Устава МДОУ предусмотрено, что источником формирования финансовых ресурсов МДОУ являются бюджетные и внебюджетные средства, средства бюджета на основе нормативного финансирования из расчета на одного воспитанника, другие источники.

В силу п. 13 ст. 16 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, как предусмотрено ст. 18 указанного закона, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с п. 1.1 Положения об Управлении образования мэрии города Ульяновска Управление образования мэрии города Ульяновска является отраслевым (функциональным) органом мэрии города и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения, а также выполняет отдельные государственные полномочия в сфере образования, переданные в установленном порядке.

Согласно п. 1.4 Положения Управление является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования «Город Ульяновск». Раздел 2 Положения относит к основным функциям Управления образования такие как: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным процессам; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных общеобразовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно Договору о взаимоотношениях между учредителем и МДОУ Детский сад № 173 «Лучик» от ДД.ММ.ГГГГ, который состоялся между МДОУ и Управлением образования, к обязанностям последнего относится осуществление контроля за соблюдением условий, обеспечивающих охрану жизни и укрепление здоровья учащихся, выполнением санитарных норм и правил в муниципальных образовательных учреждениях; обеспечение содержания зданий и сооружений общеобразовательных учреждений города, к которым относится и МДОУ Детский сад № 173 «Лучик».

С учетом изложенного выше, суд находит несостоятельными доводы представителей ответчиков мэрии города Ульяновска и Управления образования мэрии города Ульяновска о том, что они не могут являться в рассматриваемом споре надлежащими ответчиками.

Нарушения Правил пожарной безопасностии требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МДОУ Детский сад № 173 «Лучик» имеют место в деятельности учреждения до настоящего времени, непринятие мер по устранению таких нарушений может поставить под угрозу жизнь и здоровье детей.

Поскольку органы местного самоуправления не обеспечили надлежащее финансирование бюджетного учреждения, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

При этом суд с учетом объема и характера работ, которые необходимо выполнить, устанавливает срок для устранения нарушений и выполнения мероприятий, обеспечивающих пожарную безопасность и требования санитарно-эпидемиологического законодательства, - до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 173 «Лучик», выразившееся в не обеспечении соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, требований пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении.

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 173 «Лучик» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить следующие мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства:

- восстановить теневые навесы на территории четырех групп,

- провести ремонт кровли,

- осуществить монтаж жалюзийных решеток вытяжных вентиляционных систем в группах,

- оборудовать структуированную систему мониторинга и управления инженерными системами здания,

- обеспечить замену в коридоре здания, на площадке лестничной клетки, покрытия пола негорючим материалом,

- осуществить монтаж эвакуационного освещения в общих коридорах этажей и лестничных клетках.

Обязать Управление образования мэрии города Ульяновска, мэрию города Ульяновска в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить проведение работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саде компенсирующего вида № 173 «Лучик».

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение десяти дней.

Судья Е.Н. Герасимова