Решение по иску о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства в сфере пожарной безопасности



Дело №2-92/12 Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

01 февраля 2012 года г. Ульяновск

Железнодорожный районный суд г.Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Черновой Н.В.,

с участием помощника прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска Колгановой Е.А.

при секретаре Худяковой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» и мэрии г.Ульяновска о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства в сфере пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился суд с иском к ОАО «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» и мэрии г.Ульяновска о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства в сфере пожарной безопасности, в обоснование указав, что в результате проведенной прокуратурой проверки в сфере осуществления деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами было установлено, что ОАО «ДК Железнодорожного района» и мэрия г.Ульяновска допускают нарушения норм законодательства в сфере обеспечения противопожарной безопасности, требующие применения прокурором полномочий по предъявлению в суд иска. Установлено, что ОАО «ДК Железнодорожного района» является управляющей организацией по отношению к многоквартирному жилому дому по <адрес>. Согласно ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества дома; а согласно ч.2 ст.162 ЖК РФ управляющая организация должна за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома. Согласно подпунктам «а», «е» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491, содержание общего имущества включает в себя осмотр общего имущества, обеспечивающий выявление несоответствия его состояния требованиям законодательства, угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, а также меры пожарной безопасности. В соответствии со ст.37 Закона РФ «О пожарной безопасности» руководители организации должны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты. Согласно п.1 Правил пожарной безопасности в РФ (ПББ 01-03), утвержденных приказом Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ от 18.06.2003г. №313, данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами и предпринимателями. При этом управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества. Однако в ходе проведенной проверки в многоквартирном жилом доме по <адрес> были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

1)     светильники на лестничных клетках не оборудованы защитными плафонами, предусмотренными конструкцией светильников (п.60 ППБ 01-03);

2)     на лестничных клетках (на всех этажах) система дымоудаления находится в неисправном состоянии (ППБ 01-03 п.40; СНиП 31-01-2003 п. 7.2.1);

3)     на лестничных клетках( на всех этажах) отсутствует эвакуационное освещение. ППБ 01-03 п.3; СНиП 21-01-97п.6.22; СНиП 23-05-95 п.7.62;

4)     на всех этажах на лестничных клетках отсутствует автоматичнеская пожарная сигнализация. ППБ 01.03 п.3, т.1 п.6.2 НПБ 110-03;

5)     мусоросборная камера на защищена по всей площади спринклерными оросителями СНиП 31-01-2003 п.7.3.11;

6)     мусоросборная камера не имеет самостоятельного входа, изолированного от входа в здание глухой стеной, и выделенного противопожарными перегородками и перекрытием с пределами огнестойкости не менее REI 60 и классом пожарной опасности КО (п.7.1.13 СНиП 31-01-2003);

7)     на лестничных клетках двери без приспособлений для самозакрывания и с уплотнением в притворах. ППБ 01-03 п.34, СНиП 21-01-97* п.6.18*;

8)     системы противопожарного водоснабжения помещений, находятся в неисправном состоянии. ППБ 01-03 п.34,89;

9)     пожарные краны не укомплектованы рукавами, стволами и полугайками, шкафы пожарных кранов захламлены мусором (п.91 ППБ 01-03);

10)не выполнена блокировка автоматической пожарной сигнализации на включение вентилятора дымоудаления, подпора воздуха в лифтовую шахту и отпуска кабин лифтов до 1-го этажа с открыванием дверей (п.3 ППБ 01-03, п.п.4.48,4.49 СНиП 2.04.09-84, п.5.17 СНиП 2.04.05-91);

11)отсутствуют уплотнительные прокладки и приспособления для плотного закрывания на створках клапанов мусоропроводов. ППБ 01-03 п.86;

12)люки выхода на кровлю (повсеместно) не выполнены противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI30 (сертифицированным в области пожарной безопасности). ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.5.19, т.4*, п. 8.4*.

В соответствии с подпунктами 6, 10 части 1 статьи 16 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация содержания муниципального жилищного фонда, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Согласно п.п. 1-3 Закона РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. При этом, пунктом 7 паспорта и подпунктами 3, 4 Муниципальной целевой программы «Противопожарная защита жилых домов повышенной этажности на 2011-2012 годы», утвержденной постановлением мэрии г.Ульяновска от 24.11.2010г. №6250, установлено, что Комитет ЖКХ и экологии мэрии г.Ульяновска, подрядные организации, определяемые на конкурсной основе по заказу мэрии г.Ульяновска в жилых домах, имеющих долю муниципальной собственности, за счет средств бюджета МО «Город Ульяновск» обязаны провести следующие мероприятия: восстановление систем ППА и ДУ; установка герметичных дверей (с доводчиками); установка металлических дверей; установка спринклерных оросителей в мусорокамерах; устройство бетонных площадок; восстановление освещения, подающего стояка холодного водоснабжения; установка пожарных шкафов; комплектация пожарных шкафов рукавами, стволами гайками, устройство бетонных площадок. Из чего следует, что мэрия г.Ульяновска отвечает за устранение выявленных в ходе проверки нарушений правил пожарной безопасности. В части мероприятий, не вошедших в вышеуказанную Программу, ответственность возлагается на ОАО «ДК Железнодорожного района». Учитывая, что действиями ответчиков нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, прокурор на основании ст.45 ГПК РФ обратился в суд с данным иском, и просит суд признать незаконным бездействие ОАО «ДК Железнодорожного района», выраженное в неисполнении обязанностей по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащему содержанию общего имущества и своевременному обеспечению мер пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме по <адрес>, и возложить на ОАО «ДК Железнодорожного района» обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме по <адрес>, а именно:

1) оборудовать защитными плафонами, предусмотренными конструкцией светильников, светильники на лестничных клетках;

2) оборудовать самостоятельный вход в мусоросборную камеру, изолированный от входа в здание глухой стеной, и выделить его противопожарными перегородками и перекрытием с пределами огнестойкости не менее REI 60 и классом пожарной опасности КО;

3) оборудовать створки клапанов мусоропроводов уплотнительными прокладками и приспособлениями для плотного закрывания;

4) выполнить люки выхода на кровлю (повсеместно) противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI 30 (сертифицированными в области пожарной безопасности).

Признать незаконным бездействие администрации (мэрии) города Ульяновска, выраженное в неисполнении обязанностей по своевременному обеспечению мер пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме по <адрес>, и возложить на администрацию (мэрию) г.Ульяновска обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме по <адрес>, а именно:

1) выполнить на лестничных клетках (на всех этажах) эвакуационное освещение;

2) оборудовать систему дымоудаления на лестничных клетках (на всех этажах);

3) выполнить на лестничных клетках (на всех этажах) автоматическую пожарную сигнализацию;

4) установить защиту мусоросборной камеры по всей площади спринклерными оросителями;

5) оборудовать двери на лестничных клетках приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах;

6) оборудовать помещения системой противопожарного водоснабжения;

7) пожарные краны укомлектовать рукавами, стволами и полугайками, шкафы пожарных кранов очистить от мусора;

8) выполнить блокировку автоматической пожарной сигнализации на включение вентилятора дымоудаления, подпора воздуха в лифтовую шахту и отпуска кабин лифтов до 1-го этажа с открыванием дверей.

В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал, приведя в обоснование доводы, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика мэрии г.Ульяновска в судебное заседание не явился, представил отзыв в котором указано, что с иском прокурора не согласны. В соответствии со ст. 161 ЖК РФ ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности возложена на управляющую организацию. Муниципальная целевая программа «Противопожарная защита жилых домов повышенной этажности на 2011-2012 годы», утвержденная постановлением мэрии города Ульяновска от 24.11.2010 №6250, содержащая мероприятия по выполнению специализированных и общестроительных работ в доме по <адрес>, рассчитана на 2011-2012 годы, т.е. срок ее действия не закончен. Кроме того, согласно нормам Жилищного кодекса РФ, общее имущество в многоквартирном доме находится в общей долевой собственности всех сособственников помещений в многоквартирном доме. Права и обязанности по несению расходов на капитальный ремонт жилого дома являются общими для всех собственников помещений в доме. В соответствии со ст. 39 Жилищного кодекса РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещений в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Согласно п.2 ст. 158 Жилищного кодекса РФ все вопросы организации капитального ремонта многоквартирного дома решает только общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. В силу ст. 165 Жилищного кодекса РФ выделение бюджетных средств на капитальный ремонт многоквартирного дома является правом органа местного самоуправления, а не обязанностью. Данная норма предусматривает предоставление органами местного самоуправления управляющим организациям бюджетных средств на капитальный ремонт многоквартирных домов только в части муниципальной доли. В случае принятия общим собранием собственников жилых помещений в данном многоквартирном доме решения о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества дома, муниципальное образование «город Ульяновск» будет нести расходы соразмерно своей доле в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома.

Представитель ответчика ОАО «ДК Железнодорожного района» в судебное заседание не явился, о дне судебного заседания извещен.

Представитель третьего лица, Отдела надзорной деятельности МЧС по г. Ульяновску, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.37 Закона РФ от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать использования ее не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно п.1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ от 18.06.2003г. №313, данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В судебном заседании установлено, в ходе проверки, проведенной отделом НД по г. Ульяновску в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном жилом доме по <адрес> были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

1)     светильники на лестничных клетках не оборудованы защитными плафонами, предусмотренными конструкцией светильников (п.60 ППБ 01-03);

2)     на лестничных клетках (на всех этажах) система дымоудаления находится в неисправном состоянии (ППБ 01-03 п.40; СНиП 31-01-2003 п. 7.2.1);

3)     на лестничных клетках( на всех этажах) отсутствует эвакуационное освещение. ППБ 01-03 п.3; СНиП 21-01-97п.6.22; СНиП 23-05-95 п.7.62;

4)     на всех этажах на лестничных клетках отсутствует автоматичнеская пожарная сигнализация. ППБ 01.03 п.3, т.1 п.6.2 НПБ 110-03;

5)     мусоросборная камера на защищена по всей площади спринклерными оросителями СНиП 31-01-2003 п.7.3.11;

6)     мусоросборная камера не имеет самостоятельного входа, изолированного от входа в здание глухой стеной, и выделенного противопожарными перегородками и перекрытием с пределами огнестойкости не менее REI 60 и классом пожарной опасности КО (п.7.1.13 СНиП 31-01-2003);

7)     на лестничных клетках двери без приспособлений для самозакрывания и с уплотнением в притворах. ППБ 01-03 п.34, СНиП 21-01-97* п.6.18*;

8)     системы противопожарного водоснабжения помещений, находятся в неисправном состоянии. ППБ 01-03 п.34,89;

9)     пожарные краны не укомплектованы рукавами, стволами и полугайками, шкафы пожарных кранов захламлены мусором (п.91 ППБ 01-03);

10)не выполнена блокировка автоматической пожарной сигнализации на включение вентилятора дымоудаления, подпора воздуха в лифтовую шахту и отпуска кабин лифтов до 1-го этажа с открыванием дверей (п.3 ППБ 01-03, п.п.4.48,4.49 СНиП 2.04.09-84, п.5.17 СНиП 2.04.05-91);

11)отсутствуют уплотнительные прокладки и приспособления для плотного закрывания на створках клапанов мусоропроводов. ППБ 01-03 п.86;

12)люки выхода на кровлю (повсеместно) не выполнены противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI30 (сертифицированным в области пожарной безопасности). ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.5.19, т.4*, п. 8.4*.

Данные нарушения на момент рассмотрения данного иска судом не устранены.

Из материалов дела следует, что жилой дом по <адрес>, 1983 года постройки, представляет собой двенадцатиэтажное кирпичное здание. В этом доме расположены квартиры, находящиеся как в ведении муниципалитета и предоставленные гражданам по договорам социального найма, так и находящиеся в собственности граждан.

С ДД.ММ.ГГГГ управление данным многоквартирным домом осуществляет ОАО «ДК Железнодорожного района» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ (заключенного с Комитетом ЖКХ мэрии г.Ульяновска).

В соответствии с положениями ст.ст.161,162 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией именно она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, которые включают в себя и проведение текущего ремонта общего имущества дома.

Вместе с тем в соответствии со статьей 63 Закона РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктом 10 части 1 статьи 16 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также пунктом 11 статьи 3 и пунктом 17 статьи 40 Устава муниципального образования «город Ульяновск» мэрия г.Ульяновска обязана обеспечивать осуществление первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, в том числе - вопросы организационно-правового, финансового и материально-технического обеспечения пожарной безопасности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Во исполнение указанных положений закона мэрией г.Ульяновска была принята Муниципальная целевая программа «Противопожарная защита жилых домов повышенной этажности на 2011-2012 годы (утверждена постановлением мэрии г.Ульяновска от 24.11.2010г. №6250). В перечне основных мероприятий данной Программы указаны: восстановление систем противопожарной автоматики и дымоудаления (ППА и ДУ); установка герметичных дверей (с доводчиками) на двух незадымляемых лестничных клетках; установка металлических дверей в электрощитовых с пределом огнестойкости; установка спринклерных оросителей в мусорокамерах; устройство бетонных площадок для установки коленчатого подъемника; восстановление подающего стояка холодного водоснабжения; восстановление освещения на незадымляемых лестничных клетках; установка пожарных шкафов; комплектация пожарных шкафов рукавами, стволами гайками. В качестве источника финансирования указан бюджет муниципального образования «город Ульяновск». В числе жилых домов, включенных в указанную программу, вошел и многоквартирный жилой дом по <адрес>.

Таким образом, мэрия обязана осуществлять работы по пожарной безопасности в пределах городского округа, в том числе – и работы по противопожарной защите в жилом доме по <адрес>

Однако каких-либо работ по противопожарной защите указанного жилого дома, как это предусмотрено Программой, мэрией г.Ульяновска до настоящего времени не проводилось.

Постановлением Госстроя России от 27.09.2003г. №170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, в которых указаны перечни работ, относящиеся к текущему и капитальному ремонту жилого дома.

Согласно ст.16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Таким образом, обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

Исходя из системного толкования статьи 16 вышеназванного Закона, статьи 158 ЖК РФ и статьи 210 ГК РФ, только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, обязанность по производству последующего капитального ремонта должна быть возложена на собственников жилых помещений. Обязанность наймодателя своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории содержалась также в статье 147 ранее действующего ЖК РСФСР.

В связи с вышеизложенным суд считает, что исковые требования прокурора являются законными и обоснованными, и должны быть удовлетворены в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Железнодорожного района», выраженное в неисполнении обязанностей по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащему содержанию общего имущества и своевременному обеспечению мер пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме по <адрес>

Обязать открытое акционерное общество «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» устранить нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме по <адрес>, а именно:

1) оборудовать защитными плафонами, предусмотренными конструкцией светильников, светильники на лестничных клетках;

2) оборудовать самостоятельный вход в мусоросборную камеру, изолированный от входа в здание глухой стеной, и выделить его противопожарными перегородками и перекрытием с пределами огнестойкости не менее REI 60 и классом пожарной опасности КО;

3) оборудовать створки клапанов мусоропроводов уплотнительными прокладками и приспособлениями для плотного закрывания;

4) выполнить люки выхода на кровлю (повсеместно) противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI 30 (сертифицированными в области пожарной безопасности);

Признать незаконным бездействие мэрии г.Ульяновска, выраженное в неисполнении обязанностей по своевременному обеспечению мер пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме по <адрес>.

Обязать мэрию <адрес> устранить нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме по <адрес>, а именно:

1) выполнить на лестничных клетках (на всех этажах) эвакуационное освещение;

2) оборудовать систему дымоудаления на лестничных клетках (на всех этажах);

3) выполнить на лестничных клетках (на всех этажах) автоматическую пожарную сигнализацию;

4) установить защиту мусоросборной камеры по всей площади спринклерными оросителями;

5) оборудовать двери на лестничных клетках приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах;

6) оборудовать помещения системой противопожарного водоснабжения;

7) пожарные краны укомлектовать рукавами, стволами и полугайками, шкафы пожарных кранов очистить от мусора;

8) выполнить блокировку автоматической пожарной сигнализации на включение вентилятора дымоудаления, подпора воздуха в лифтовую шахту и отпуска кабин лифтов до 1-го этажа с открыванием дверей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в апелляционном порядке в течение месяца.

Судья: Н.В. Чернова