Решение по иску о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения



Дело № 2-2333/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Ульяновск 26 декабря 2011 г.

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего федерального судьи Харитоновой Н.А.

при секретаре Айбесевой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Тарасовой Н.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения,

у с т а н о в и л:

Тарасова Н.А. обратилась в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Железнодорожном районе г. Ульяновска (УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением комиссии при УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ей отказано в связи с тем, что на день обращения специальный трудовой стаж составляет 20 лет 3 месяца 27 дней, а требуется не менее 30 лет. Считает отказ незаконным, поскольку необоснованно не были включены в специальный стаж периоды работы: в календарном исчислении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 месяцев 23 дня) – <данные изъяты> в <данные изъяты> – отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста; в календарном и льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> <данные изъяты> в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> в <данные изъяты>. При включении указанных периодов в специальный трудовой стаж на день обращения за назначением пенсии ее специальный стаж был более 30 лет, и она имела право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Просила обязать ответчика включить указанные периоды работы в специальный стаж в календарном и льготном исчислении и назначить трудовую пенсию досрочно с ДД.ММ.ГГГГ

В суде Тарасова Н.А. исковые требования просила удовлетворить, приведя в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель, привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ГУЗ «Ульяновское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» - Азатуллоева О.В. исковые требования поддержала, подтвердив, что в спорные периоды истица, работая <данные изъяты>, выполняла в полном объеме и работу <данные изъяты>.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУЗ «Областной кожно-венерологический диспансер», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. Неявка признана судом неуважительной и определено рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика - УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска просил рассмотреть дело без участия представителя Управления. В письменном отзыве в удовлетворении иска просил отказать, указывая на то, что в соответствии с Законом от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Законом о труде Российской Федерации» период отпуска по уходу за ребенком до трех лет после ДД.ММ.ГГГГ не подлежит зачету в специальный трудовой стаж. Должность <данные изъяты> не предусмотрена Списком должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , поэтому периоды работы истицы в указанной должности не могут быть засчитаны в специальный стаж ни в календарном, ни в льготном исчислении. Периоды работы в должности главной медицинской сестры не подлежат зачету в льготном исчислении в связи с тем, что должностной инструкцией <данные изъяты> не предусмотрено исследование трупов и трупного материала, обработка трупного материала. Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , предусмотрен средний медицинский персонал отделов (отделений) всех наименований бюро судебно-медицинской экспертизы, проводящий судебно-медицинские вскрытия, исследования трупов и трупного материала, обработку трупного материала. На день обращения за назначением пенсии специальный трудовой стаж истицы составлял 20 лет 3 месяца 27 дней вместо требуемых 30 лет, и она не имела права на назначение досрочной трудовой пенсии.

Выслушав в судебном заседании пояснения лиц, участвующих в деле, заслушав показания свидетеля, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.

ДД.ММ.ГГГГ Тарасова Н.А. обратилась в УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ Тарасовой Н.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, так как специальный стаж на день обращения составляет 20 лет 3 месяцев 27 дней, а требуется не менее 30 лет. При этом спорные периоды работы истицы не были засчитаны в специальный трудовой стаж в календарном и льготном исчислении.

С указанным выводом согласиться нельзя, так как он не основан на законе.

Статья 39 Конституции РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения им трехлетнего возраста после ДД.ММ.ГГГГ в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии должен быть включен в календарном исчислении.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г., ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», вступившего в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до ДД.ММ.ГГГГ

Однако, принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком начался у истицы в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 месяцев 23 дня) подлежит включению в специальный стаж работы истицы для назначения пенсии. Данный период подлежит зачету в стаж в календарном исчислении, поскольку истица уходила в отпуск по уходу за ребенком с должности <данные изъяты> в Областном кожно-венерологическом диспансере.

В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Тарасова Н.А. работает в ГУЗ «Ульяновское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 9. Постановления от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснил, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п. 1 ст. 27 и подп.7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Списком предусмотрена должность <данные изъяты>. <данные изъяты> в Списке не поименован.

В соответствии с п. 5 подп. «б» Правил лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню, год работы засчитывается в стаж на соответствующих видах работ как 1 год и 6 месяцев.

Согласно п. 4 раздела «Наименование структурных подразделений» и п. 4 раздела «Наименование должностей» Перечня льготное исчисление стажа на соответствующих видах работ врачам судебно-медицинским экспертам, в том числе заведующим, среднему медицинскому персоналу, проводящим судебно-медицинские вскрытия, исследования трупов и трупного материала, обработку трупного материала отделов (отделений) всех наименований бюро судебно-медицинской экспертизы.

Льготно-уточняющей справкой <данные изъяты> справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, штатными расписаниями, табелями учета рабочего времени, ведомостями на выплату заработной платы, карточками-справками, журналами исследований, показаниями допрошенной в качестве свидетеля врача судебно-медицинской экспертизы Ш*** подтверждено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Тарасова Н.А., работая в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> наряду с обязанностями <данные изъяты> выполняла обязанности <данные изъяты> в полном объеме в режиме нормальной продолжительности рабочего времени и производила исследование трупного материала, обработку трупного материала, органов, тканей, костей, изъятых при экспертизе трупов, исследование гнилостно измененных эксгумированных трупов, крови, мочи, волос, ногтей от трупов, одежды с наличием выделения от трупа.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Тарасова Н.А. работала в должности главной медицинской сестры и в полном объеме в режиме нормальной продолжительности рабочего времени выполняла обязанности <данные изъяты>. Данный факт подтвержден льготно-уточняющей справкой <данные изъяты> штатными расписаниями, табелями учета рабочего времени, ведомостями на выплату заработной платы, карточками-справками, журналами исследований.

Оплата труда за совмещение должности <данные изъяты> производилась за фактически выполненные биологические исследования в процентном отношении от ставки <данные изъяты> и превышала в несколько раз объем работы, выполняемый на ставку.

Проверкой, проведенной ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ по <адрес> по запросу УПФ РФ по <адрес>, было установлено, что в период с <данные изъяты> Тарасова Н.А. работу в должностях <данные изъяты> совмещала с работой в должностях <данные изъяты> <данные изъяты>.

Представленными документами и показаниями свидетеля подтверждено, что в специальный стаж Тарасовой Н.А. должны быть включены периоды работы: в календарном и льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> в <данные изъяты>

При включении в специальный трудовой стаж указанных периодов работы в календарном и льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев на день обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии ДД.ММ.ГГГГ стаж работы истицы составлял более 30 лет, и она имела право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью в учреждениях здравоохранения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Тарасовой Н.А. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области включить Тарасвой Н.А. в специальный трудовой стаж периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 месяцев 23 дня) в <данные изъяты>;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года в льготном исчислении 3 года); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 9 месяцев 18 дней в льготном исчислении 5 лет 8 месяцев 12 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 месяцев в льготном исчислении 1 год 3 месяца); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 дня в льготном исчислении 6 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 месяцев 24 дня в льготном исчислении 1 год 2 месяца 21 день); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 месяца 22 дня в льготном исчислении 4 месяца 4 дня) в <данные изъяты> в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения со дня обращения ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья подпись Н.А. Харитонова

Копия верна.

Судья