Решение по иску о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства в сфере пожарной безопасности



Дело №2-2199/11 Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

01.12.2011 г. г. Ульяновск

Железнодорожный районный суд г.Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Котельникова А.Г.,

при секретаре Галицыной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» и администрации (мэрии) г.Ульяновска о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства в сфере пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился суд с иском (измененным в ходе судебного разбирательства) к ОАО «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» и администрации (мэрии) г.Ульяновска о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства в сфере пожарной безопасности, в обоснование указав, что в результате проведенной прокуратурой проверки в сфере осуществления деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами было установлено, что ОАО «ДК Железнодорожного района» и мэрия г.Ульяновска допускают нарушения норм законодательства в сфере обеспечения противопожарной безопасности, требующие применения прокурором полномочий по предъявлению в суд иска. Установлено, что ОАО «ДК Железнодорожного района» является управляющей организацией по отношению к многоквартирному жилому дому № по <адрес>. Согласно ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества дома; а согласно ч.2 ст.162 ЖК РФ управляющая организация должна за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома. Согласно подпунктам «а», «е» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491, содержание общего имущества включает в себя осмотр общего имущества, обеспечивающий выявление несоответствия его состояния требованиям законодательства, угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, а также меры пожарной безопасности. В соответствии со ст.37 Закона РФ «О пожарной безопасности» руководители организации должны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты. Согласно п.1 Правил пожарной безопасности в РФ (ПББ 01-03), утвержденных приказом Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ от 18.06.2003г. №313, данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами и предпринимателями. При этом управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества. Однако в ходе проведенной проверки в многоквартирном жилом доме <адрес> были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

1) светильники на лестничных клетках не оборудованы защитными плафонами, предусмотренными конструкцией светильников (п.60 ППБ 01-03);

2) мусоросборная камера не имеет самостоятельный вход, изолированный от входа в здание глухой стеной, и выделенный противопожарными перегородками и перекрытием с пределами огнестойкости не менее REI 60 и классом пожарной опасности КО (п.7.1.13 СНиП 31-01-2003);

3) отсутствуют уплотнительные прокладки и приспособления для плотного закрывания на створках клапанов мусоропроводов (п.86 ППБ 01-03);

4) люки выхода на кровлю (повсеместно) не выполнены противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI 30, сертифицированными в области пожарной безопасности (п.3 ППБ 01-03, п.5.19* т.4*, п.8.4* СНиП 21-01-97*);

5) на лестничных клетках (на всех этажах) отсутствует эвакуационное освещение (п.3 ППБ 01-03, п.6.22 СНиП 21-01-97, п.7.62 СНиП 23-05-95);

6) система дымоудаления на лестничных клетках (на всех этажах) находится в неисправном состоянии (п.40 ППБ 01-03, п.7.2.1 СНиП 31-01-2003);

7) на лестничных клетках (на всех этажах) отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (п.3 ППБ 01-03, т.1 п.6.2 НПБ 110-03);

8) мусоросборная камера не защищена по всей площади спринклерными оросителями (п.7.3.11 СНиП 31-01-2003);

9) на лестничных клетках двери без приспособлений для самозакрывания и с уплотнением в притворах (п.34 ППБ 01-03, п.6.18* СНиП 21-01-97*) ;

10) системы противопожарного водоснабжения помещений находятся в неисправном состоянии (п.п.34,89 ППБ 01-03);

11) пожарные краны не укомплектованы рукавами, стволами и полугайками, шкафы пожарных кранов захламлены мусором (п.91 ППБ 01-03);

12) не выполнена блокировка автоматической пожарной сигнализации на включение вентилятора дымоудаления, подпора воздуха в лифтовую шахту и отпуска кабин лифтов до 1-го этажа с открыванием дверей (п.3 ППБ 01-03, п.п.4.48,4.49 СНиП 2.04.09-84, п.5.17 СНиП 2.04.05-91).

В соответствии с подпунктами 6, 10 части 1 статьи 16 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация содержания муниципального жилищного фонда, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Согласно п.п. 1-3 Закона РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. При этом, пунктом 7 паспорта и подпунктами 3, 4 Муниципальной целевой программы «Противопожарная защита жилых домов повышенной этажности на 2011-2012 годы», утвержденной постановлением мэрии г.Ульяновска от 24.11.2010г. №6250, установлено, что Комитет ЖКХ и экологии мэрии г.Ульяновска, подрядные организации, определяемые на конкурсной основе по заказу мэрии г.Ульяновска в жилых домах, имеющих долю муниципальной собственности, за счет средств бюджета МО «Город Ульяновск» обязаны провести следующие мероприятия: восстановление систем ППА и ДУ; установка герметичных дверей (с доводчиками) на двух незадымляемых лестничных клетках; установка металлических дверей в электрощитовых с пределом огнестойкости; установка спринклерных оросителей в мусорокамерах; устройство бетонных площадок для установки коленчатого подъемника; восстановление подающего стояка холодного водоснабжения; восстановление освещения на незадымляемых лестничных клетках; установка пожарных шкафов; комплектация пожарных шкафов рукавами, стволами гайками. Из чего следует, что мэрия г.Ульяновска отвечает за устранение выявленных в ходе проверки нарушений правил пожарной безопасности. В части мероприятий, не вошедших в вышеуказанную Программу, ответственность возлагается на ОАО «ДК Железнодорожного района». Учитывая, что действиями ответчиков нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, прокурор на основании ст.45 ГПК РФ обратился в суд с данным иском, и просит суд признать незаконным бездействие ОАО «ДК Железнодорожного района», выраженное в неисполнении обязанностей по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащему содержанию общего имущества и своевременному обеспечению мер пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме <адрес>, и возложить на ОАО «ДК Железнодорожного района» обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирном <адрес>, а именно:

1) оборудовать защитными плафонами, предусмотренными конструкцией светильников, светильники на лестничных клетках;

2) оборудовать самостоятельный вход в мусоросборную камеру, изолированный от входа в здание глухой стеной, и выделить его противопожарными перегородками и перекрытием с пределами огнестойкости не менее REI 60 и классом пожарной опасности КО;

3) оборудовать створки клапанов мусоропроводов уплотнительными прокладками и приспособлениями для плотного закрывания;

4) выполнить люки выхода на кровлю (повсеместно) противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI 30 (сертифицированными в области пожарной безопасности). Признать незаконным бездействие администрации (мэрии) г.Ульяновска, выраженное в неисполнении обязанностей по своевременному обеспечению мер пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме <адрес>, и возложить на администрацию (мэрию) г.Ульяновска обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме <адрес>, а именно:

1) выполнить на лестничных клетках (на всех этажах) эвакуационное освещение;

2) оборудовать систему дымоудаления на лестничных клетках (на всех этажах);

3) выполнить на лестничных клетках (на всех этажах) автоматическую пожарную сигнализацию;

4) установить защиту мусоросборной камеры по всей площади спринклерными оросителями;

5) оборудовать двери на лестничных клетках приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах;

6) оборудовать помещения системой противопожарного водоснабжения;

7) пожарные краны укомлектовать рукавами, стволами и полугайками, шкафы пожарных кранов очистить от мусора;

8) выполнить блокировку автоматической пожарной сигнализации на включение вентилятора дымоудаления, подпора воздуха в лифтовую шахту и отпуска кабин лифтов до 1-го этажа с открыванием дверей.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор исковые требования поддержал, приведя в обоснование доводы, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика мэрии г.Ульяновска Беляева М.Ю. в судебном заседании с иском прокурора не согласилась, пояснив, что не оспаривает перечень нарушений требований пожарной безопасности, выявленных прокуратурой при проведении проверки в жилом доме <адрес>, однако считает, что все указанные в иске прокурора требования по устранению данных нарушений должны быть устранены не мэрией, а ОАО «ДК Железнодорожного района», которая является управляющей компанией этого жилого дома, поскольку об этом прямо говорится в ч.1.1. ст.161 ЖК РФ. Тот факт, что в данном жилом доме никогда не проводился капитальный ремонт, по ее мнению, не является основанием для возложения на мэрию обязанности по проведению противопожарных работ, относящихся к категории капитального ремонта. Указанный жилой дом действительно включен мэрией в Муниципальную целевую программу «Противопожарная защита жилых домов повышенной этажности на 2011-2012 годы», однако указанные в Программе работы в 2011 году не проводились ввиду отсутствия у мэрии денежных средств на эти цели. Само принятие этой Программы мэрией также, по ее мнению, не свидетельствует об обязанности мэрии провести указанные в иске прокурора работы по устранению нарушений противопожарной безопасности в жилом доме <адрес>, поскольку данная программа была принята еще до того, как в статью 161 ЖК РФ законодателем было внесено изменение в виде дополнения ее частью 1.1., которая возлагает обязанности по содержанию общего имущества дома с учетом требований пожарной безопасности именно на управляющую компанию.

Представитель ответчика ОАО «ДК Железнодорожного района» Жидова Г.Г. в судебном заседании исковые требования прокурора в отношении своего общества признала в полном объеме, и пояснила, что жилой дом <адрес> был передан в управление их обществу по договору №150 от 01.07.2008г. Комитетом ЖКХ мэрии г.Ульяновска. При этом капитальный ремонт в этом доме с момента его постройки мэрией не проводился, все недостатки системы пожарной безопасности, указанные в иске прокурора, в доме на момент его передачи уже имелись. При этом при составлении договора мэрия отказалась составить акт передачи этого дома в их обслуживание с указанием в нем всех имеющихся в доме недостатков. Отказаться от приема данного дома в обслуживание они не могли, поскольку их общество было создано именно с целью обслуживания жилых домов Железнодорожного района г.Ульяновска. Их общество пыталось заключить договор на техническое обслуживание пожарной сигнализации данного жилого дома, однако ввиду неудовлетворительного состояния систем пожарной автоматики и дымоудаления, отсутствия какой-либо документации на эти системы, им в этом было отказано. Ссылку представителя мэрии на ч.1.1. ст.161 ЖК РФ она считает необоснованной, поскольку в ней идет речь о надлежащем содержании общего имущества в соответствии с требованиями пожарной безопасности, в то время как в указанном жилом доме системы противопожарной автоматики и дымоудаления вообще отсутствуют, то есть не являются частью общего имущества дома, которое они должны содержать в надлежащем состоянии. Указанную обязанность их общество может исполнить только после того, как данные системы, как часть общего имущества дома, будут им переданы в обслуживание мэрией г.Ульяновска.

Представитель третьего лица Управления государственного пожарного надзора по Ульяновской области Сапожников А.Ю. представил в судебное заседание заявление о поддержке иска прокурора и просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. В предварительном судебном заседании Сапожников А.Ю. иск прокурора также поддержал, и пояснил, что в ходе проведения проверки соблюдения требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме <адрес> действительно были установлены различные нарушения требований пожарной безопасности, которые указаны в иске прокурора. Данные нарушения до настоящего времени не устранены.

Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.37 Закона РФ от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать использования ее не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно п.1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ от 18.06.2003г. №313, данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В судебном заседании установлено (и не оспаривалось никем из лиц, участвующих в деле), что в многоквартирном жилом доме <адрес> действительно имеются указанные в иске прокурора нарушения требования пожарной безопасности, которые на момент рассмотрения данного иска судом не устранены. Также установлено, что в указанном доме часть жилых помещений находится в муниципальной собственности, а управление данным многоквартирным домом осуществляет ОАО «ДК Железнодорожного района» на основании договора №150 от 01.07.2008г. (заключенного с Комитетом ЖКХ мэрии г.Ульяновска) и протокола №4 общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме от 17.04.2007г. При этом представитель мэрии не отрицал в судебном заседании того факта, что ранее в этом доме капитальный ремонт не проводился.

В качестве обоснования своей позиции представитель мэрии ссылается на положения части 1.1. статьи 161 ЖК РФ, согласно которой надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения пожарной безопасности.

Однако суд не может согласиться с данной позицией представителя мэрии по следующим причинам.

В соответствии с положениями ст.ст.161,162 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией именно она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, которые включают в себя и проведение текущего ремонта общего имущества дома.

Вместе с тем в соответствии со статьей 63 Закона РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктом 10 части 1 статьи 16 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также пунктом 11 статьи 3 и пунктом 17 статьи 40 Устава муниципального образования «город Ульяновск» мэрия г.Ульяновска обязана обеспечивать осуществление первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, в том числе - вопросы организационно-правового, финансового и материально-технического обеспечения пожарной безопасности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Во исполнение указанных положений закона мэрией г.Ульяновска была принята Муниципальная целевая программа «Противопожарная защита жилых домов повышенной этажности на 2011-2012 годы (утверждена постановлением мэрии г.Ульяновска от 24.11.2010г. №6250). В перечне основных мероприятий данной Программы указаны: восстановление систем противопожарной автоматики и дымоудаления (ППА и ДУ); установка герметичных дверей (с доводчиками) на двух незадымляемых лестничных клетках; установка металлических дверей в электрощитовых с пределом огнестойкости; установка спринклерных оросителей в мусорокамерах; устройство бетонных площадок для установки коленчатого подъемника; восстановление подающего стояка холодного водоснабжения; восстановление освещения на незадымляемых лестничных клетках; установка пожарных шкафов; комплектация пожарных шкафов рукавами, стволами гайками. В качестве источника финансирования указан бюджет муниципального образования «город Ульяновск». В числе жилых домов, включенных в указанную программу, вошел и многоквартирный жилой дом <адрес>.

Таким образом, мэрия обязана осуществлять работы по пожарной безопасности в пределах городского округа, в том числе – и работы по противопожарной защите в жилом доме <адрес>.

Однако, как пояснила в судебном заседании представитель мэрии, каких-либо работ по противопожарной защите указанного жилого дома, как это предусмотрено Программой, мэрией г.Ульяновска до настоящего времени не проводилось.

Постановлением Госстроя России от 27.09.2003г. №170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, в которых указаны перечни работ, относящиеся к текущему и капитальному ремонту жилого дома.

Как видно из материалов дела, часть работ по устранению нарушений в области пожарной безопасности в жилом доме <адрес> относятся к категории текущего ремонта, а часть работ – к категории капитального ремонта. Именно исходя из данного критерия прокурор и разделил свои требования к ответчикам о возложении обязанности по проведению конкретных работ по устранению выявленных недостатков: работы, относящиеся к капитальному ремонту, просил возложить на мэрию, а работы по текущему ремонту – на ОАО «ДК Железнодорожного района», являющуюся управляющей компанией по отношению к жилому дому <адрес>.

Такое распределение работ среди ответчиков суд считает вполне обоснованным.

Согласно ст.16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Таким образом, обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

Исходя из системного толкования статьи 16 вышеназванного Закона, статьи 158 ЖК РФ и статьи 210 ГК РФ, только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, обязанность по производству последующего капитального ремонта должна быть возложена на собственников жилых помещений. Обязанность наймодателя своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории содержалась также в статье 147 ранее действующего ЖК РСФСР.

В связи с вышеизложенным суд считает, что исковые требования прокурора являются законными и обоснованными, и должны быть удовлетворены в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить:

- признать незаконным бездействие открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Железнодорожного района», выраженное в неисполнении обязанностей по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащему содержанию общего имущества и своевременному обеспечению мер пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме <адрес>, и возложить на открытое акционерное общество «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме <адрес>, а именно:

1) оборудовать защитными плафонами, предусмотренными конструкцией светильников, светильники на лестничных клетках;

2) оборудовать самостоятельный вход в мусоросборную камеру, изолированный от входа в здание глухой стеной, и выделить его противопожарными перегородками и перекрытием с пределами огнестойкости не менее REI 60 и классом пожарной опасности КО;

3) оборудовать створки клапанов мусоропроводов уплотнительными прокладками и приспособлениями для плотного закрывания;

4) выполнить люки выхода на кровлю (повсеместно) противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI 30 (сертифицированными в области пожарной безопасности);

- признать незаконным бездействие администрации (мэрии) г.Ульяновска, выраженное в неисполнении обязанностей по своевременному обеспечению мер пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме <адрес>, и возложить на администрацию (мэрию) г.Ульяновска обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме <адрес>, а именно:

1) выполнить на лестничных клетках (на всех этажах) эвакуационное освещение;

2) оборудовать систему дымоудаления на лестничных клетках (на всех этажах);

3) выполнить на лестничных клетках (на всех этажах) автоматическую пожарную сигнализацию;

4) установить защиту мусоросборной камеры по всей площади спринклерными оросителями;

5) оборудовать двери на лестничных клетках приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах;

6) оборудовать помещения системой противопожарного водоснабжения;

7) пожарные краны укомлектовать рукавами, стволами и полугайками, шкафы пожарных кранов очистить от мусора;

8) выполнить блокировку автоматической пожарной сигнализации на включение вентилятора дымоудаления, подпора воздуха в лифтовую шахту и отпуска кабин лифтов до 1-го этажа с открыванием дверей.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный суд в течение 10 дней.

Судья: А.Г. Котельников