Дело № 2-1334/2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 05 августа 2011 г. г. Ульяновск Железнодорожный районный суд г. Ульяновск в составе председательствующего судьи Зобовой Л.В., при секретаре Албутовой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пахалина А.А., Пахалиной Н.Ю. Пахалина А.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Ульяновской области, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ульяновской области», Федеральной службе исполнения наказания о признании права на получении государственного жилищного сертификата для получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности принять решение о выдаче государственного жилищного сертификата, о выдаче жилищного сертификата, УСТАНОВИЛ: Пахалин А.А., Пахалина Н.Ю., Пахалин А.А. обратились в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства к УФСИН по Ульяновской области, ФКУ «ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области», ФСИН России о признании права на получении государственного жилищного сертификата для получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности принять решение о выдаче государственного жилищного сертификата, о выдаче жилищного сертификата. Свои требования мотивировали тем, что решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска их семья включена в список граждан - получателей государственного жилищного сертификата в 2010 году. Вместе с тем, вопрос о получении жилищного сертификата не решен. В настоящее время ему отказано в получении жилищного сертификата на том основании, что не предоставлено обязательство о сдачи занимаемого жилого помещения. Члены семьи Пахалина А.А.: Пахалина Н.Ю. и Пахалин А.А. являются собственниками в праве общей долевой собственности (по 1/3 доли за каждым) на квартиру по адресу: <адрес>. Собственником ещё одной доли в праве общей долевой собственности является Н***., которая не является членом семьи Пахалина А.А. При таких обстоятельствах истцы имеют право на получение в порядке очередности жилищного сертификата для получения Пахалиным А.А. на состав семьи три человека в 2011 году социальной выплаты на приобретение жилого помещения общей площадью 24,12 кв.м. за счет средств федерального бюджета. В судебном заседании Пахалин А.А. на удовлетворении требований настаивал в полном объеме. Представитель Пахалина А.А. – Деев М.Д. просил исковые требования удовлетворить. Истцы Пахалина Н.Ю., Пахалин А.А. в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в свое отсутствие. Представитель ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области по доверенности Ханбикова Д.К. иск не признала. Дополнительно пояснила, что истцы проживают и ведут совместное хозяйство с Н***., следовательно, Пахалин А.А. должен предоставить обязательство о сдаче совместного жилья. Указанного обязательства Пахалин А.А. не представил. Размер социальной выплаты определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам и общей площадью жилого помещения отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания. Правовых оснований для определения размера социальной выплаты путем вычета из общей площади, установленной по нормативам, площади жилого помещения, находящегося в собственности членов семьи Пахалина А.А. не имеется. Представитель ФКУ «ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области» Мурсалимова З.Ш. исковые требования не признала, поддержала доводы, приведенные представителем ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области. Представитель третьего лица ФКУ ЦГИЖБО ФСИН России в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. В соответствии с п.п. «а» п. 5 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 (далее - Правил), право на участие в подпрограмме имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Согласно п. 7 «Правил» из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "д" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Согласно п. 13 «Правил» социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности. Согласно п. 16 «Правил» норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. м. - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м. - на семью из 2 человек; по 18 кв. м. на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. м. При наличии права на дополнительную общую площадь по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется. Согласно п. 16.1 «Правил» норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если: а) гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания; б) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения; в) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. В силу п. 31 «Правил» Порядок и сроки формирования списков граждан - участников подпрограммы, состоящих на учете в федеральных органах исполнительной власти и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти. В соответствии с п. 45 «Правил», а также п. 22 «Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в уголовно-исполнительной системе», утвержденной приказом ФСИН России от 04.06.2007 г. № 287, обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Исполнение этого обязательства должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. По делу установлено, что Пахалин А.А. проходил службу в уголовно-исполнительной системе с 1988 г. по 2003г. 04 апреля 2003 г. Пахалин А.А. уволен из уголовно-исполнительной системы по п. «з» ст. 58 (по ограниченному состоянию здоровья) Положения «О службе в органах внутренних дел» с выслугой 17 лет 03 месяца и 12 дней. На день увольнения он состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-2 УФСИН России Ульяновской области 04 июня 2009 г. Пахалин А.А. был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением Ульяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. решение жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-2 УФСИН России по ульяновской области от 04.06.2009 года о снятии Пахалина А.А. с учета нуждающихся в жилых помещения признано незаконным. Пахалин А.А. восстановлен на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 28 августа 1996 г. Судом кассационной инстанции ДД.ММ.ГГГГ решение суда оставлено без изменения, кассационная жалоба УФСИН России по Ульяновской области – без удовлетворения. В ноябре 2009 г. Пахалин А.А. обратился в УФСИН России Ульяновской области с заявлением о включении его и членов семьи (жена и сын) в список на получение жилищного сертификата на 2010 г. УФСИН России Ульяновской области отказало Пахалину А.А. во включении в список на получение государственного жилищного сертификата на 2010 г. В качестве оснований для отказа указано, что заявление следовало подать до 01 июля 2009 г., и что 04 июня 2009 г. он был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ отказ УФСИН России по Ульяновской области во включении Пахалина А.А. с составом семьи три человека в список граждан – получателей государственного жилищного сертификата на 2010 год признан незаконным. Суд обязал УФСИН России по Ульяновской области включить Пахалина А.А. с составом семьи три человека в список граждан – получателей государственного жилищного сертификата на 2010 год. Определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 18 мая 2010 года оставлено без изменения, кассационная жалоба УФСИН России по Ульяновской области без удовлетворения. Однако, в выдаче жилищного сертификата в 2010 году Пахалину А.А. было отказано в связи с тем, что Пахалин А.А. не предоставил обязательство о безвозмездном отчуждении занимаемого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Из материалов дела следует, что Пахалин А.А., его жена – Пахалина Н.Ю. и его сын - Пахалин А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживают и зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>. В указанной квартире зарегистрирована и проживает Н***.- мать супруги Пахалина А.А. На основании договора передачи жилой площади в собственность граждан от 12.01.2001 г. жилое помещение по адресу: <адрес> было приватизировано с оформлением права общей долевой собственности на жилое помещение на имя Н***., Пахалина А.А. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения), Пахалиной Н.Ю. Как следует из дела правоустанавливающих документов Пахалин А.А. на момент заключения договора передачи жилой площади в собственность граждан в квартире по адресу: <адрес> зарегистрирован не был, участия в приватизации жилого помещения не принимал, не указан в договоре, как лицо, отказавшееся от приватизации жилого помещения. 25.04.2003 Пахалин А.А. был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>. Жилое помещение по адресу: <адрес> не может быть передано Пахалиным А.А. в муниципальную собственность, так как в нем остается проживать Н***. - мать супруги Пахалина А.А., которая не является участником подпрограммы и не желает давать обязательства о сдаче жилья. В соответствии с п. 16.2 «Правил» в случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания. При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 16.1 настоящих Правил. Из материалов дела следует, что жилое помещение по адресу: <адрес> состоит из двух жилых комнат площадью 19, 25 кв.м., и 12,04 кв.м., кухни площадью – 5,87 кв.м., ванной – 3, 04 кв.м. Площадь квартиры составляет – 44, 82 кв.м. В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Таким образом, площадь балкона, имеющегося в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, не должна учитываться при определении общей площади жилого помещения. Следовательно, в пользовании Пахалина А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Пахалиной Н.А. находится 29,88 кв.м. общей площади квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (44,82 кв.м. : 3 х 2 = 29,88 кв.м.). Размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет: 54 кв.м – 29,88 кв.м = 24,12 кв.м., где: 54 кв.м - общая площадью жилого помещения, установленная по нормативам на семью из трех человек; 29,88 кв.м - общая площадь жилого помещения, право пользования которой имеют Пахалина Н.Ю., Пахалин А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставленная для дальнейшего проживания. Право на дополнительную жилую площадь Пахалин А.А. не имеет. В связи с тем, что размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет более 18 кв. метров, Пахалин А.А. имеет право на получение жилищного сертификата как участник подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года» без предоставления обязательства о сдаче жилья. В выдаче жилищного сертификата Пахалину А.А. было неправомерно отказано. В соответствии с п. 23 «Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в уголовно-исполнительной системе», утвержденной приказом ФСИН России от 04.06.2007 г. № 287, ФСИН России в 2-месячный срок с даты получения бланков сертификатов производит их оформление на имя граждан - участников подпрограммы и передает сертификаты представителю территориального органа, образовательного учреждения УИС для вручения указанным гражданам. Граждане - участники подпрограммы, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) в учреждениях и органах УИС, получают сертификат в соответствующем территориальном органе, образовательном учреждении УИС. Учитывая вышеуказанный порядок оформления и выдачи сертификатов, суд считает необходимым возложить на ФСИН России обязанность оформить в порядке очередности жилищный сертификат для получения Пахалиным А.А. на состав семьи три человека: Пахалин А.А., Пахалина Н.Ю., Пахалин Александр Александрович в 2011 году социальной выплаты на приобретение жилого помещения общей площадью 24,12 кв.м за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, и передать жилищный сертификат в Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области для вручения жилищного сертификата Пахалину А.А. На УФСИН необходимо возложить обязанность вручить указанный жилищный сертификат Пахалину А.А. Доводы представителя ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области о том, что предоставление обязательства о сдаче жилья является необходимым условием для получения жилищного сертификата, не могут быть приняты судом во внимание, так как данное условие, в соответствии с п. 16.3 ««Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, на лиц, не являющихся членами семьи участника подпрограммы, не распространяется. Оснований для удовлетворения требований истцов к ФКУ «ИК-2 УФСИН по Ульяновской области» об обязании принять решение о выдаче сертификата не имеется. Кроме того, на основании Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в уголовно-исполнительной системе», утвержденной приказом ФСИН России от 04.06.2007 г. № 287 не подлежат удовлетворении требований истцов об обязании УФСИН России по Ульяновской области направить документы о предоставлении сертификата в ФКУ ЦГИЖБО ФСИН России. На основании изложено, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Пахалина А.А., Пахалиной Н.Ю., Пахалина А.А. удовлетворить частично. Обязать Федеральную службу исполнения наказаний оформить в порядке очередности жилищный сертификат для получения Пахалиным А.А. на состав семьи три человека: Пахалин А.А., Пахалина Н.Ю., Пахалин А.А. в 2011 году социальной выплаты на приобретение жилого помещения общей площадью 24,12 кв.м. за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, и передать жилищный сертификат в Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области для вручения Пахалину А.А.. Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области после оформления Федеральной службой исполнения наказаний жилищного сертификата для получения Пахалиным А.А. социальной выплаты на приобретение жилья в 2011 году вручить указанный жилищный сертификат Пахалину А.А.. В удовлетворении остальной части требований к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Ульяновской области, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ульяновской области», Федеральной службе исполнения наказания отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд в течение 10 дней. Судья Л.В. Зобова