№ 2-2436/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 08 декабря 2011 года г. Ульяновск Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе: председательствующего судьи Зобовой Л.В., при секретаре Володиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шипанова А.О. об оспаривании действий администрации Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области», УСТАНОВИЛ: Шипанов А.О. обратился в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска с заявлением об оспаривании действий администрации ФКУ СИЗО- 1 УФСИН России по Ульяновской области. Свои требования мотивировал тем, что решением комиссии ФКУ СИЗО- 1 УФСИН России по Ульяновской области он поставлен на профилактический учет как лицо <данные изъяты>. Считает указанное решение незаконным и необоснованным, так как каких-либо действий, свидетельствующих о наличии намерений <данные изъяты>, не совершал. Считает, что постановка на профилактический учет произведена по указанию сотрудников <данные изъяты>. В связи с этим просил признать незаконным решение ФКУ СИЗО- 1 УФСИН России по Ульяновской области о постановке его на профилактический учет как лица <данные изъяты>, отменить указанное решение. Дело рассмотрено по существу без участия Шипанова А.О., находящегося в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, извещенного о дате судебного разбирательства надлежащим образом. Представитель Шипанова А.О. – Шипанов О.Ю. просил заявление удовлетворить. Дополнительно пояснил, что постановка его сына на профилактический учет как лица <данные изъяты> спровоцировано органами предварительного расследования. Претензий к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области у него не имеется, считает, что решение принято комиссией на основании недостоверной информации. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о намерении совершить Шипановым А.О. <данные изъяты>, не имеется, следовательно, решение о постановке на профилактический учет подлежит отмене. Представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области Рабани Д.Г. просил в удовлетворении заявления отказать, так как все действия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области по постановке Шипанова А.О. на профилактический учет соответствуют требованиям Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста РФ от 20.11.2006 N 333. Оснований для проведения проверок и постановки на профилактический учет послужило сообщение из УМВД России по Ульяновской области. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, свидетелей, суд приходит к следующему. Гражданин в соответствии со ст. 254 ГПК РФ вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ). Постановлением <данные изъяты> районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ Шипанову А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обвиняемому в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> избрана мера пресечения в виде <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением <данные изъяты> районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ обвиняемому Шипанову А.О. <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ включительно. Шипанов А.О., <данные изъяты>, вправе в порядке ст. <данные изъяты> оспаривать действия администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, связанные с <данные изъяты>. Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и ведомственными нормативно-правовыми актами урегулирован порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые). Согласно ст. 15 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений") в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Порядок профилактики правонарушений со стороны лиц, содержащихся в следственных изоляторах регулируется Приказом Минюста РФ от 20.11.2006 N 333 "Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы". В силу п. 8 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста РФ от 20.11.2006 N 333 (далее - Инстркция) основанием для постановки осужденного (подозреваемого и обвиняемого) на профилактический учет являются достоверные и проверенные сведения о его приготовлении совершить правонарушение либо отрицательная характеристика до осуждения или в период пребывания в следственном изоляторе, карантинном помещении. Из содержания п. 23 Инструкции следует, что на профилактический учет берутся осужденные (подозреваемые и обвиняемые) готовящиеся совершить побег или ранее их совершавшие. В соответствии с Инструкцией инициатором постановки на профилактический учет может быть любой работник или сотрудник учреждения УИС, контактирующий с осужденными (подозреваемыми и обвиняемыми) в сфере уголовно-исполнительных отношений. Работник или сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах осужденного (подозреваемого и обвиняемого) на подготовку к совершению противоправных действий готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС. Начальник учреждения УИС после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам на их полную и всестороннюю проверку (п. 27 Инструкции). Оперативные сотрудники в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте. После окончания проверки в случае согласия визируют рапорт, после чего передают его в воспитательную службу. Если по результатам проверки принято решение о нецелесообразности постановки (снятия) лица на профилактический учет, то на рапорте выводится мотивированная справка с причинами и рекомендациями о дальнейшей работе с этим осужденным (подозреваемым и обвиняемым) (п. 28 Инструкции). В соответствии с п. 29 Инструкции начальник отряда (воспитатель), за которым закреплен этот осужденный (подозреваемый и обвиняемый), приступает к подготовке соответствующего материала для рассмотрения на очередном заседании комиссии учреждения УИС (справка по личному делу, объяснения осужденного (подозреваемого и обвиняемого) и иных лиц по поводу ранее совершенных правонарушений, заключение служебного расследования по факту допущенного правонарушения и иные материалы, характеризующие данное лицо) и предварительно знакомит с ним начальника учреждения УИС. Согласно п. 29 Инструкции начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии и учреждения УИС. Порядок заседания комиссии урегулирован п. 30, 31 Инструкции. На заседании комиссии в присутствии осужденного (подозреваемого и обвиняемого) заслушиваются начальник отряда (воспитатель), работник или сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет, и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются объяснения самого осужденного (подозреваемого и обвиняемого). По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии в обязательном порядке фиксируется в протоколе, утвержденном начальником учреждения УИС и подписанном членами комиссии. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области поступила информация из УМВД России по Ульяновской области оперативно-розыскная часть обеспечения безопасности. Из представленной информации следует, что Шипанов А.О., обвиняемый в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> высказывает <данные изъяты> По указанной информации проведена соответствующая проверка, составлен рапорт. По результатам проверки материал направлен на рассмотрение административной комиссии. Решением административной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Шипанов А.О. поставлен на профилактический учет как лицо <данные изъяты> Из пояснений свидетеля К*** следует, что он является членом административной комиссии и принимал участие в рассмотрении материала в отношении Шипанова А.О. Материал проверки, поступивший на рассмотрение в административную комиссию, соответствовал требованиям, утвержденным Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Шипанов А.О. присутствовал на заседании комиссии, давал соответствующие пояснения. Свидетель К***. пояснил, что после поступления в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области информации из УМВД России по Ульяновской области сотрудниками оперативного отдела проведена соответствующая проверка, составлен рапорт, материал направлен начальнику учреждения. Свидетель И*** пояснил, что в соответствии с Инструкцией был собран материал для рассмотрения на заседании комиссии учреждения вопроса о постановке на профилактический учет Шипанова А.О.: справка по личному делу, психологический портрет, другие необходимые документы. Таким образом, в ходе судебного заседания нарушений требований Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста РФ от 20.11.2006 N 333 при постановке на профилактический учет Шипанова А.О., установлено не было. Кроме того, допрошенные в ходе судебного разбирательства свидетели пояснили, что постановка на профилактический учет не влияет на права и законные интересы обвиняемого. Основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждении, посредством системы специальных мероприятий, направленных на предупреждение, предотвращение и пресечение противоправных действий. Довод Шипанова А.О., его представителя – Шипанова О.Ю. о том, что для постановки на профилактический учет не имелось никаких оснований, поскольку каких-либо действий свидетельствующих о подготовке к <данные изъяты> Шипанов А.О. не совершал, не могут быть приняты во внимание, поскольку из содержания <данные изъяты> Постановка Шипанова А.О. на профилактический учет соответствует требованиям Инструкции, является законной и обоснованной. Оснований для признания незаконным решения комиссии о присвоении Шипанову А.О. статуса <данные изъяты> не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Шипанова А.О. об оспаривании действий администрации Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области» отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Л.В. Зобова