Решение по иску о включении периода работы в специальный трудовой стаж и назначении трудовой пенсии



Дело №2-253/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30.01.2012 г. г.Ульяновск

Железнодорожный районный суд г.Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Котельникова А.Г.,

при секретаре Айбесевой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матвеева В.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области о включении периода работы в специальный трудовой стаж и назначении трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

Матвеев В.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области (далее – УПФ РФ в Железнодорожном районе) о включении периода работы в специальный трудовой стаж и назначении пенсии, в обоснование указав, что в связи с достижением возраста 55 лет он ДД.ММ.ГГГГ. обратился в УПФ РФ в Железнодорожном районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как имеющий стаж работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеющий страховой стаж в гражданской авиации не менее 20 лет. Однако решением комиссии УПФ РФ в Железнодорожном районе ему было отказано в назначении пенсии, так как было отказано во включении в его специальный трудовой стаж периода его работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Он не согласен с данным решением УПФ РФ в Железнодорожном районе, в связи с чем просит суд обязать УПФ РФ в Железнодорожном районе включить данный период его работы в специальный трудовой стаж и назначить ему досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ с учетом указанного периода работы.

В судебном заседании истец Матвеев В.А. свой иск поддержал, приведя в обоснование доводы, аналогичные изложенным в иске, дополнительно пояснив, что за весь период работы в Ульяновском объединенном авиаотряде Приволжского управления гражданской авиации, переименованном в АО Авиакомпания «Симбирск-АЭРО», он работал в должности <данные изъяты> в течение полного рабочего дня и другие виды работ (не относящиеся к его профессии) не выполнял. Его работа заключалась <данные изъяты>. Работали под открытым небом, т.к. ангаров и специальных помещений для самолетов у них не было. Режим работы – 12 часов днем, 12 часов ночью, двое суток дома. Работал без простоев, напротив - нагрузка была очень интенсивной, за смену приходилось обслуживать до 30 самолетов, как принадлежащих их авиакомпании, так и транзитных. В 2001 году он снова устроился на ту же работу – <данные изъяты>, где работает до настоящего времени. При этом и рабочее место, и должностные обязанности его по сравнению в работой в Ульяновском объединенном авиаотряде Приволжского управления гражданской авиации и в АО Авиакомпания «Симбирск-АЭРО» никак не изменились.

Представитель ответчика УПФ РФ в Железнодорожном районе – Бурлак С.В. в судебном заседании с иском Матвеева В.А. не согласилась и пояснила, что согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного Закона (мужчинам по достижении возраста 55 лет), если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет. Истцу было обоснованно отказано во включении в специальный трудовой стаж периода его работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., поскольку истцом не представлены документы, подтверждающие занятость его на данной работе в течение полного рабочего дня, в то время как в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.27 и ст.28 Закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516 и разъяснением Минтруда РФ от 22.05.1996г. №5, в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, выполняемой в течение полного рабочего дня (под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях руда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени), а согласно Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002г. №555, льготный характер работы может подтверждаться только документально. Согласно пункту 13 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденного постановлением Пенсионного Фонда РФ от 27.02.2002г. №19па, в подтверждение права на трудовую пенсию принимаются только подлинные документы о страховом стаже или копии других документов, предусмотренных настоящим Перечнем, содержащие достоверные сведения и выжданные компетентными органами или должностными лицами. Представленная Матвеевым В.А. справка № от ДД.ММ.ГГГГ выданная ЗАО «Аэропорт Ульяновск», не может быть принята для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, так как выдана не работодателем, а ЗАО «Аэропорт Ульяновск» не является правопреемником АО Авиакомпания «Симбирск-АЭРО». Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.04.1997г. АО Авиакомпания «Симбирск-АЭРО» признана банкротом, конкурсное производство завершено 10.08.2000г. по определению Арбитражного суда Ульяновской области от 20.07.000г. В настоящее время ЗАО «Аэропорт Ульяновск» также прекратило свою деятельность в связи с банкротством. Архивная справка № от ДД.ММ.ГГГГ выданная ОГОУ «Государственный архив Ульяновской области», не подтверждает занятость Матвеева В.А. на работе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в течение полного рабочего времени. Таким образом, истец не представил необходимые документы, подтверждающие льготный характер работы.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заслушав показания свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ Матвеев В.А., ДД.ММ.ГГГГ. рождения, обратился в УПФ РФ по Железнодорожному району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Железнодорожном районе Матвееву В.А. было отказано во включении в специальный трудовой стаж периода его работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем в специальный трудовой стаж истца по п.п.15 п.1 ст.27 вышеуказанного Закона ответчиком были включены следующие периоды работы Матвеева В.А.: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>.

Таким образом, по подсчету УПФ РФ в Железнодорожном районе продолжительность специального трудового стажа в гражданской авиации Матвеева В.А. составила 10 лет 3 месяца 24 дня.

Однако истец не согласен с тем, что ему в специальный трудовой стаж не был включен вышеуказанный период его работы в Ульяновском объединенном авиаотряде Приволжского управления гражданской авиации, переименованном в АО Авиакомпания «Симбирск-АЭРО», и просит суд обязать ответчика не только включить этот период в специальный трудовой стаж, но и назначить ему пенсию с учетом данного периода работы.

По мнению суда, эти требования Матвеева В.А. являются законными и обоснованными.

Согласно подпункту 15 пункта 1 ст.27 Закона РФ №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного ст.7 Закона возраста (60 лет для мужчин) мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.

В Списке должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991г. №459, указана должность: «Инженеры всех наименований». При этом говорится, что право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

Ответчик не оспаривает того факта, что и наименование должности, и наименование предприятия, в котором работал истец, подпадают под действие вышеуказанного Списка. Возражения УПФ РФ по Железнодорожному району сводятся только к тому, что Матвеев В.А. не представил доказательств работы в указанной должности на указанном предприятии в течение полного рабочего дня.

В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

В материалах пенсионного дела Матвеева В.А. имеется представленная им справка № от ДД.ММ.ГГГГ выданная ЗАО «Аэропорт Ульяновск», в которой указано, что Матвеев В.А. работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на должностях <данные изъяты>, и что данная работа согласно Постановлению СМ РСФСР №459 от 04.09.1991г. дает право на пенсию по выслуге лет, т.к. в указанных должностях он был непосредственно занят полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому аэродромному обслуживанию воздушных судов в аэродромных условиях.

Данная справка действительно выдана организацией, не являвшейся работодателем истца, однако она подписана и.о. генерального директора ЗАО «Аэропорт Ульяновск» <данные изъяты> который по словам истца и свидетелей ранее исполнял обязанности генерального директора АО Авиакомпания «Симбирск-АЭРО», то есть как руководитель данного предприятия был знаком с характером работы Матвеева В.А., и мог указать данные сведения в указанной справке.

Учитывая, что АООТ АК «Симбирск-АЭРО» в настоящее время уже не существует (ликвидировано в 2000г.), а документы данного предприятия в архив не переданы, Матвеев В.А. по объективным, не зависящим от него причинам, не может получить у работодателя надлежащим образом оформленную льготно-уточняющую справку. Поэтому суд при разрешении данного спора принимает во внимание иные доказательства, подтверждающие факт работы истца в должностях <данные изъяты> в течение полного рабочего дня.

По мнению суда, истец и без представления надлежащим образом оформленной льготно-уточняющей справки представил в суд достаточно других доказательств, свидетельствующих о том, что он работал в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в течение полного рабочего дня.

Так допрошенные в качестве свидетелей <данные изъяты> показали, что они работали вместе с Матвеевым В.А. в Ульяновском объединенном авиаотряде Приволжского управления гражданской авиации, переименованном в АО Авиакомпания «Симбирск-АЭРО» на протяжении всего периода работы истца на данном предприятии. За все время работы на этом предприятии истец выполнял работу только <данные изъяты>, и к другой работе не привлекался. Работал истец всегда в течение полного рабочего дня. Работа истца заключалась в техническом обслуживании воздушных судов на аэродроме. Работали всегда под открытым небом, т.к. ангаров и специальных помещений для самолетов у них не было (как нет и сейчас). Режим работы – 12 часов днем, 12 часов ночью, двое суток дома. За весь указанный период простоев у них не было, напротив – в то время нагрузка была очень интенсивной, самолеты летали часто, и за смену приходилось обслуживать до 30 самолетов, как принадлежащих их авиакомпании, так и транзитных. Такую же работу Матвеев А.В. стал затем выполнять в 2001г., когда устроился на работу <данные изъяты>.

Не доверять показаниям данных свидетелей у суда оснований не имеется. Факт совместной работы данных свидетелей вместе с истцом в Ульяновском объединенном авиаотряде Приволжского управления гражданской авиации, переименованном в АО Авиакомпания «Симбирск-АЭРО», а также в настоящее время в ОАО «Аэропорт Ульяновск», подтверждается трудовыми книжками свидетелей.

Довод представителя ответчика о том, что льготный характер работы истца может быть подтвержден только документально, а не свидетельскими показаниями, не может быть принят судом во внимание, так как в данном случае свидетельскими показаниями подтверждается не льготный характер работы Матвеева В.А. (что как раз ответчик и не оспаривает), а только тот факт, что истец работал на своей должности в течении полного рабочего дня.

Кроме показаний вышеуказанных свидетелей, факт работы Матвеева В.А. в должности <данные изъяты> в течение полного рабочего дня также подтверждается и другими доказательствами:

– копией трудовой книжки Матвеева В.А., в которой имеются записи о его работе в должностях <данные изъяты> в спорный период времени;

- архивной справкой ОГУ ГАУО о приеме на работу Матвеева В.А. на должность <данные изъяты>

- архивной справкой ОГУ ГАУО в отношении создания Ульяновского объединенного авиаотряда, преобразованию его в АООТ Авиакомпания «Симбирск-АЭРО», и ликвидации данного общества;

- расчетными листами по заработной плате Матвеева В.А. за 1990-1997 годы, из которых видно, что за указанный период работы истец получал зарплату за полный рабочий день, а также доплаты за работу в ночные и праздничные дни, и доплату за вредные условия труда;

- наблюдательным делом ОГУП «Аэропорт Ульяновск-Центральный» из УПФ РФ по Засвияжскому району г.Ульяновска, в котором имеются Перечни должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в которых указана, в том числе, и должность <данные изъяты>;

- материалами пенсионного дела Матвеева В.А.

Со своей стороны ответчик не представил суду каких-либо доказательств того, что Матвеев В.А. работал в спорный период времени в указанных должностях неполный рабочий день.

В связи с вышеизложенным суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что период работы Матвеева В.А. в Ульяновском объединенном авиаотряде Приволжского управления гражданской авиации, переименованном в АО Авиакомпания «Симбирск-АЭРО» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть засчитан в его специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости по п.п.15 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Закрепленное в статье 22 Всеобщей декларации прав человека от 1948г. право каждого члена общества на социальное обеспечение гарантируется в РФ каждому гражданину Конституцией РФ (ст.39). В соответствии со статьей 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

При таких обстоятельствах, отказ Управления Пенсионного фонда включить вышеуказанный период работы истца в его специальный трудовой стаж нельзя признать законным и обоснованным, так как он нарушает гарантированное Конституцией РФ право истца на пенсионное обеспечение.

Таким образом, спорный период работы Матвеева В.А. подлежит включению в его специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Принимая во внимание, что с учетом данного незасчитанного ответчиком периода работы истца его специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на момент обращения Матвеева В.А. в УПФ РФ по Железнодорожному району (02.09.2011г.) превышал 25 лет, и Матвееву В.А. на тот момент уже исполнилось 55 лет, истец имеет законное право на назначение пенсии с указанной даты, т.е. с 02.09.2011г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Матвеева Владимира Алексеевича удовлетворить:

- обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области включить Матвееву В.А. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.15 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период его работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.;

- обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области назначить с 02.09.2011г. Матвееву В.А. досрочную трудовую пенсию по старости по п.п.15 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом вышеуказанного периода работы.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Котельников А.Г.