Дело № 2-2120/2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации г. Ульяновск 18 ноября 2011 г. Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе: председательствующего федерального судьи Харитоновой Н.А. при секретаре Щелчковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Редькиной Е.П. к УФСИН России по Ульяновской области об оспаривании дисциплинарного взыскания, взыскании денежных выплат и компенсации морального вреда, у с т а н о в и л: Редькина Е.П. обратилась в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска с увеличенным при рассмотрении дела иском к УФСИН России по Ульяновской области о взыскании единовременного пособия при увольнении в размере 5 окладов денежного содержания в сумме 40230 рублей, признании незаконным приказа начальника УФСИН России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ «О привлечении к дисциплинарной ответственности», взыскании единовременного денежного вознаграждения за период работы с <данные изъяты> по ДД.ММ.ГГГГ в размере 15000 рублей, задолженности по единовременному пособию при увольнении 1980 рублей, компенсации вещевого имущества 7723 рубля 50 копеек, процентов за задержку денежных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, компенсации морального вреда 20 000 рублей. В обоснование иска указала, что с <данные изъяты>. проходила службу в УФСИН России по Ульяновской области и была уволена ДД.ММ.ГГГГ с должности <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> УФСИН России по Ульяновской области в звании <данные изъяты>. При увольнении ей выплачено единовременное пособие в размере 10 месячных окладов вместо 15 положенных при имеющейся у нее выслуге лет. Приказом начальника УФСИН России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ она необоснованно и с нарушением процедуры привлечена к дисциплинарной ответственности. В связи с необоснованным привлечением к дисциплинарной ответственности ей не выплатили единовременное вознаграждение за отработанный период <данные изъяты> При увольнении не произвели полный расчет. Она имеет право на индексацию невыплаченных денежных сумм и компенсацию морального вреда за нарушение трудовых прав. В суде Редькина Е.П. полностью поддержала исковые требования, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении. Представитель ответчика - УФСИН России по Ульяновской области Мошков А.Ю. не оспаривал задолженность по единовременному пособию при увольнении 1980 рублей и компенсации вещевого имущества 7723 рубля 50 копеек, в остальной части исковые требования не признал. Выслушав в судебном заседании пояснения истицы и представителя ответчика, исследовав и оценив в соответствии со ч. 3 ст. 196 ГПК РФ принимает решение по заявленным требованиям и приходит к выводу, что иск подлежит частичному удовлетворению. Редькина Е.П. проходила службу в уголовно-исполнительной системе с <данные изъяты> и была уволена приказом УФСИН России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № лс по п. «б» ст. 58 (по достижению предельного возраста) Положения «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» с должности <данные изъяты> <данные изъяты> УФСИН России по Ульяновской области в звании капитана внутренней службы. Основания, порядок назначения и выплаты единовременного пособия лицам, проходившим службу в органах уголовно-исполнительной системы, при увольнении предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации». Подп. «б» п. 17 Постановления Правительства № 941 предусматривает, что лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, при увольнении со службы выплачивается единовременно пособие в следующих размерах: при выслуге менее 10 календарных лет - 5 месячных окладов, при выслуге от 10 до 14 календарных лет включительно - 10 месячных окладов, при выслуге от 15 до 20 календарных лет включительно - 15 месячных окладов и при выслуге свыше 20 лет - 20 месячных окладов денежного содержания. При этом в выслугу лет для выплаты единовременного пособия при увольнении со службы засчитываются в календарном исчислении периоды военной службы и службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, указанные в п. 1 названного Постановления. Согласно п.п. 1 и 17 Постановления Правительства РФ № 941 в их системной взаимосвязи к периодам, подлежащим включению в выслугу лет для выплаты единовременного пособия при увольнении, не относится работа в учреждениях уголовно-исполнительной системы по трудовому договору на неаттестованных должностях. Периоды работы истицы на неаттестованных должностях: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> учреждения <данные изъяты> Ульяновской области и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> <данные изъяты> УИН УВД Ульяновской области (всего <данные изъяты>), в выслугу лет для выплаты единовременного пособия при увольнении не включаются. Ссылка истицы на приказ об увольнении, где указано, что ее выслуга лет составляет <данные изъяты>, основана на неверном толковании Постановления Правительства РФ № 941, согласно которому периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсии и для выплаты единовременного пособия при увольнении, не совпадают. В приказе об увольнении указана выслуга лет истицы для назначения пенсии. В выслугу лет для назначения пенсии работа в учреждениях уголовно-исполнительной системы по трудовому договору на неаттестованных должностях включается. На день увольнения выслуга лет истицы для выплаты единовременного пособия при увольнении составляла менее <данные изъяты> лет, и ей обоснованно произвели выплату в размере 10 окладов денежного содержания. В соответствии с Указом Президента РФ от 8 октября 1997 г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» порядок и условия прохождения службы, а также организация деятельности работников уголовно-исполнительной системы МВД РФ, перешедших либо вновь принятых на работу (службу) в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции РФ, регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», УИК РФ, соответствующими федеральными законами и правилами внутреннего распорядка учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Согласно ст. 4 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудник органов внутренних дел выполняет обязанности и пользуется правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности в соответствии с действующим законодательством, Присягой, указанным Положением и контрактом, что подразумевает знание законов, нормативных актов и методических рекомендаций, используемых при исполнении должностных обязанностей. В соответствии с условиями контракта от ДД.ММ.ГГГГ Редькина Е.П. приняла обязательства служить по контракту на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе и контрактом, соблюдать требования, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе, Присягу, внутренний распорядок. Приказом начальника УФСИН России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № Редькина Е.П. привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания. Дисциплинарное взыскание было наложено по результатам тестирования ее знаний по порядку применения электронных средств надзора и контроля за осужденными к наказанию в виде лишения свободы. Тестирование проводилось ДД.ММ.ГГГГ в рамках совещания ФСИН России с участием территориальных органов ФСИН России в режиме видеоконференцсвязи. В протоколе совещания, поступившего в УФСИН России по Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ отмечен слабый уровень знаний сотрудников уголовно-исполнительной системы Ульяновской области. Возражения истицы в части того, что она дала верные ответы на поставленные ей вопросы, опровергаются показаниями свидетелей: <данные изъяты> УФСИН России по Ульяновской области Н*** и <данные изъяты> П***., показавших, что Редькина Е.П. отвечала на поставленные вопросы неполно либо неверно. Кроме того, свидетель П*** пояснила, что находилась рядом с истицей и подсказывала ей ответы на поставленные вопросы. Показания свидетеля со стороны истицы – У***., подтвердившего доводы истицы о том, что она ответила на поставленные ей вопросы, не могут быть приняты во внимание, поскольку свидетель проходил тестирование вместе с истицей, показал слабые знания и был привлечен за это к дисциплинарной ответственности. Не обоснован и довод истицы об отсутствии возможности подготовиться к тестированию. Методические рекомендации, перечень вопросов с ответами для подготовки к тестированию в уголовно-исполнительные инспекции были направлены в <данные изъяты> что подтвердил свидетель С***. – <данные изъяты>. Редькина Е.П. с <данные изъяты> по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске в связи с прохождением промежуточной аттестации в вузе. В период с <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ она имела возможность изучить методические рекомендации и подготовиться к тестированию. Длительное отсутствие утвержденных должностных обязанностей и не ознакомление с ними в установленном порядке не может являться основанием для освобождения от ответственности за низкий уровень знаний методических рекомендаций, используемых в работе. Такая обязанность на нее возложена нормативными актами, регламентирующими порядок и условия прохождения службы в органах уголовно-исполнительной системы, контрактом о прохождении службы. Утверждения истицы о несоблюдении десятидневного срока привлечения к дисциплинарной ответственности несостоятельны. Статьей 39 Положения о службе в органах внутренних дел предусмотрено, что в срок наложения взыскания не включаются периоды болезни сотрудника и нахождения его в отпуске. Редькина Е.П. с <данные изъяты> по ДД.ММ.ГГГГ и с <данные изъяты> по ДД.ММ.ГГГГ болела, что подтверждается листками нетрудоспособности, и с <данные изъяты> по ДД.ММ.ГГГГ находилась в очередном отпуске. В соответствии со ст. 39 Положения о службе в органах внутренних дел до наложения взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть истребовано письменное объяснение. Из смысла указанной нормы не следует, что при отсутствии письменного объяснения сотрудник уголовно-исполнительной системы не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Обоснованность привлечения Редькиной Е.П. к дисциплинарной ответственности УФСИН России по Ульяновской области доказана письменными доказательствами и показаниями свидетелей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2003 г. № 33 установлено, что единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года может быть выплачено сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы, в размере 3 окладов денежного содержания исходя из размеров окладов, установленных на 1 декабря года, за который производится выплата вознаграждения (сотрудникам, уволенным в течение года, - исходя из размеров окладов, установленных этим сотрудникам на день увольнения, за время исполнения служебных обязанностей в соответствующем году). Порядок выплаты единовременного денежного вознаграждения сотрудникам за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года установлен Инструкцией о дополнительных выплатах сотрудникам уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН России от 27 апреля 2005 г. № 315. Пунктом 2.5. Инструкции начальникам предоставлено право лишать сотрудников вознаграждения за упущения по службе и нарушения служебной дисциплины. Истица была привлечена к дисциплинарной ответственности, что давало начальнику УФСИН России по Ульяновской области право лишить ее единовременного вознаграждения за отработанный период <данные изъяты> Задолженность по единовременному пособию при увольнении 1980 рублей и компенсации вещевого имущества 7732 рубля 50 копеек ответчиком признана. Отсутствие финансирования не является основанием для освобождения ответчика от предусмотренной ст. 236 ТК РФ материальной ответственности за задержку выплат, причитающихся работнику. Сумма подлежащих взысканию процентов на день рассмотрения дела судом составляет 106 рублей 96 копеек ((1980 рублей + 7732 рубля 50 копеек) х 8,25% : 360 дней х 48 дней). Требование о компенсации морального вреда Редькина Е.П. обосновала моральными и нравственными страданиями в связи с несвоевременным присвоением специального очередного звания, невыплатой причитающихся денежных сумм и несвоевременным производством расчета при увольнении. При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины ответчика, обстоятельства, установленные по делу, что специальное очередное звание присвоено через несколько дней после увольнения, незначительную задолженность по денежной выплате, непродолжительный период задержки расчета, и, исходя из разумности и справедливости, определяет компенсацию морального вреда в размере 800 рублей. Интересы Редькиной Е.П. в суде представляла Репина Т.Н., на оплату услуг которой истицей понесены расходы в размере 10000 рублей, подтвержденные договором на оказание юридической помощи от ДД.ММ.ГГГГ и распиской о получении денег по договору. В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Учитывая, что дело не представляло особой сложности, судебная практика по данной категории споров сложилась, число лиц, участвующих в деле, объем проделанной представителем работы, и, принимая во внимание среднюю стоимость юридических услуг в г. Ульяновске, расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей, не могут быть признаны разумными и снижаются до 5000 рублей. Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Редькиной Е.П. удовлетворить частично. Взыскать в пользу Редькиной Е.П. с УФСИН России по Ульяновской области задолженность по единовременному пособию при увольнении 1980 (одна тысяча девятьсот восемьдесят) рублей, компенсацию вещевого имущества 7723 (семь тысяч семьсот двадцать три) рубля 50 копеек, проценты за задержку денежных выплат за период с 01 октября по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 106 (сто шесть) рублей 96 копеек, компенсацию морального вреда 800 (восемьсот) рублей, расходы на представителя 5000 (пять тысяч) рублей. В удовлетворении исковых требований Редькиной Е.П. в части взыскания единовременного пособия при увольнении в размере 5 окладов денежного содержания в сумме 40230 рублей, признании незаконным приказа начальника УФСИН России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ «О привлечении к дисциплинарной ответственности», взыскании единовременного денежного вознаграждения за период работы с <данные изъяты> по ДД.ММ.ГГГГ в размере 15000 рублей, компенсации морального вреда в остальной части отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья подпись Н.А. Харитонова Копия верна. Судья