Дело № 2- 1557/11 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 02 сентября 2011 года г.Ульяновск Железнодорожный районный суд г.Ульяновска в составе председательствующего судьи Черлановой Е.С. при секретаре Щелчковой О.В. УСТАНОВИЛКибакина Е.А. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области (далее – Управление Пенсионного фонда), в котором просила:
- включить в специальный трудовой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ г.
Представитель Управления Пенсионного фонда Бурлак С.В. иск не признала, привела в обоснование доводы, изложенные в отзыве на иск.
В отзыве указано, что наименование должности «инструктор по физическому воспитанию» не предусмотрено "Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственный пенсиях в РСФСР»», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, и аналогичным «Списком», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Согласно ст. 13 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета. Страхователем не подтвержден льготный характер работы истицы. Данные о стаже за указанный период предоставлены страхователем общими условиями.
Представитель третьего лица МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 55» Денисова Л.Ю. согласилась с иском, пояснив, что в спорный период истица работала с детьми.
Представитель третьего лица – Управления образования мэрии г.Ульяновска Фатхуллова И.Р. просила рассмотреть дело в свое отсутствие. В отзыве на иск указано, что Списком от 22.09.1999 г. была предусмотрена должность «руководитель физического воспитания». Нормативами по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады), утвержденных Постановлением Минтруда РВ от 21.04.1993 г. № 88 (пункт 1.2) – должность инструктора по физической культуре наряду с воспитателями, учителями и музыкальными работниками отнесена к воспитательно-педагогической и оздоровительной деятельности. Условия работы в должности инструктора по физическому воспитанию соответствовали функциональным обязанностям и работе руководителя физического воспитания.
Выслушав пояснения сторон, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
По делу установлено, что Кибакина Е.А. осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и 03 июня 2011 года обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) Кибакиной Е.А. было отказано в зачете в специальный трудовой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ2001 г. в МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №» в должности инструктора по физическому воспитанию.
Согласно ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Условия назначения досрочной трудовой пенсии по старости для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, определены подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Закрепляя в Федеральном Законе «О трудовых пенсиях в РФ» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Причем лечебная деятельность отличается сложностью, интенсивностью, психоэмоциональной и прочей нагрузкой, приводящей к утрате профессиональной пригодности.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии в предоставленными полномочиями Правительство РФ Постановлением от 29.10.2002 г. № 781 утвердило Список и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Пунктом 1.8 «Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», к числу таких учреждений отнесены дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований.
В разделе «Наименование должностей» Списка к должностям, работа в которых засчитывается в специальный стаж, отнесены должности «воспитатель», «руководитель физического воспитания».
Должность «инструктор по физическому воспитанию» Списком от 29.10.2002 г. не предусмотрена. При этом должность инструктора по физической культуре не была предусмотрена Списками, утвержденными постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, от 06.09.1991 г. № 473.
При таких обстоятельствах, период работы Кибакиной Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №» в должности инструктора по физическому воспитанию правомерно не был засчитан в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Доводы Кибакиной Е.А. о том, что в спорный период она работала с детьми, и фактически исполняла обязанности руководителя физического воспитания, что должности «инструктор по физическому воспитанию» и «руководитель физического воспитания» являются тождественными, оцениваются судом критически.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в судебном порядке может быть установлено лишь тождество должности, имеющей иное или неправильное наименование, не предусмотренное списками или перечнем, наименованию должности, содержащемуся в списках учреждений, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии.
Как усматривается из раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоразвития РФ от 14.08.2009 г. № 593, для каждой из указанных должностей - «инструктор по физическому воспитанию» и «руководитель физического воспитания» предусмотрены различные квалификационные характеристики и различные должностные обязанности. Должность «инструктор по физическому воспитанию» устанавливается в дошкольных учреждениях, а должность «руководитель физического воспитания» - в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, в которых программы обучения различны.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 г. № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» продолжительность отпуска инструктора по физическому воспитанию и руководителя физического воспитания также различна: для инструкторов по физической культуре дошкольных учреждений – 42 дня, для руководителей физического воспитания образовательных учреждения начального и среднего профессионального образования – 56 дней.
Следовательно, законных оснований для установления тождественности двух должностей для включения работы истицы в специальный стаж у суда не имеется.
Доводы третьего лица – Управления образовании мэрии г.Ульяновска о том, что в соответствии с «Нормативами по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)», утвержденных Постановлением Минтруда РВ от 21.04.1993 г. № 88, должность инструктора по физической культуре наряду с воспитателями, учителями и музыкальными работниками отнесена к воспитательно-педагогической и оздоровительной деятельности, не могут быть приняты судом во внимание. В соответствии с данными Нормативами характер работы инструктора по физической культуре и воспитателя, учителя, музыкального работника различны, как различна и их нагрузка.
Так, например, одна ставка музыкального работника (работа в данной должности подлежит включению в специальный стаж) предусмотрена на 4 группы детей в возрасте свыше 1,5 лет наполняемостью 15-20 человек. Одна ставка инструктора по физическому воспитанию предусмотрена на 8 групп детей в возрасте свыше 3 лет. Данные показатели свидетельствуют о различной интенсивности, психоэмоциональной и прочей нагрузке указанных должностей.
По делу установлено, что вследствие не включения в специальный стаж спорного периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инструктора по физическому воспитанию, у Кибакиной Е.А. не имеется необходимого 25-летнего специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах, исковые требования Кибакиной Е.А. о включении периода работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Отказать в удовлетворении исковых требований Кибакиной Е.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области о включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в полном объеме.Судья: Е.С.Черланова