именем Российской Федерации 15 августа 2011 года г.Ульяновск Железнодорожный районный суд г.Ульяновска в составе председательствующего судьи Черлановой Е.С. при секретаре Максимовой М.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Детская городская поликлиника № 4», Комитету здравоохранения мэрии города Ульяновска о возложении обязанности обеспечить надлежащее медицинское обслуживание в детском саду У С Т А Н О В И Л Прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к МУЗ «Детская городская поликлиника № 4», Комитету здравоохранения мэрии города Ульяновска, в котором просил: - обязать МУЗ «Детская городская поликлиника № 4» обеспечить надлежащее медицинское обслуживание детей в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 173. - обязать Комитет здравоохранения мэрии г. Ульяновска обеспечить должный контроль за обеспечением МУЗ детская городская поликлиника № 4 постоянного медицинского обслуживания детей в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 173. В иске указал, что прокуратурой Железнодорожного района г.Ульяновска проведена проверка состояния законности в деятельности Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 173. В ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 173 с 01.02.2011 не обеспечено надлежащим образом медицинским работником, а соответственно в детском саду отсутствует надлежащее медицинское обслуживание. В настоящее время медицинский работник МУЗ «Детская городская поликлиника № 4» посещает детский сад один раз в неделю на 1,5-2 часа и осуществляет лишь оформление медицинской документации. Данный медицинский работник ежедневный прием детей в детский сад не осуществляет, выдача готовой пищи и т.д. производится в отсутствие медицинского работника. Медицинская профилактическая работа в образовательном учреждении не проводится, медицинский контроль за санитарным состоянием территории и всех помещений не осуществляется. Согласно приказу Комитета здравоохранения мэрии г. Ульяновска от 26.02.2009 МУЗ детская городская поликлиника № 4 обязана обеспечить МДОУ № 173 медицинским работником. В штатном расписании МУЗ детская городская поликлиника № 4 имеется 0,75 ставки медицинского работника, обслуживающего указанный детский сад. Вместе с тем, меры, принимаемые поликлиникой, не обеспечили надлежащее медицинское обслуживание детского сада. В настоящее время медицинский работник занимает 0,25 указанной ставки, работая по совместительству на 1,5 ставки в другом детском саду. Вместе с тем, 0,5 ставки медицинского работника, обслуживающего МДОУ детский сад № 173, свободны. Комитет здравоохранения не осуществляет должный контроль за подбором и расстановкой кадров в МУЗ детская городская поликлиника № 4, что привело к отсутствию надлежащего медицинского обслуживания в МДОУ детский сад № 173. Отсутствие надлежащего медицинского обслуживания создает опасность причинения вреда здоровью воспитанников учреждения, их родителей, а также работников данного учреждения, которым в случае необходимости медицинскими работниками может быть оказана доврачебная помощь. Таким образом, нарушаются основные конституционные права воспитанников, их родителей (законных представителей), а также работников МДОУ на охрану здоровья и надлежащую медицинскую помощь. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц. В судебном заседании представитель прокуратуры Железнодорожного района г.Ульяновска Маликова В.Г. иск поддержала. Представители МУЗ «Детская городская поликлиника № 4» Мелехин Ф.И. и Самойлов И.Д. иск не признали, пояснив, что в настоящее время детский сад № 173 посещает медсестра ФИО, которая работает в этом детском саду на 0,25 ставки по совместительству. С 15.08.2011 г. в детском саду № 173 на другие 0,25 ставки принята медсестра ФИО по совместительству до принятия основного работника. Основного медицинского работника для этого детского сада МУЗ «Детская городская поликлиника № 4» до настоящего времени найти не может, так как никто из медицинских работников не хочет идти работать на 0,75 ставки. Представитель Комитета здравоохранения мэрии города Ульяновска Курбанова С.К. иск не признала, предоставила отзыв на иск. В отзыве указано, что во исполнение решения Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 27.11.2008 г. Комитетом здравоохранения был издан приказ от 26.02.2009 г. № 01-18/74 «О медицинском обеспечении МДОУ № 173», и данное решение суда исполнено в полном объеме. Комитет здравоохранения выступает учредителем муниципальных учреждений здравоохранения. МУЗ «Детская городская поликлиника № 4» является самостоятельным юридическим лицом, подбором и расстановкой кадров в МУЗ «ДГП № 4» занимается непосредственно главный врач учреждения. Медицинское обслуживание детского сада № 173 должно обеспечиваться МУЗ «ДГП № 4». Комитет здравоохранения осуществляет ведомственный контроль. В соответствии с приказом Минздрава РФ от 16.01.2011 г. № 371 «О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала детских городских поликлиник в городах с населением свыше 25 тысяч человек» должность среднего медицинского персонала рассчитывается из расчета 1 должность на 100 детей детских садов. В МДОУ № 173 «Лучик» согласно укомплектованности детьми (75 человек) устанавливается расчет 0,75 ставки медицинской сестры (в порядке внутреннего совместительства). Представитель третьего лица – Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 173 «Лучик» Заводскова О.В. иск поддержала, пояснив, что с 2009 года в детском саду нет постоянного медицинского работника. Администрация МДОУ № 173 неоднократно в течение нескольких лет обращается в МУЗ «Детская городская поликлиника № 4» с просьбой обеспечить медицинское обслуживание детей, однако медицинский работник назначается временно и на короткий период. В летний оздоровительный период 2011 года медицинское обслуживание детей в детском саду не осуществлялось. Детский сад посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, четверо из них являются инвалидами детства вследствие серьезных заболеваний. Дети нуждаются в особом образовательном маршруте, психологическом комфорте и медицинском обслуживании, и не могут находиться без должного и качественного медицинского обслуживания. Установленная 0,75 ставки медицинской сестры не позволяет обеспечивать полноценное медицинское обслуживание детей МДОУ № 173. Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению полностью. Согласно ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В соответствии с Федеральный законом РФ от 24июля1998года N124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Согласно ст. 9 Федерального закона РФ от 24июля1998года N124-ФЗ при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка. В соответствии со ст. 51 ч. 4 Закона РФ от 10июля1992года N3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Согласно п. 25 «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666, медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. По делу установлено, что Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 173 «Лучик» (далее – МДОУ № 173) является дошкольным образовательным учреждением компенсирующей направленности, приоритетной деятельностью которого является осуществление квалифицированной коррекции недостатков в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Данное дошкольное образовательное учреждение посещают дети с тяжелыми нарушениями речи. Однако, несмотря на необходимость постоянного повышенного внимания к здоровью детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в МДОУ № 173 отсутствует постоянно действующий медицинский работник. Медицинское обслуживание детей в детском саду не осуществляется либо осуществляется временно приходящим на несколько часов медицинским работником. Ввиду отсутствия надлежащего медицинского обслуживания, в МДОУ № 173 не выполняются требования СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", что создает угрозу здоровью детей, посещающих данный детский сад. В детском саду № 173 медицинским работником не ведется ежедневный прием детей в детский сад, контроль за пищеблоком и питанием детей, не осуществляются профилактические осмотры детей и другие мероприятия, входящие в обязанности медицинского работника в соответствии с вышеуказанным СанПиН. В соответствии со ст. 15 п. 12, ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация оказания на территории города Ульяновска первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях относится к вопросам местного значения муниципального района. Согласно ст. 13 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22июля1993года N5487-1 к муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере здравоохранения, несут ответственность в пределах своей компетенции. Комитет здравоохранения мэрии города Ульяновска, согласно «Положению о Комитете здравоохранения мэрии города Ульяновска», утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 24 мая 2006 г. N 90, является отраслевым (функциональным) органом мэрии, осуществляющим полномочия по решению вопросов местного значения и отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления, федеральными законами и законами Ульяновской области в сфере здравоохранения, а также осуществляющим полномочия по оказанию дополнительных мер социальной помощи для отдельных категорий населения города вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, реализации социальных программ муниципального образования "Город Ульяновск". К функциям Комитета здравоохранения относятся: организация лечебной работы и развитие находящихся в муниципальной собственности учреждений здравоохранения (п. 1.5); проведение анализа потребности населения в медицинской и лекарственной помощи и внесение Главе города предложений по оптимизации структуры, объема и технологии медицинской и лекарственной помощи (п. 1.12); определение потребности в медицинских кадрах; осуществление контроля за подбором, расстановкой и использованием медицинских кадров в подведомственных учреждениях здравоохранения, в установленном порядке (п. 1.15); организация в пределах своей компетенции системы ведомственного контроля качества медицинской помощи, анализа претензий и предложений граждан по вопросам организации медицинской и лекарственной помощи, контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи (п. 1.19) и т.д. МУЗ «Детская городская поликлиника № 4» является лечебно-профилактическим учреждением, в обязанности которого входит, в том числе, проведение мероприятий по воспитанию здорового ребенка, профилактике инфекционной и соматической патологии у детей, проживающих на закрепленной территории, детских дошкольных учреждениях, школах и иных образовательных учреждениях. Из материалов дела следует, что решением Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 27.11.2008 г. удовлетворен иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц, и на Комитет здравоохранения мэрии города Ульяновска возложена обязанность обеспечить медицинское обслуживание в МДОУ детский сад компенсирующего вида № 173 «Лучик». Приказом Комитет здравоохранения мэрии города Ульяновска от 26.02.2009 г. обязанность медицинского обслуживания МДОУ № 173 была возложена на МУЗ «Детская городская поликлиника № 4». Однако, как указано выше, в течение двух лет медицинское обслуживание детского сада осуществляется ненадлежащим образом. Данное обстоятельство свидетельствует о бездействии ответчиков, которое выражается в том, что МУЗ «Детская городская поликлиника № 4» не обеспечивает МДОУ № 173 постоянным медицинским работником, а Комитет здравоохранения не осуществляет контроль за подбором, расстановкой и использованием медицинских кадров в подведомственном учреждении здравоохранения. Доводы представителей МУЗ «Детская городская поликлиника № 4» о том, что невозможно найти медицинского работника, желающего работать на 0,75 ставки, не имеют юридического значения, и не являются основанием для лишения детей МДОУ № 173 медицинского обслуживания. Доводы представителей МУЗ «Детская городская поликлиника № 4» о том, что в настоящее время в МДОУ № 173 работают два медицинских работника, каждый на 0,25 ставки, не свидетельствует о надлежащем медицинском обслуживании данного дошкольного образовательного учреждения. Указанные медицинские работники имеют постоянное место работы в других детских садах, работают там на 1,5 ставки, и все свое рабочее время проводят на своем основном рабочем месте, уделяя детям МДОУ № 173 минимальное время, и занимаясь в МДОУ № 173 (согласно пояснениям заведующей МДОУ № 173) только оформлением медицинской документации. Из пояснений заведующей МДОУ № 173 также следует, что второй медицинский работник еще ни разу с 15.08.2011 г. в детском саду не появлялся. Доводы представителя Комитета здравоохранения о том, что подбор, расстановка и использование медицинских кадров в подведомственных учреждениях здравоохранения не является компетенцией Комитета, и Комитет является ненадлежащим ответчиком, оцениваются судом критически, так как в настоящем иске не ставится вопрос о том, чтобы Комитет непосредственно сам утверждал кандидатуры медицинских работников в подведомственных ему учреждениях. В вину Комитета здравоохранения вменяется невыполнение обязанности по контролю за подбором, расстановкой и использованием медицинских кадров в подведомственных учреждениях, и неисполнение других обязанностей, предусмотренных «Положением о Комитете здравоохранения мэрии города Ульяновска». Суд находит заслуживающими внимания доводы представителя МДОУ № 173 Заводсковой О.В. о том, что установленные Комитетом здравоохранения 0,75 ставки медицинской сестры не позволяют обеспечивать полноценное медицинское обслуживание детей в МДОУ № 173. Данные доводы подтверждаются многолетним отсутствием в МДОУ № 173 постоянного медицинского обслуживания. Доводы представителя Комитета здравоохранения о том, что нормативы среднего медицинского персонала детских садов утверждены приказом Минздрава РФ и Комитет здравоохранения мэрии г.Ульяновска не может установить для МДОУ № 173 ставку в большем размере, чем 0,75 ставки, оцениваются судом критически. Данный документ - приказ Минздрава РФ от 16.01.2011 г. № 371 «О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала детских городских поликлиник в городах с населением свыше 25 тысяч человек» - носит рекомендательный характер. Нормативы должности медицинских сестер или фельдшеров для непосредственного обслуживания детей в учреждениях дошкольного образования из расчета 1 должность на 100 детей, установлены без учета малочисленности дошкольных образовательных учреждений компенсирующей направленности, одним из которых является МДОУ № 173. Согласно «Положению о Комитете здравоохранения мэрии города Ульяновска» Комитет здравоохранения мэрии города Ульяновска уполномочен организовывать лечебную работу в соответствии с требованием закона, проводить анализ потребности населения в медицинской помощи и вносить Главе города предложения по оптимизации структуры, объема и технологии медицинской помощи. В соответствии с Федеральным законом от 24июля1998года N124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, признаются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии (ст. 1). Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка (ст. 7). При таких обстоятельствах, доводы представителей ответчиков являются несостоятельными, и не являются основанием для отказа в иске. Исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска являются правомерными и подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ Исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить в полном объеме. Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Детская городская поликлиника № 4» обеспечить постоянное и надлежащее медицинское обслуживание детей в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад компенсирующего вида № 173 «Лучик». Обязать Комитет здравоохранения мэрии города Ульяновска обеспечить надлежащий контроль за обеспечением МУЗ «Детская городская поликлиника № 4» постоянного медицинского обслуживания детей в МДОУ Детский сад компенсирующего вида № 173 «Лучик». Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный суд в течение 10 дней. Судья: Е.С.Черланова