Решение по иску о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности



Дело № 2- 117/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 февраля 2012 год город Ульяновск

Железнодорожный районный суд в составе федерального судьи Кизирбозунц Т.Т.,

при секретаре Егоровой Н.В.,

с участием прокурора Маликовой В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Железнодорожного района», мэрии города Ульяновска о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства иском к ОАО «Домоуправляющая компания Железнодорожного района», мэрии города Ульяновска о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности. В обоснование иска указал, что прокуратурой Железнодорожного района г.Ульяновска проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере осуществления деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами. ОАО «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» является организацией, управляющей многоквартирным жилым домом <адрес>, и в силу требований ст. 161, 162 Жилищного кодекса РФ должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности для руководителей организаций предусмотрена ст. 37 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В соответствии со ст. 34 указанного Закона граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья в случае пожара. Требования пожарной безопасности установлены в РФ соответствующими Правилами, утвержденными приказом Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ от 18.06.2003 № 313, и обязательны для применения всеми органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовой формы. В ходе проведения проверки состояния мноргоквартирного жилого дома повышенной этажности, расположенного по адресу: <адрес>, были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. В соответствии с п. 6, 10 ч.1 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация содержания муниципального жилищного фонда, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. В г. Ульяновске утверждена муниципальная целевая программа «Противопожарная защита жилых домов повышенной этажности на 2011-2012 гг.», в соответствии с которой за счет бюджета муниципального образования «Город Ульяновск» запланировано проведение ряда противопожарных мероприятий. Реализация программы рассчитана на 2011-2012 гг. в два этапа. На основании ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ» просит признать бездействие ОАО «Домоуправляющая компания Железнодорожного района», выраженное в неисполнении возложенных на него обязанностей по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащему содержанию общего имущества, а также своевременному обеспечению мер пожарной безопасности в соответствии с положениями действующеих норм права в жилом многоквартирном доме по <адрес>, незаконным; признать бездействие администрации МО «Город Ульяновск», выраженное в неисполнении возложенных обязанностей по своевременному обеспечению мер пожарной безопасности в соответствии с положениями действующих норм права в жилом многоквартирном доме по <адрес>, незаконным; возложить на ОАО «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме, расположенным по <адрес>, а именно: оборудовать защитными плафонами, предусмотренными конструкцией светильников, светильники на лестничных клетках; оборудовать самостоятельный вход в мусоросборную камеру, изолированный от входа в здание глухой стеной, и выделить его противопожарными перегородками и перекрытием с пределами огнестойкости не менее REI 60 и классом пожарной опасности КО; оборудовать створки клапанов мусоропроводов уплотнительными прокладками и приспособлениями для плотного закрывания; выполнить люки выхода на кровлю (повсеместно) противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI 30 (сертифицированным в области пожарной безопасности); возложить на администрацию МО «Город Ульяновск» обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме, расположенном на <адрес>, а именно: выполнить на лестничных клетках (на всех этажах) эвакуационное освещение; оборудовать систему дымоудаления на лестничных клетках (на всех этажах); выполнить на всех этажах на лестничных клетках автоматическую пожарную сигнализацию; установить защиту мусоросборной камеры по всей площади спринклерными оросителями; оборудовать двери на лестничных клетках приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах; оборудовать помещения системой противопожарного водоснабжения; пожарные краны укомплектовать рукавами, стволами и полугайками, шкафы пожарных кранов очистить от мусора; выполнить блокировку автоматической пожарной сигнализации на включение вентилятора дымоудаления, подпора воздуха в лифтовую шахту и отпуска кабин лифтов до первого этажа с открыванием дверей.

В судебном заседании прокурор на уточненных исковых требованиях настаивал в полном объеме, поддержав доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика ОАО «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» Жидова Г.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования в части, заявленной прокурором к управляющей компании, признала в полном объеме, указав, что выполнение работ, которых требует прокурор, будет зависеть от выполнения работ капитального характера, которые должны быть произведены за счет средств муниципального бюджета в соответствии с целевой программой «Противопожарная защита жилых домов повышенной этажности на 2011-2012 гг.»

Представитель ответчика мэрии города Ульяновска в судебное заседание не явился, в представленном отзыве иск не признал, указав, что МО «Город Ульяновск» должно нести расходы по выполнению противопожарных мероприятий в жилом доме лишь соразмерно своей доле в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Отдела надзорной деятельности по г. Ульяновску ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.

Согласно ст. 21, 26 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории РФ, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Статьей 27 данного Федерального закона установлено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В жилом многоквартирном доме повышенной этажности, расположенном по адресу: <адрес>, постоянно проживает большое количество людей, кроме того, в доме часто могут находиться посторонние люди, как работники различного рода обслуживающих организаций (скорой медицинской помощи, службы быта, и др.), так и иные лица, посещающие жителей спорного дома, в связи с чем определить круг лиц, находящихся в жилом доме, невозможно. Несоблюдение требований пожарной безопасности может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций и создать угрозу жизни и здоровью граждан, что, по мнению суда, дает прокурору право на обращение в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.

Права и свободы граждан согласно статьям 18 и 46 Конституции Российской Федерации являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод.

На основании ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяются общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулируются в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона, требования пожарной безопасности – это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В силу ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья в случае пожара.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Федерального закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Требования пожарной безопасности содержатся в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г.

В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Согласно п. 4 приказа Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», руководители организаций на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичного проявления.

Материалами дела установлено, что на сегодняшний день в жилом многоквартирном <адрес> в <адрес> имеют место следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- светильники на лестничных клетках не оборудованы защитными плафонами, предусмотренными конструкцией светильников;

- на лестничных клетках (на всех этажах) отсутствует эвакуационное освещение,

- на лестничных клетках (на всех этажах) система дымоудаления находится в неисправном состоянии,

- на всех этажах на лестничных клетках отсутствует автоматическая пожарная сигнализация,

- мусоросборная камера не защищена по всей площади спринклерными оросителями,

- мусоросборная камера не имеет самостоятельный вход, изолированный от входа в здание глухой стеной, и не выделена противопожарными перегородками и перекрытием с пределами огнестойкости не менее REI60 и классом пожарной опасности КО,

- на лестничных клетках двери без приспособлений для самозакрывания и с уплотнением в притворах,

- системы противопожарного водоснабжения помещений находятся в неисправном состоянии,

- пожарные краны не укомплектованы рукавами, стволами и полугайками, шкафы пожарных кранов захламлены мусором,

- не выполнена блокировка автоматической пожарной сигнализации на включение вентилятора дымоудаления, подпора воздуха в лифтовую шахту и отпсук кабин лифтов до первого этажа с открыванием дверей,

- отсутствуют уплотнительные прокладки и приспособления для плотного закрывания на створках клапанов мусоропроводов,

- люки выхода на кровлю (повсеместно) не выполнены противопожарными материалами с пределом огнестойкости не менее EI30 (сертифицированными в области пожарной безопасности).

Наличие перечисленных выше нарушений требований пожарной безопасности в жилом многоквартирном <адрес> в <адрес> подтверждается материалами дела, сведениями Отдела надзорной деятельности по г. Ульяновску ГУ ГОиЧС РФ по Ульяновской <адрес>, оформленными по результатам проверки указанного многоквартирного дома.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Организационно-правовое, финансовое, материально-техническое обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах МО «Город Ульяновск» осуществляется в соответствии с Положением об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования «Город Ульяновск», утвержденным постановлением Главы города от 17.07.2006 № 2720.

Согласно п. 1.2 указанного Положения обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования «Город Ульяновск» относится к вопросам местного значения. В соответствии с п. 1.3 того же Положения первичные меры пожарной безопасности – реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.

Первичные меры пожарной безопасности включают в себя среди прочих соблюдение требований пожарной безопасности при разработке градостроительной и проектно-сметной документации на строительство и планировке застройки территории городского округа (п. 1.4.4 Положения).

Финансирование мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа осуществляется за счет средств местного бюджета (п. 2.5 Положения).

В развитие требований данного Положения постановлением мэра г. Ульяновска от 24.11.2010 № 6250 была утверждена муниципальная целевая программа «Противопожарная защита жилых домов повышенной этажности на 2011-2012 гг.», основной целью которой является осуществление комплекса мер, направленных на повышение пожарной безопасности жилых домов повышенной этажности, сохранности жилищного фонда, безопасного проживания граждан, предупреждение пожаров, гибели и травмирования людей.

Перечень основных мероприятий программы составляют такие, как: восстановление систем противопожарной автоматики и дымоудаления, установка герметичных дверей (с доводчиками) на двух незадымляемых лестничных клетках, установка металлических дверей в электрощитовых с пределом огнестойкости; установка спринклерных оросителей в мусорокамерах, устройство бетонных площадок для установки коленчатого подъемника, восстановление подающего стояка холодного водоснабжения, восстановление освещения на незадымляемых лестничных клетках, установка пожарных шкафов, комплектация пожарных шкафов рукавами, стволами, гайками.

Указанная программа предусматривает выполнение запланированных мероприятий и в многоквартирном жилом доме повышенной этажности <адрес> <адрес> в <адрес>.

Ранее указанный дом также являлся объектом Городской целевой программы «Противопожарная защита жилых домов повышенной этажности на 2007-2009 гг.», утвержденной Решением Ульяновской Городской Думы 25.10.2006 № 158.

Из указанной программы на 2007-2099 гг. прямо следует, что уже на тот период времени мэрия города Ульяновска осознавала тревожную ситуацию по противопожарной защите муниципального имущества жилых домов, указывая в преамбуле программы, что на протяжении многих лет на ремонт и содержание противопожарных систем жилых домов повышенной этажности выделялось недостаточное количество денежных средств, что не могло ни привести к нарушениям Правил пожарной безопасности при эксплуатации жилых домов повышенной этажности, представляющим непосредственную угрозу жизни людей при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Последующее принятие очередной целевой программы на 2011-2012 гг. подтверждает факт бездействия со стороны мэрии города Ульяновске в вопросе обеспечения противопожарной безопасности в жилых многоквартирных домах повышенной этажности, к которым относится и спорный <адрес> в <адрес>, в связи с чем заявленные прокурором требования к мэрии города Ульяновска подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

В силу ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Как видно из материалов дела, <адрес> в <адрес> находится в управлении ОАО «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» с ДД.ММ.ГГГГ на основании соответствующего договора, что также не оспаривалось в судебном заседании лицами, участвующими в деле.

Исследованные в судебном заседании материалы дела свидетельствуют о том, что ранее ОАО «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» г.Ульяновска привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания органа пожарного надзора в части устранения нарушений требований пожарной безопасности в <адрес> в <адрес>, что также свидетельствует о бездействии управляющей компании в решении данного вопроса и подтверждает требования прокурора.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика ОАО «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» г. Ульяновска в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты> руб.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Железнодорожного района», выраженное в неисполнении возложенных на него обязанностей по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащему содержанию общего имущества, а также своевременному обеспечению мер пожарной безопасности в соответствии с положениями действующих норм права в жилом многоквартирном <адрес> в <адрес>.

Признать незаконным бездействие мэрии города Ульяновска, выраженное в неисполнении возложенных обязанностей по своевременному обеспечению мер пожарной безопасности в соответствии с положениями действующих норм права в жилом многоквартирном <адрес> в <адрес>.

Обязать Открытое акционерное общество «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» устранить нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес>, а именно:

- оборудовать защитными плафонами, предусмотренными конструкцией светильников, светильники на лестничных клетках,

- оборудовать самостоятельный вход в мусоросборную камеру, изолированный от входа в здание глухой стеной, и выделить его противопожарными перегородками и перекрытием с пределами огнестойкости не менее REI 60 и классом пожарной опасности КО,

- оборудовать створки клапанов мусоропроводов уплотнительными прокладками и приспособлениями для плотного закрывания,

- выполнить люки выходов на кровлю (повсеместно) противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI30 (сертифицированным в области пожарной безопасности).

Обязать мэрию города Ульяновска устранить нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес>, а именно:

- выполнить на всех этажах на лестничных клетках автоматическую пожарную сигнализацию,

- установить защиту мусоросборной камеры по всей площади спринклерными оросителями,

- оборудовать двери на лестничных клетках приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах,

- оборудовать помещения системой противопожарного водоснабжения,

- пожарные краны укомплектовать рукавами, стволами и полугайками, предварительно очистив пожарные краны от мусора,

- выполнить блокировку автоматической пожарной сигнализации на включение вентилятора дымоудаления, подпора воздуха в лифтовую шахту и отпуска кабин лифтов до первого этажа с открыванием дверей.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты> коп

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд, через Железнодорожный районный суд города Ульяновска, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Кизирбозунц Т.Т.