Дело № 2-2258/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 декабря 2011 года г. Ульяновск Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе председательствующего судьи Герасимовой Е.Н., при секретаре Гурьяновой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ситановой Л.А., Мироновой Т.В., Матвеевой Е,Ф. к мэрии города Ульяновска, Открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» о возложении обязанности провести капитальный и текущий ремонт жилого дома, У С Т А Н О В И Л: Ситанова Л.А., Миронова Т.В., Матвеева Е.Ф. обратились в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства иском к мэрии города Ульяновска, ОАО «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» о защите прав потребителя, мотивировав иск тем, что они являются собственниками квартир дома <адрес>. Мироновой Т.В. принадлежит квартира №, Ситановой Л.В. – квартира №, Матвеевой Е.Ф. – квартира №. Жилые помещения были приобретены в собственность истцами на основании договоров передачи жилой площади в собственность граждан. Капитальный ремонт спорного жилого дома 1964 года постройки ни разу не производился. Техническое состояние фундамента, стен и кровли неудовлетворительное. В результате протекания кровли пришли в непригодное состояние квартиры, расположенные не только на верхних этажах, но и ниже. Потолки и стены дома покрываются плесенью, в квартирах и общих коридорах запах плесени. На несущих стенах дома образовались трещины, отмостка дома разрушена. Оконные блоки в подъездах ветхие, подлежат замене. Многочисленные и неоднократные обращения жителей многоквартирного дома в управляющую компанию, мэрию города Ульяновска, в иные организации с просьбами о производстве капитального ремонта оставлены без удовлетворения. Действия ответчиков противоречат положениям Жилищного кодекса РФ, ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». На основании Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 481, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, ст. 158, 162 Жилищного кодекса РФ просят обязать мэрию города Ульяновска произвести капитальный ремонт в доме <адрес>, а именно: ремонт крыши многоквартирного жилого дома с заменой выхода на кровлю в соответствии с требованиями СНиП, ремонт бетонной отмостки по всему периметру дома в соответствии с требованиями СНиП, ремонт цоколя по всему периметру дома в соответствии с требованиями СНиП, ремонт фасада жилого дома с устранением трещин на его стенах и восстановлением разрушенной кирпичной кладки по всему дому в соответствии с требованиями СНиП, заменить оконные блоки, внутриподъездные дверные тамбурные блоки во всех подъездах дома, заменить системы электропроводки и электрооборудования до приборов индивидуального учета во всех подъездах дома, заменить трубы центрального отопления с заменой элеваторного узла, заменить канализационные стояки, лежаки и выпуски по всем подъездам; обязать ОАО «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» произвести текущий ремонт жилого дома <адрес>, а именно: ремонт козырьков над входами в подъезды, ремонт лестничных клеток, их побелку, покраску, ремонт ограждений лестничных маршей, полов лестничных площадок во всех подъездах жилого дома, устранить течь центрального отопления в элеваторном узле, заменить выключатели, патроны во всех подъездах дома. В судебное заседание истцы не явились, в заявлениях просили рассмотреть дело в свое отсутствие. Представитель истцов, действующая на основании доверенности, в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивала в полном объеме, поддержав доводы, изложенные в иске. Представитель ответчика ОАО «Домоуправляющая компания Железнодорожного района», действующая на основании доверенности, в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями в части производства ремонтных работ текущего характера согласилась. Представитель ответчика мэрии города Ульяновска в судебное заседание не явилась, в заявлении просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании исковые требования, заявленные к мэрии города Ульяновска, в части производства ремонтных работ капитального характера не признала, не оспаривая при этом необходимость проведения капитального ремонта кровли, фасада дома, его отмостки, цоколя, системы электропроводки, центрального отопления, канализации. Представитель привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица МБУЗ «Городская стоматологическая поликлиника № 3», действующая на основании доверенности, в судебном заседании оставила решение на усмотрение суда. Представитель третьего лица ООО «РЕСТ» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Комитета здравоохранения мэрии города Ульяновска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании. Судом установлено, что дом <адрес> четырехподъездный, кирпичный, пятиэтажный, 64-квартирный, 1964 года постройки. Из материалов дела следует, что общая площадь жилого многоквартирного дома составляет 2550, 13 кв.м, площадь помещений, находящихся в собственности – 1953,70 кв.м, площадь помещений, находящихся в муниципальной собственности – 596,43 кв.м. До настоящего времени в муниципальной собственности находятся квартиры №, а также 653,45 кв.м нежилых помещений, расположенных на первом этаже дома, переданных в оперативное управление МБУЗ «Городская стоматологическая поликлиника №» (л.д. 108). Истица Миронова Т.В. является собственником квартиры № спорного дома на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8). Истице Матвеевой Е.Ф. на праве собственности принадлежит квартира <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности Матвеевой Т.В. на квартиру возникло на основании договора на передачу жилой площади в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9). Истице Ситановой Л.А. принадлежит квартира № того же дома по <адрес> на праве собственности, которое возникло на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10). До передачи ряда квартир в собственность граждан жилые помещения в <адрес> в <адрес> находились в муниципальной собственности. В соответствии с договором управления многоквартирным домом обязанность оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме <адрес> с 01 июля 2008 года возложена на ОАО «Домоуправляющая компания Железнодорожного района». Вопросы осуществления капитального ремонта данным договором не регулируются. На протяжении всего срока эксплуатации дом капитально не ремонтировался, что следует из материалов инвентарного дела на жилой дом, а также сведений, представленных Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и экологии мэрии города Ульяновска. Представитель ответчика мэрии города Ульяновска, участвуя ранее в судебном заседании, данное обстоятельство также не отрицала, указав, что какие-либо сведения о проведении капитального ремонта жилого дома <адрес> в мэрии города отсутствуют. Из приложения к договору № от ДД.ММ.ГГГГ управления многоквартирным домом следует, что уже на указанную дату заключения такого договора требовался капитальный ремонт кровли жилого дома. Из актов обследования жилого дома, составленных с участием специалистов Государственной жилищной инспекции Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, следует, что цоколь и отмостка жилого дома находятся в неудовлетворительном состоянии - разрушены, имеют трещины, требуется их восстановление; на фасаде дома по всему периметру имеют место многочисленные трещины; во всех подъездах дома – отслоение штукатурно-окрасочного слоя потолка и стен на всех этажах; кровельный ковер с механическими повреждениями, порывами по всему периметру; разрушены ДВК, деревянные конструкции люка выхода на кровлю; имеет место выкрашивание цементного раствора кирпичной кладки на верхних этажах, выпадение кирпичей по всему периметру дома; разрушение бетонных козырьков над входом в подъезды; рассыхание оконных блоков на лестничных площадках, рассыхание и перекос дверных тамбурных блоков во всех подъездах; наличие следов коррозии на трубопроводе отопления и канализационных стояках, лежаках в подвальных помещениях, течи в элеваторном узле на трубопроводе центрального отопления; требуется проведение ремонта ограждений лестничных маршей во всех подъездах. Тем самым, материалами дела очевидно подтверждается необходимость производства капитального ремонта крыши жилого дома, фасада, цоколя, отмостки, в подъездах - замена оконных блоков, внутриподъездных дверных тамбурных блоков, электропроводки, системы центрального отопления, канализации. Длительное отсутствие ремонта в жилом доме, а именно его кровли и систем водоснабжения и отопления, не только противоречит установленным нормам и требованиям законодательства, но и нарушает права граждан на комфортные условия проживания в жилых помещениях, а также является причиной возникновения ущерба в квартирах, сырости в подвальных помещениях. Разрешая вопрос о надлежащем ответчике в части требований о производстве капитального ремонта в жилом доме, суд считает необходимым руководствоваться следующим. Согласно ст. 158 ЖК РФ расходы по капитальному ремонту многоквартирного дома лежат на собственниках помещений в этом доме. Вместе с тем, из смысла статьи 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» вытекает, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя - собственника жилого помещения муниципального жилищного фонда и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. Правоотношения сторон по капитальному ремонту дома возникли еще в период действия ЖК РСФСР, задолго до 01 марта 2005 года. По ранее действовавшему законодательству с жильцов удерживалась плата за капитальный ремонт дома, а на наймодателе (собственнике жилья, которым являлась мэрия) лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования (ст.141 ЖК РСФСР). Ранее жилой многоквартирный дом <адрес> полностью находился в муниципальной казне. Судом установлено, что необходимость по производству указанных ремонтных работ капитального характера данного дома возникла задолго до принятия в марте 2005 года нового Жилищного кодекса РФ. Однако ни администрация г. Ульяновска, ни созданные по ее решению жилищно-коммунальные хозяйства капитальный ремонт не производили, хотя плата за производство такового ремонта взималась. К числу работ, проводимых при капитальном ремонте жилого фонда, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда в РФ относят ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий, ремонту крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%, утеплению жилых зданий (работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций, устройству оконных заполнений с тройным остеклением, устройство наружных тамбуров). При изложенных выше обстоятельствах, принимая во внимание техническое состояние многоквартирного жилого дома <адрес>, суд считает необходимым возложить на администрацию города Ульяновска обязанность по производству ремонтных работ капитального характера, а именно: по ремонту крыши, бетонной отмостки по всему периметру дома, цоколя по всему периметру дома, фасада жилого дома с устранением трещин на его стенах и восстановлением разрушенной кирпичной кладки по всему дому, замене оконных блоков, внутриподъездных дверных тамбурных блоков во всех подъездах дома, системы электропроводки и электрооборудования до приборов индивидуального учета во всех подъездах дома, труб центрального отопления с заменой элеваторного узла, канализационных стояков, лежаков и выпусков по всем подъездам. Довод представителя мэрии города Ульяновска о том, что мэрия города Ульяновска является ненадлежащим ответчиком по делу, и может нести расходы по содержанию общего имущества лишь пропорционально принадлежащей ей доле жилых помещений, суд считает несостоятельным, поскольку он противоречит статье 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Статьей 14 Жилищного кодекса РФ обязанность по осуществлению контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства закреплена за органом местного самоуправления. Обязанность мэрии г.Ульяновска произвести капитальный ремонт здания установлена на основании указанных выше норм права и включает в себя, в том числе, обязанность заключить договоры на оказание строительных и ремонтных работ и нести связанные с их реализацией расходы. В соответствии с ч.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в этом доме. Согласно положениям ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товариществ собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме и пользующимися помещениями в этом доме лицами, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Пунктом 11 названных правил предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а»-«д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. Подпункты «а»-«д» пункта 2 Правил включают в состав общего имущества: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого дома и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого дома и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование; б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции; г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); Пунктом 16 названных Правил установлено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией. Согласно п. 4.8.1, 4.8.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда РФ, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 23.09.2003 № 170, неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения; пришедшие в ветхое состояние тетивы, покрытия лестничных площадок, ступени и поврежденные части ограждений необходимо заменять, а расшатавшиеся ограждения укреплять. Указанные Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда РФ к числу работ текущего характера по ремонту жилых домов относят восстановление или замену отдельных участков и элементов крыльца (зонты-козырьки) над входами в подъезды, подвалы; восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах.; установку, замену и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения включая насосные установки в жилых зданиях; установку, замену и восстановление работоспособности электроснабжения здания, за исключением внутриквартирных устройств и приборов, кроме электроплит. На основании изложенного выше суд считает необходимым возложить на ОАО «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» обязанность провести ремонт внутренней отделки во всех подъездах дома (побелка потолков, покраска стен), лестничных ограждений, козырьков над входами в подъезды, устранить течь центрального отопления в элеваторном узле, заменить выключатели, патроны во всех подъездах дома. На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика ОАО «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Ситановой Л.А., Мироновой Т.В., Матвеевой Е,Ф. удовлетворить. Обязать мэрию города Ульяновска произвести капитальный ремонт в доме <адрес>, а именно: - ремонт крыши многоквартирного жилого дома с заменой выхода на кровлю в соответствии с требованиями СНиП, - ремонт бетонной отмостки по всему периметру дома в соответствии с требованиями СНиП, - ремонт цоколя по всему периметру дома в соответствии с требованиями СНиП, - ремонт фасада жилого дома с устранением трещин на его стенах и восстановлением разрушенной кирпичной кладки по всему дому в соответствии с требованиями СНиП, - заменить оконные блоки, внутриподъездные дверные тамбурные блоки во всех подъездах дома, - заменить системы электропроводки и электрооборудования до приборов индивидуального учета во всех подъездах дома, - заменить трубы центрального отопления с заменой элеваторного узла, - заменить канализационные стояки, лежаки и выпуски по всем подъездам. Обязать Открытое акционерное общество «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» произвести текущий ремонт жилого дома <адрес>, а именно: - ремонт козырьков над входами в подъезды, - ремонт лестничных клеток, их побелку, покраску, ремонт ограждений лестничных маршей, полов лестничных площадок во всех подъездах жилого дома, - устранить течь центрального отопления в элеваторном узле, - заменить выключатели, патроны во всех подъездах дома. Взыскать с Открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 (Двести) руб. 00 коп. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней. Судья Е.Н. Герасимова