именем Российской Федерации г. Ульяновск 16 января 2012 г. Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе: председательствующего федерального судьи Харитоновой Н.А., при секретаре Щелчковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» и администрации «Город Ульяновска» об устранении нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности, у с т а н о в и л: Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился суд с иском к ОАО «ДК Железнодорожного района» и администрации «Город Ульяновск» об устранении нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности. Требования обоснованы тем, что в результате проведенной прокуратурой проверки в сфере осуществления деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами было установлено, что ОАО «ДК Железнодорожного района» и администрация «Город Ульяновск» допускают нарушения норм действующего законодательства в сфере обеспечения противопожарной безопасности. Многоквартирный жилой <адрес>, в котором имеются муниципальные квартиры, находится в управлении ОАО «ДК Железнодорожного района». В нарушение ст. ст. 161, 162 ЖК РФ, ст. ст. 34, 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, п. 1 Правил пожарной безопасности домоуправляющая компания не обеспечивает соблюдение правил пожарной безопасности. Светильники на лестничных клетках не оборудованы защитными плафонами, предусмотренными конструкцией светильников. Мусоросборная камера не имеет самостоятельного входа, изолированного от входа в здание глухой стеной, и выделенного противопожарными перегородками и перекрытием. На створках клапанов мусоропроводов отсутствуют уплотнительные прокладки и приспособления для плотного закрывания. Люки выхода на кровлю (повсеместно) не противопожарные. Администрация г. Ульяновска в нарушение ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 1-2 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 3,4 муниципальной целевой программы «Противопожарная защита жилых домов повышенной этажности на 2011 -2012 годы» не обеспечивает первичных мер пожарной безопасности. На всех этажах в жилом доме на лестничных клетках система дымоудаления находится в неисправном состоянии, отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и эвакуационное освещение. Мусоросборная камера не защищена по всей площади спринклерными оросителями. На лестничных клетках двери без приспособлений для самозакрывания и с уплотнением в притворах. Системы противопожарного водоснабжения помещений находятся в неисправном состоянии. Пожарные краны не укомплектованы рукавами, стволами и полугайками, шкафы пожарных кранов захламлены мусором. Не выполнена блокировка автоматической пожарной сигнализации на включение вентилятора дымоудаления, подпора воздуха в лифтовую шахту и отпуска кабин лифтов до 1-го этажа с открыванием дверей. Поскольку несоблюдение требований пожарной безопасности может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации и создать угрозу жизни и здоровью граждан, прокурор просил признать бездействие ответчиков незаконным и обязать устранить нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме по <адрес>. Прокурор просил рассмотреть дело в свое отсутствие и удовлетворить иск. Представитель ответчика администрации МО «Город Ульяновск» просил рассмотреть дело без участия представителя администрации. В письменном отзыве иск не признал, указывая на то, что ст. 161 ЖК РФ ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности возложена на управляющую организацию. Муниципальная целевая программа «Противопожарная защита жилых домов повышенной этажности на 2011-2012 годы, содержащая мероприятия по выполнению специализированных и общестроительных работ в <адрес> по <адрес>, рассчитана на 2011-2012 годы, то есть срок ее действия не истек. В соответствии с нормами ЖК РФ расходы по капитальному ремонту жилого дома должны нести все собственники помещений в доме. Выделение бюджетных средств на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома в силу ст. 165 ЖК РФ является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления. В случае принятия общим собранием собственников жилых помещений в данном многоквартирном доме решения о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества дома, МО «Город Ульяновск» будет нести расходы соразмерно своей доле в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома. Представитель ответчика ОАО «ДК Железнодорожного района» Жидова Г.Г. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие ОАО «ДК Железнодорожного района», указав в письменном заявлении в адрес суда, что исковые требования ОАО «ДК Железнодорожного района» признает. Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Отдела надзорной деятельности МЧС России по г. Ульяновску, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, об уважительности причин неявки и об отложении рассмотрения дела не просил. Судом неявка признана неуважительной и определено рассмотреть дело в отсутствие третьего лица. Ознакомившись с исковым заявлением и отзывами, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению. Жилые помещения в многоквартирном жилом доме повышенной этажности <адрес> находятся в собственности граждан и муниципальной собственности. Домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) и договора управления многоквартирным домом № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между <данные изъяты>, находится в управлении ОАО «ДК Железнодорожного района». В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества дома. Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация должна за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома. В подп. «а», «е» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, закреплено, что содержание общего имущества включает в себя осмотр общего имущества, обеспечивающий выявление несоответствия его состояния требованиям законодательства, угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, а также меры пожарной безопасности. В силу ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья в случае пожара. Статьей 37 названного Закона на руководителей организаций возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности, содержанию в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ПББ 01-03), утвержденные приказом Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ от 18 июня 2003 г. № 313, обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами и предпринимателями (п. 1). При этом согласно п. 42 ПББ 01-03 управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества. В ходе проведенной проверки в многоквартирном жилом доме <адрес> были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: светильники на лестничных клетках не оборудованы защитными плафонами, предусмотренными конструкцией светильников (п.60 ППБ 01-03); на лестничных клетках (на всех этажах) отсутствует эвакуационное освещение (п.3 ППБ 01-03, п.6.22 СНиП 21-01-97, п.7.62 СНиП 23-05-95); система дымоудаления на лестничных клетках (на всех этажах) находится в неисправном состоянии (п.40 ППБ 01-03, п.7.2.1 СНиП 31-01-2003); на лестничных клетках (на всех этажах) отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (п.3 ППБ 01-03, т.1 п.6.2 НПБ 110-03); мусоросборная камера не защищена по всей площади спринклерными оросителями (п.7.3.11 СНиП 31-01-2003); мусоросборная камера не имеет самостоятельный вход, изолированный от входа в здание глухой стеной, и выделенный противопожарными перегородками и перекрытием с пределами огнестойкости не менее REI 60 и классом пожарной опасности КО (п.7.1.13 СНиП 31-01-2003); на лестничных клетках двери без приспособлений для самозакрывания и с уплотнением в притворах (п.34 ППБ 01-03, п.6.18* СНиП 21-01-97*); системы противопожарного водоснабжения помещений находятся в неисправном состоянии (п.п.34,89 ППБ 01-03); пожарные краны не укомплектованы рукавами, стволами и полугайками, шкафы пожарных кранов захламлены мусором (п.91 ППБ 01-03); не выполнена блокировка автоматической пожарной сигнализации на включение вентилятора дымоудаления, подпора воздуха в лифтовую шахту и отпуска кабин лифтов до 1-го этажа с открыванием дверей (п.3 ППБ 01-03, п.п.4.48,4.49 СНиП 2.04.09-84, п.5.17 СНиП 2.04.05-91); отсутствуют уплотнительные прокладки и приспособления для плотного закрывания на створках клапанов мусоропроводов (п.86 ППБ 01-03); люки выхода на кровлю (повсеместно) не выполнены противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI 30, сертифицированными в области пожарной безопасности (п.3 ППБ 01-03, п.5.19* т.4*, п.8.4* СНиП 21-01-97*). Организация содержания муниципального жилищного фонда и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа подп. 6 и 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к вопросам местного значения городского округа. Согласно п.п. 1-3 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. Пунктом 7 паспорта и подп. 3 и 4 муниципальной целевой программы «Противопожарная защита жилых домов повышенной этажности на 2011-2012 годы», утвержденной постановлением мэра г. Ульяновска от 24 ноября 2010г. № 6250, установлено, что <данные изъяты>, подрядные организации, определяемые на конкурсной основе по заказу мэрии г. Ульяновска в жилых домах, имеющих долю муниципальной собственности, за счет средств бюджета МО «Город Ульяновск» обязаны провести следующие мероприятия: восстановление систем ППА и ДУ; установку герметичных дверей (с доводчиками) на двух незадымляемых лестничных клетках; установку металлических дверей в электрощитовых с пределом огнестойкости; установку спринклерных оросителей в мусорокамерах; устройство бетонных площадок для установки коленчатого подъемника; восстановление подающего стояка холодного водоснабжения; восстановление освещения на незадымляемых лестничных клетках; установку пожарных шкафов; комплектацию пожарных шкафов рукавами, стволами гайками. В качестве источника финансирования указан бюджет МО «Город Ульяновск». Многоквартирный жилой дом <данные изъяты> включен в программу. Из чего следует, что администрация г. Ульяновска отвечает за устранение выявленных в ходе проверки нарушений правил пожарной безопасности в части мероприятий, вошедших в указанную Программу, а ответственность возлагается на ОАО «ДК Железнодорожного района» - в части мероприятий, которые в Программу не вошли. Ответчик ОАО «ДК Железнодорожного района» исковые требования в части, предъявленной к ОАО «ДК Железнодорожного района», признало. Доказательств в подтверждение выполнения работ по противопожарной защите указанного жилого дома в соответствии с Программой администрацией г. Ульяновска не представлено. Поскольку действиями ответчиков нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц прокурор на основании ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с иском об устранении выявленных нарушений. Установленные обстоятельства свидетельствуют о законности и обоснованности исковых требований прокурора. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Иск прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска удовлетворить. Признать незаконным бездействие открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Железнодорожного района», выраженное в неисполнении обязанностей по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащему содержанию общего имущества и своевременному обеспечению мер пожарной безопасности в многоквартирном жилом <адрес> Обязать открытое акционерное общество «Домоуправляющая компания Железнодорожного района»: - оборудовать защитными плафонами, предусмотренными конструкцией светильников, светильники на лестничных клетках; - оборудовать самостоятельный вход в мусоросборную камеру, изолированный от входа в здание глухой стеной, и выделить его противопожарными перегородками и перекрытием с пределами огнестойкости не менее REI 60 и классом пожарной опасности К0; - оборудовать створки клапанов мусоропроводов уплотнительными прокладками и приспособлениями для плотного закрывания; - выполнить люки выхода на кровлю (повсеместно) противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI 30 (сертифицированными в области пожарной безопасности). Признать незаконным бездействие администрации г. Ульяновска, выраженное в неисполнении обязанностей по своевременному обеспечению мер пожарной безопасности в многоквартирном жилом <адрес>. Обязать администрацию г. Ульяновска: - выполнить на лестничных клетках (на всех этажах) эвакуационное освещение; - оборудовать систему дымоудаления на лестничных клетках (на всех этажах); - выполнить на лестничных клетках (на всех этажах) автоматическую пожарную сигнализацию; - установить защиту мусоросборной камеры по всей площади спринклерными оросителями; - оборудовать двери на лестничных клетках приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах; - оборудовать помещения системой противопожарного водоснабжения; - пожарные краны укомплектовать рукавами, стволами и полугайками, шкафы пожарных кранов очистить от мусора; - выполнить блокировку автоматической пожарной сигнализации на включение вентилятора дымоудаления, подпора воздуха в лифтовую шахту и отпуска кабин лифтов до 1-го этажа с открыванием дверей. На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Ульяновский областной суд через Железнодорожный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья подпись Н.А. Харитонова Копия верна. Судья