Решение по иску о компенсации морального вреда



Дело № 2-2158/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 декабря 2011 года г. Ульяновск

Судья Железнодорожного районного суда города Ульяновска Кизирбозунц Т.Т.,

при секретаре Егоровой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бородкина А.С. к Обществу с ограниченной ответственность «Домострой» о компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Бородкин А.С. обратился в суд с иском к ООО «Домострой» о вызскании компенсации морального вреда. В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ года им в адрес ответчика было направлено заявление, в котором он просил дать письменные расчеты стоимости квартиры, приобретенной по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года. По данному договору истец оплатил сумму <данные изъяты> рублей за <данные изъяты> квартиру площадью <данные изъяты> квадратных метра по адресу: <адрес> <адрес>. В акте приема-передачи общая площадь квартиры составила <данные изъяты> квадратных метра. Ответа на заявление истец не получил, что повлекло ухудшение его здоровья, поскольку он является инвалидом второй группы. Просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании истец Бородкин А.С. исковые требования поддержал, на доводах, изложенных в иске, настаивал в полном объеме, дополнил следующее. Требования истца основаны на положениях Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», поскольку ему не предоставили запрашиваемую информацию. В документах имеется существенное различие в площади купленной им у ответчика квартиры. Ответа на своё обращение не получил, поэтому настаивал на возмещении морального вреда. Договор с представителем ООО «Домострой» заключался в регистрирующем органе, где он был прочитан и после оплаты передан ему на руки. При оформлении документов в БТИ выяснилось, что метраж не соответствует указанным в договоре цифрам, хотя никаких перестроек или перепланировок не производилось. Договор был подписан только для того, чтобы сдать его в БТИ и получить технический паспорт Истец пояснял, что прочитать документ ему удалось только после того, как все было оформлено. Он отказался подписывать акт приема-передачи. Сразу после этого истец написал претензию и записался на прием к руководителю ООО «Домострой» Жиртуеву В.В., однако ему в приеме было отказано. В связи этим у истца возникло расстройство здоровья, ему пришлось обращаться к врачу. Истец обосновывал сумму морального вреда тем, что она покроет разницу в квадратных метрах, в связи с этим уменьшится стоимость купленной им квартиры и возместятся его моральные страдания. Разница в метраже составила 1,63 квадратных метра. Указал, что в назначении экспертизы нет необходимости, поскольку требовал компенсацию морального вреда в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», за то, что ответчик не ответил на претензию, чем причинил страдания, которые оценил в <данные изъяты> рублей.

В судебное заседание представитель ООО «Домострой» Мальцев Ю.А. не явился, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее исковые требования не признавал в полном объеме по следующим основаниям. В силу закона к застройщику допустимо предъявление требования о возмещении ущерба вследствие передачи имущества в более поздний срок. Договор долевого участия в строительстве многоквартирного дома в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» был подписан без каких-либо оговорок. Все обязательства застройщиком были выполнены, договор прошел регистрацию. Договор заключался с ООО «Домострой», а ООО «Земстрой» оформляла документы, выступая как доверенное лицо, соответствующая доверенность была выдана на Шамионова Р.А. Данная организация договоры привозила в ООО «Домострой» на подпись и после заключения сделки, вручала их дольщикам. Расхождение в квадратных метра могло составить не более пяти квадратных метров. В договоре это было предусмотрено. Расхождение квадратных метров обусловлено включением в метраж квартиры 50 процентов от площади лоджии. Общая проектная площадь квартира истца составила <данные изъяты> квадратных метра, площадь лоджии – <данные изъяты> квадратных метра. При сложении получилась площадь в размер <данные изъяты> квадратных метров. При цене <данные изъяты> рублей за один квадратный метр стоимость составила <данные изъяты> рублей. Цена договора оплачена в полном объеме. Расчеты сторон не подлежали изменению, поскольку цена считалась договорной. По данным БТИ площадь данной квартиры составляла <данные изъяты> квадратных метра, но поскольку орган государственной регистрации округляет имеющееся значение до десятых долей, то в документах указано <данные изъяты> квадратных метра. Таким образом, разница составила <данные изъяты> квадратных метра. Полагал, что договорных нарушений не имелось, поскольку проектная площадь никогда не совпадала с фактической, что и оговаривалось в договоре. Взыскания морального вреда необоснованно. Просил в иске отказать.

Представитель третьего лица учредитель ООО «Земстрой» Шамионов Р.А. в судебном заседании не участвовал, надлежаще извещался, причины неявки суду не сообщил, ранее иск не поддерживал, пояснял следующее. Истец вложил денежные средства в строительство многоквартирного дома. В деле правоустанавливающих документов имеется Положение № 1, в соответствии с которым был сделан соответствующий расчет. Шамионов Р.А. начинал оформление земельно-правовых документов, получал разрешение на строительство, привлек инвесторов, опубликовал соответствующие сообщения в средствах массовой информации, подписывал соглашение по земле, оформлял кадастровый паспорт, занимался регистрацией. Он же и сдал объект ДД.ММ.ГГГГ. Договор с истцом подготавливался в трех экземплярах: дольщику, продавцу и в регистрирующий орган. Истцу разъяснялось, что после сдачи дома в эксплуатацию площадь квартиры могла измениться. Были случаи, когда дольщики приходили с рулетками и перемеряли площадь квартиры. Бородкину А.С. предлагалось признать договор долевого участия недействительным, а вместо него оформить договор купли-продажи по тому техпаспорту, который у него имелся на руках. Это было единственным вариантом на тот момент, поскольку дом уже был сдан. Однако истец отказался, поскольку еще до сдачи дома в эксплуатацию он начал ремонт и боялся потерять вложенное. В данном случае изменить договор было нельзя, поскольку акт приема-передачи квартиры на тот момент уже был оформлен, и квартира была зарегистрирована.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Судом установлено, что согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ -К ООО «Домострой» привлекло Бородкина А.С. к долевому строительству жилого <адрес>. Объектом строительства являлась <данные изъяты> квартира с условным строительным номером 3 общей проектной площадью <данные изъяты> квадратных метра, площадь лоджии <данные изъяты> квадратных метра. Стоимость квартиры по договору составила <данные изъяты> рублей. Бородкин А.С. выполнил возложенные на него договором обязательства. Стоимость квартиры им оплачена в полном объеме. ДД.ММ.ГГГГ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Домострой» передало по акту, а Бородкин А.С. принял однокомнатную квартиру , общей площадью с учетом холодных помещений <данные изъяты> (с учетом округления от <данные изъяты>) квадратных метра, в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>. Бородкин А.С. зарегистрировал право собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области на указанную выше квартиру.

Вышепоименованный договор подписан Бородкиным А.С. и Шамионовым Р.А., действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности от ООО «Домострой» 15 января 2010 года.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают по предусмотренным законом основаниям, в том числе и из договоров и иных сделок, заключенных гражданами и юридическими лицами.

Согласно пункту 1.2. договора долевого участия в строительстве многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному ООО «Домострой» с Бородкиным А.С. - застройщик обязывался после завершения строительством объекта передать однокомнатную квартиру под условным (строительным) номером 3, расположенную в первом подъезде, на втором этаже, общей проектной площадью <данные изъяты> квадратных метров. Стоимость данной квартиры составляла <данные изъяты> рублей.

Пунктом 3.2. договора сторонами определены условия, при которых в случае изменения по окончании строительства фактической общей площади объекта долевого строительства, определяемой данными БТИ, расчеты сторон не подлежали изменению и основывались на площади, указанной в проектно-сметной документации. Перерасчет не производился, установленная цена договора считалась договорной.

Указанный пункт каких-либо неясностей или двоякого толкования не содержал, следовательно, дополнительных разъяснений не требовал, соответствовал оговоренному сторонами понятию площади квартиры, требованиям действующего законодательства не противоречил.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30 декабря 2004года N214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая - (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

Согласно статье 7 указанного Федерального закона застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям. В случае, если объект долевого строительства построен (создан) застройщиком с отступлениями от условий договора и (или) указанных в части 1 настоящей статьи обязательных требований, приведшими к ухудшению качества такого объекта, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного договором использования, участник долевого строительства, если иное не установлено договором, по своему выбору вправе потребовать от застройщика безвозмездного устранения недостатков, соразмерного уменьшения цены договора, возмещения своих расходов на устранение недостатков, а в случае существенного нарушения требований к качеству объекта долевого строительства или не устранения выявленных недостатков в установленный участником долевого строительства разумный срок участник долевого строительства в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора и потребовать от застройщика возврата денежных средств и уплаты процентов в соответствии с частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Истец при принятии по акту приема - передачи квартиры не имел претензий к качеству и состоянию переданного ему объекта. Данное обстоятельство подтверждается делом правоустанавливающих документов , где имеется подписанный Бородкиным А.С. акт приема-передачи квартиры и доли общего имущества от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что общая площадь непосредственно спорной квартиры составила <данные изъяты> квадратных метра (с учетом округления от <данные изъяты> квадратного метра).

Однако согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в российской Федерации, утвержденного приказом Минземстроя Российской Федерации от 04 августа 1994 года, в общую площадь квартир включаются, в том числе, площадь лоджии с коэффициентом - 0,5.

С учетом лоджии (с К-05) общая площадь спорной квартиры составила <данные изъяты> квадратных метра. Разница между проектной площадью квартиры и переданной истцу составляет <данные изъяты> квадратных метра.

В соответствии статьей 7 Федерального Закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ участник долевого строительства вправе требовать уменьшения стоимости квартиры, в случае если объект имеет недостатки, которые делают непригодным для целевого его использования, если иное не предусмотрено договором.

Договором об инвестировании строительства квартиры стороны не предусмотрели условия, на основании которых инвестор наделялся дополнительными правами по сравнению с правами, предусмотренными в приведенном выше законе.

Таким образом, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда для уменьшения покупной цены жилого помещения в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» суд не установил.

Довод истца о том, что он не имел экземпляр договора судом не может быть принят во внимание, поскольку при его заключении ДД.ММ.ГГГГ пунктом 8.1. стороны предусмотрели, что договор составлен в трех подлинных экземплярах по одному для каждой из сторон и один – органу, осуществляющему государственную регистрацию на территории Ульяновской области.

Принимая во внимание положения статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации о буквальном толковании условий договора и статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации о свободе договора, а также отсутствие доказательств понуждения истца к заключению договора на оспариваемых условиях, суд пришел к выводу об отказе Бородкину А.С. в исковых требованиях к ООО «Домострой» о взыскании компенсации морального вреда.

           На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

              

                                                    Р Е Ш И Л :

           Исковые требования Бородкина А.С. к Обществу с ограниченной ответственность «Домострой» о компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

         Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный суд города в течение 10 дней.

Судья: Кизирбозунц Т.Т.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>