Решение по иску о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, взыскании судебных расходов



Дело № 2-360/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Ульяновск 17 февраля 2012 года

Железнодорожный районный суд г.Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Буделеева В.Г.

при секретаре Манзуровой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гимаевой Р.Н к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, взыскании судебных расходов,

у с т а н о в и л:

Гимаева обратилась в суд к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска с иском об обязании ответчика зачесть в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периодов: нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как находящейся в должности <данные изъяты>. Кроме того, заявила требование о взыскании с ответчика в ее пользу расходов по уплате государственной пошлины в размере 200 руб.

В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе города Ульяновска Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп.20 п.1 ст.27 Закона РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан пришла к выводу, что специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой деятельности по старости в связи с лечебной деятельностью, составляет на день обращения за пенсией 28 лет 5 месяцев 12 дней. Комиссией принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

С данным решением она не согласна по следующим основаниям:

В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 мес.14 дней, в льготном исчислении 6 мес. 21 день) она находилась в отпуске по беременности и родам в соответствии со 165 Кодекса законов о труде Российской Федерации (далее по тексту КЗоТ РФ). Решением Комиссии установлено, что в специальный трудовой стаж данный период может быть засчитан только в календарном исчислении. Однако в период отпуска по беременности и родам ей выдавался лист временной нетрудоспособности и она получала пособие по государственному социальному страхованию (Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»), что свидетельствует о сохранении с ней в данный период трудовых отношений по занимаемой должности <данные изъяты>, а значит и сохранении всех гарантий, в том числе, включение периода нахождения в указанном отпуске в стаж для досрочного назначения пенсии, как периодов работы, т.е. в льготном исчислении.

В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 г. 3 мес. 8 дн., в льготном исчислении; 1 год 10 мес. 26 дн.) она находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, а в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 мес. 12 дн., в льготном исчислении 1 год 2 мес. 28 дн.) в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет (ребенок ДД.ММ.ГГГГ года рождения) в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ. Решением Комиссии установлено, что данные периоды не могут быть засчитаны в специальный трудовой стаж. В эти периоды она также получала пособие по государственному социальному страхованию (Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 30.05.2001) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» - ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком по достижении им возраста полутора лет), что свидетельствует о сохранении с нею в данный период трудовых отношений по занимаемой должности <данные изъяты>, а значит и сохранении всех гарантий, в том числе, включение периода нахождения в указанном отпуске в стаж для досрочного назначения пенсии как периодов работы, т.е. в льготном исчислении.

Истица Гимаева Р.Н. и ее представитель адвокат Мустафина Ю.А., в судебном заседании поддержали иск, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснили, что истица при выходе в вышеуказанные отпуска, полагала, что за ней сохраняются все льготы, предусмотренные для работающего медицинского персонала.

Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области – Бурлак С.В., действующая по доверенности, представила письменные возражения относительно исковых требований Гимаевой, дополнительно пояснив, что иск не признает, поскольку периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с октября 1992 года, в связи с изменением законодательства, не подлежат включению в специальный стаж, а период нахождения в отпуске по беременности и родам подлежит исчислению в календарном порядке, поскольку в этот период истица не осуществляла непосредственно работ, носящих льготный характер.

Выслушав в судебном заседании пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Гимаева Р.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

При этом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности <данные изъяты>.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности <данные изъяты>.

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истица работает в должности <данные изъяты>.

В период работы истице предоставлялся отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также предоставлялись отпуска по уходу за ребенком: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. Однако ДД.ММ.ГГГГ Комиссия УПФ РФ (ГУ) в Железнодорожном районе г.Ульяновска отказала ей в установлении досрочной пенсии, засчитав в специальный трудовой стаж следующие периоды:

в льготном исчислении ( 1 год за 1 год 6 месяцев):

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 15 лет 06 месяцев 06 дней в качестве <данные изъяты>;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 8 месяцев 8 дней в качестве <данные изъяты>;

в календарном исчислении (1 год за 1 год):

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 4 месяца 14 дней в качестве <данные изъяты>;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2 года в качестве <данные изъяты>;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 8 лет 9 месяцев 9дней в качестве <данные изъяты>.

Комиссией не были засчитаны в специальный трудовой стаж в календарном и в льготном исчислении следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 год 3 месяца 8 дней в качестве <данные изъяты> в период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 9 месяцев 12 дней в качестве <данные изъяты> в период отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет.

Всего ответчиком включено в специальный стаж истицы с учетом вышеуказанных периодов на момент обращения - 28 лет 5 месяцев 12 дней.

Судом исследованы доказательства, подтверждающие периоды работы истицы на должностях, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, а также доказательства, свидетельствующие о нахождении истицы в спорные периоды в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком.

Так, согласно сведениям из трудовой книжки, Гимаева с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты> С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности палатной <данные изъяты>

В соответствии со свидетельством о рождении ДД.ММ.ГГГГ у Гимаевой родился сын В..

Из материалов отказного пенсионного дела Гимаевой следует, что заявление о назначении пенсии было подано ею ответчику ДД.ММ.ГГГГ. В пенсионном деле содержатся сведения, в том числе, лицевые счета индивидуального (персонифицированного) учета, льготно-уточняющие справки, подтверждающие периоды работы истицы в должностях, подлежащие включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности, а также сведения о нахождении истицы в отпусках по беременности и родам и уходу за ребенком до достижения возраста полутора и трех лет.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского и не менее 30 лет в городах, в сельской местности и поселках городского либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (далее Правила № 781), периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы.

Кроме того, как следует из разъяснений о порядке применения судами норм пенсионного законодательства при разрешении споров о назначении пенсий, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» (далее Постановление Пленума ВС РФ № 25), при определении права на пенсию медицинским работникам, судам необходимо учитывать, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее Постановление № 1066).

В соответствии с п.3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 (утратил силу в связи с принятием Списка и Правил № 781).

Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 установлено, что среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.

Таким образом, время работы истицы до 01.11.1999 подлежит зачету в специальный стаж с применением льготного исчисления, поскольку занимаемая истицей должность и учреждение в котором она работала, соответствуют спискам и перечню, подлежащим включению в специальный стаж в льготном исчислении.

Исходя из изложенного, суд считает верным зачет ответчиком в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев) периодов работы истицы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>.

Не вызывает сомнений у суда и правильность зачета ответчиком в специальный стаж периода работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ в календарном порядке, поскольку такой порядок исчисления установлен Постановлением и Правилами .

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

При этом, только до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (далее Закона РФ N 3543-1), статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала возможность включения периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком, в случае назначения ей пенсии на льготных условиях, в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

О данном праве на включение в стаж работы по специальности, в льготном исчислении, периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком, если указанный период имел место до 06.10.1992 г. (времени вступления в силу Закона N3543-1) сказано и в Постановлении Пленума ВС РФ № 25.

В связи с изложенным ответчиком верно не включены в специальный стаж истицы периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5 и 3-х лет.

Однако, суд считает не основанным на законе порядок зачисления в календарном порядке периода нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в порядке, определенном пунктом 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N 13-6, листок нетрудоспособности.

В соответствии с п. 5 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Следовательно, в период нахождения в отпуске по беременности и родам истица была временно нетрудоспособна, получала пособие по государственному социальному страхованию, что является гарантией продолжения трудовых отношений, которые в указанный период носили льготный характер.

В связи с изложенным, период нахождения истицы в отпуске по беременности и родам подлежит включению в специальный стаж не в календарном, а в льготном порядке, как и период работы, в течение которого он предоставлялся.

Удовлетворение исковых требований в соответствии со ст. 98 ГПК РФ является основанием для взыскания с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области в пользу Гимаевой Р.Н расходов по оплате государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей. Доводы представителя ответчика о том, что с органов пенсионного фонда не подлежит взысканию государственная пошлина, не основаны на законе.

Руководствуясь ст. ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Гимаевой Р.Н к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, взыскании судебных расходов, удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области включить Гимаевой Р.Н в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, период её нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении, из расчета 1 год за 1 год 6 месяцев.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области в пользу Гимаевой Р.Н расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> (двести) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.Г.Буделеев