именем Российской Федерации 01 декабря 2011 года г. Ульяновск Железнодорожный районный суд г.Ульяновска в составе: председательствующего судьи Черновой Н.В., с участием помощника прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска Возьного В.Я. при секретаре Худяковой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» и мэрии г.Ульяновска о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства в сфере пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился суд с иском (уточненным в ходе судебного разбирательства) к ОАО «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» и мэрии г.Ульяновска о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства в сфере пожарной безопасности, в обоснование указав, что в результате проведенной прокуратурой проверки в сфере осуществления деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами было установлено, что ОАО «ДК Железнодорожного района» и мэрия г.Ульяновска допускают нарушения норм законодательства в сфере обеспечения противопожарной безопасности, требующие применения прокурором полномочий по предъявлению в суд иска. Установлено, что ОАО «ДК Железнодорожного района» является управляющей организацией по отношению к многоквартирному жилому дому № по <адрес>. Согласно ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества дома; а согласно ч.2 ст.162 ЖК РФ управляющая организация должна за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома. Согласно подпунктам «а», «е» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491, содержание общего имущества включает в себя осмотр общего имущества, обеспечивающий выявление несоответствия его состояния требованиям законодательства, угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, а также меры пожарной безопасности. В соответствии со ст.37 Закона РФ «О пожарной безопасности» руководители организации должны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты. Согласно п.1 Правил пожарной безопасности в РФ (ПББ 01-03), утвержденных приказом Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ от 18.06.2003г. №313, данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами и предпринимателями. При этом управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества. Однако в ходе проведенной проверки в многоквартирном жилом <адрес> были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: 1) светильники на лестничных клетках не оборудованы защитными плафонами, предусмотренными конструкцией светильников (п.60 ППБ 01-03); 2) на лестничных клетках (на всех этажах) система дымоудаления находится в неисправном состоянии (ППБ 01-03 п.40; СНиП 31-01-2003 п. 7.2.1); 3) на лестничных клетках( на всех этажах) отсутствует эвакуационное освещение. ППБ 01-03 п.3; СНиП 21-01-97п.6.22; СНиП 23-05-95 п.7.62; 4) на всех этажах на лестничных клетках отсутствует автоматичнеская пожарная сигнализация. ППБ 01.03 п.3, т.1 п.6.2 НПБ 110-03; 5) мусоросборная камера на защищена по всей площади спринклерными оросителями и не имеет самостоятельный вход, изолированный от входа в здание глухой стеной, и выделенный противопожарными перегородками и перекрытием с пределами огнестойкости не менее REI 60 и классом пожарной опасности КО (п.7.1.13 СНиП 31-01-2003); 6) на дверях лестничных клеток отсутствуют уплотнительные прокладки и приспособления для плотного закрывания на створках клапанов мусоропроводов (п.86 ППБ 01-03); 7) системы противопожарного водоснабжения помещений, находятся в неисправном состоянии. ППБ 01-03 п.34,89; 8) пожарные краны не укомплектованы рукавами, стволами и полугайками, шкафы пожарных кранов захламлены мусором (п.91 ППБ 01-03); 9) не выполнена блокировка автоматической пожарной сигнализации на включение вентилятора дымоудаления, подпора воздуха в лифтовую шахту и отпуска кабин лифтов до 1-го этажа с открыванием дверей (п.3 ППБ 01-03, п.п.4.48,4.49 СНиП 2.04.09-84, п.5.17 СНиП 2.04.05-91); 10) отсутствуют уплотнительные прокладки и приспособления для плотного закрывания на створках клапанов мусоропроводов. ППБ 01-03 п.86; 11) люки выхода на кровлю не выполнены противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI30. ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.5.19, т.4*, п. 8.4*. В соответствии с подпунктами 6, 10 части 1 статьи 16 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация содержания муниципального жилищного фонда, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Согласно п.п. 1-3 Закона РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. При этом, пунктом 7 паспорта и подпунктами 3, 4 Муниципальной целевой программы «Противопожарная защита жилых домов повышенной этажности на 2011-2012 годы», утвержденной постановлением мэрии г.Ульяновска от 24.11.2010г. №6250, установлено, что Комитет ЖКХ и экологии мэрии г.Ульяновска, подрядные организации, определяемые на конкурсной основе по заказу мэрии г.Ульяновска в жилых домах, имеющих долю муниципальной собственности, за счет средств бюджета МО «Город Ульяновск» обязаны провести следующие мероприятия: восстановление систем ППА и ДУ; установка герметичных дверей (с доводчиками) на двух незадымляемых лестничных клетках; установка металлических дверей в электрощитовых с пределом огнестойкости; установка спринклерных оросителей в мусорокамерах; устройство бетонных площадок для установки коленчатого подъемника; восстановление подающего стояка холодного водоснабжения; восстановление освещения на незадымляемых лестничных клетках; установка пожарных шкафов; комплектация пожарных шкафов рукавами, стволами гайками. Из чего следует, что мэрия г.Ульяновска отвечает за устранение выявленных в ходе проверки нарушений правил пожарной безопасности. В части мероприятий, не вошедших в вышеуказанную Программу, ответственность возлагается на ОАО «ДК Железнодорожного района». Учитывая, что действиями ответчиков нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, прокурор на основании ст.45 ГПК РФ обратился в суд с данным иском, и просит суд признать незаконным бездействие ОАО «ДК Железнодорожного района», выраженное в неисполнении обязанностей по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащему содержанию общего имущества и своевременному обеспечению мер пожарной безопасности в многоквартирном жилом <адрес>, и возложить на ОАО «ДК Железнодорожного района» обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом <адрес>, а именно: 1) оборудовать защитными плафонами, предусмотренными конструкцией светильников, светильники на лестничных клетках; 2) оборудовать самостоятельный вход в мусоросборную камеру, изолированный от входа в здание глухой стеной, и выделить его противопожарными перегородками и перекрытием с пределами огнестойкости не менее REI 60 и классом пожарной опасности КО; 3) оборудовать створки клапанов мусоропроводов уплотнительными прокладками и приспособлениями для плотного закрывания; 4) выполнить люки выхода на кровлю (повсеместно) противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI 30 (сертифицированными в области пожарной безопасности). Признать незаконным бездействие мэрии г.Ульяновска, выраженное в неисполнении обязанностей по своевременному обеспечению мер пожарной безопасности в многоквартирном жилом <адрес>, и возложить на администрацию (мэрию) г.Ульяновска обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом <адрес>, а именно: 1) выполнить на лестничных клетках (на всех этажах) эвакуационное освещение; 2) оборудовать систему дымоудаления на лестничных клетках (на всех этажах); 3) выполнить на лестничных клетках (на всех этажах) автоматическую пожарную сигнализацию; 4) установить защиту мусоросборной камеры по всей площади спринклерными оросителями; 5) оборудовать двери на лестничных клетках приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах; 6) оборудовать помещения системой противопожарного водоснабжения; 7) пожарные краны укомлектовать рукавами, стволами и полугайками, шкафы пожарных кранов очистить от мусора; 8) выполнить блокировку автоматической пожарной сигнализации на включение вентилятора дымоудаления, подпора воздуха в лифтовую шахту и отпуска кабин лифтов до 1-го этажа с открыванием дверей. В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал, приведя в обоснование доводы, аналогичные изложенным в иске. Представитель ответчика мэрии г.Ульяновска Беляева М.Ю., действующая по доверенности в судебном заседании с иском прокурора не согласилась, пояснив, что все указанные в иске прокурора требования по устранению данных нарушений должны быть устранены не мэрией, а ОАО «ДК Железнодорожного района», которая является управляющей компанией жилого дома № 31 по ул. Хрустальная. Указанный жилой дом включен мэрией в Муниципальную целевую программу «Противопожарная защита жилых домов повышенной этажности на 2011-2012 годы», однако указанные в Программе работы в 2011 году не проводились ввиду отсутствия у мэрии денежных средств на эти цели. Само принятие этой Программы мэрией также, по ее мнению, не свидетельствует об обязанности мэрии провести указанные в иске прокурора работы по устранению нарушений противопожарной безопасности в жилом <адрес>, поскольку данная программа была принята еще до того, как в статью 161 ЖК РФ законодателем было внесено изменение в виде дополнения ее частью 1.1., которая возлагает обязанности по содержанию общего имущества дома с учетом требований пожарной безопасности именно на управляющую компанию. Представитель ответчика ОАО «ДК Железнодорожного района» Жидова Г.Г., действующая по доверенности в судебном заседании исковые требования прокурора в отношении своего общества признала в полном объеме, и пояснила, что жилой <адрес> был передан в управление ОАО «ДК Железнодорожного района» по договору от ДД.ММ.ГГГГ Комитетом ЖКХ мэрии г.Ульяновска. При этом капитальный ремонт в этом доме с момента его постройки мэрией не проводился, все недостатки системы пожарной безопасности, указанные в иске прокурора, в доме на момент его передачи уже имелись. Их общество пыталось заключить договор на техническое обслуживание пожарной сигнализации данного жилого дома, однако ввиду неудовлетворительного состояния систем пожарной автоматики и дымоудаления, отсутствия какой-либо документации на эти системы, им в этом было отказано. Третье лицо Управление государственного пожарного надзора по Ульяновской области в судебное заседание не явилось, по неизвестным причинам, должным образом извещен. Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.37 Закона РФ от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать использования ее не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно п.1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ от 18.06.2003г. №313, данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В судебном заседании установлено, что в многоквартирном жилом <адрес> имеются указанные в иске прокурора нарушения требования пожарной безопасности, которые на момент рассмотрения данного иска судом не устранены. Из материалов дела следует, что жилой <адрес>, 1996 года постройки, представляет собой двенадцатиэтажное кирпичное здание. В этом доме расположены квартиры, находящиеся как в ведении муниципалитета и предоставленные гражданам по договорам социального найма, так и находящиеся в собственности граждан. С ДД.ММ.ГГГГ управление данным многоквартирным домом осуществляет ОАО «ДК Железнодорожного района» на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ (заключенного с Комитетом ЖКХ мэрии г.Ульяновска) и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме от ДД.ММ.ГГГГ При этом представитель мэрии не отрицал в судебном заседании того факта, что ранее в этом доме капитальный ремонт не проводился. Ссылка представителя мэрии на положения части 1.1. статьи 161 ЖК РФ, согласно которой надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения пожарной безопасности не состоятельна. В соответствии с положениями ст.ст.161,162 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией именно она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, которые включают в себя и проведение текущего ремонта общего имущества дома. Вместе с тем в соответствии со статьей 63 Закона РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктом 10 части 1 статьи 16 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также пунктом 11 статьи 3 и пунктом 17 статьи 40 Устава муниципального образования «город Ульяновск» мэрия г.Ульяновска обязана обеспечивать осуществление первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, в том числе - вопросы организационно-правового, финансового и материально-технического обеспечения пожарной безопасности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Во исполнение указанных положений закона мэрией г.Ульяновска была принята Муниципальная целевая программа «Противопожарная защита жилых домов повышенной этажности на 2011-2012 годы (утверждена постановлением мэрии г.Ульяновска от 24.11.2010г. №6250). В перечне основных мероприятий данной Программы указаны: восстановление систем противопожарной автоматики и дымоудаления (ППА и ДУ); установка герметичных дверей (с доводчиками) на двух незадымляемых лестничных клетках; установка металлических дверей в электрощитовых с пределом огнестойкости; установка спринклерных оросителей в мусорокамерах; устройство бетонных площадок для установки коленчатого подъемника; восстановление подающего стояка холодного водоснабжения; восстановление освещения на незадымляемых лестничных клетках; установка пожарных шкафов; комплектация пожарных шкафов рукавами, стволами гайками. В качестве источника финансирования указан бюджет муниципального образования «город Ульяновск». В числе жилых домов, включенных в указанную программу, вошел и многоквартирный жилой <адрес>. Таким образом, мэрия обязана осуществлять работы по пожарной безопасности в пределах городского округа, в том числе – и работы по противопожарной защите в жилом <адрес>. Однако, как пояснила в судебном заседании представитель мэрии, каких-либо работ по противопожарной защите указанного жилого дома, как это предусмотрено Программой, мэрией г.Ульяновска до настоящего времени не проводилось. Постановлением Госстроя России от 27.09.2003г. №170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, в которых указаны перечни работ, относящиеся к текущему и капитальному ремонту жилого дома. Согласно ст.16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Таким образом, обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. Исходя из системного толкования статьи 16 вышеназванного Закона, статьи 158 ЖК РФ и статьи 210 ГК РФ, только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, обязанность по производству последующего капитального ремонта должна быть возложена на собственников жилых помещений. Обязанность наймодателя своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории содержалась также в статье 147 ранее действующего ЖК РСФСР. В связи с вышеизложенным суд считает, что исковые требования прокурора являются законными и обоснованными, и должны быть удовлетворены в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконным бездействие открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Железнодорожного района», выраженное в неисполнении обязанностей по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащему содержанию общего имущества и своевременному обеспечению мер пожарной безопасности в многоквартирном жилом <адрес> Обязать открытое акционерное общество «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» устранить нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом <адрес>, а именно: 1) оборудовать защитными плафонами, предусмотренными конструкцией светильников, светильники на лестничных клетках; 2) оборудовать самостоятельный вход в мусоросборную камеру, изолированный от входа в здание глухой стеной, и выделить его противопожарными перегородками и перекрытием с пределами огнестойкости не менее REI 60 и классом пожарной опасности КО; 3) оборудовать створки клапанов мусоропроводов уплотнительными прокладками и приспособлениями для плотного закрывания; 4) выполнить люки выхода на кровлю (повсеместно) противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI 30 (сертифицированными в области пожарной безопасности); Признать незаконным бездействие мэрии г.Ульяновска, выраженное в неисполнении обязанностей по своевременному обеспечению мер пожарной безопасности в многоквартирном жилом <адрес>. Обязать мэрию г.Ульяновска устранить нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом <адрес>, а именно: 1) выполнить на лестничных клетках (на всех этажах) эвакуационное освещение; 2) оборудовать систему дымоудаления на лестничных клетках (на всех этажах); 3) выполнить на лестничных клетках (на всех этажах) автоматическую пожарную сигнализацию; 4) установить защиту мусоросборной камеры по всей площади спринклерными оросителями; 5) оборудовать двери на лестничных клетках приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах; 6) оборудовать помещения системой противопожарного водоснабжения; 7) пожарные краны укомлектовать рукавами, стволами и полугайками, шкафы пожарных кранов очистить от мусора; 8) выполнить блокировку автоматической пожарной сигнализации на включение вентилятора дымоудаления, подпора воздуха в лифтовую шахту и отпуска кабин лифтов до 1-го этажа с открыванием дверей. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней. Судья: Н.В. Чернова