Решение по иску о компенсации морального вреда



Дело № 2 – 473/12

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

22 марта 2012 года г.Ульяновск

Железнодорожный районный суд г.Ульяновска

в составе председательствующего судьи Черлановой Е.С.

при секретаре Албутовой А.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Угарина В.И. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», начальнику спецотдела ФКУ СИЗО-1 Балыковой Л.Н. о компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ

Угарин В.И. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее - ФКУ СИЗО-1), начальнику спецотдела ФКУ СИЗО-1 Балыковой Л.Н. о компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>.

В исковом заявлении, дополнении к исковому заявлению указал, что ДД.ММ.ГГГГ им из ФКУ СИЗО-1 была отправлена надзорная жалоба и приложенные к ней судебные документы по его уголовному делу в Верховный Суд РФ под исходящим номером . ДД.ММ.ГГГГ он получил ответ из Верховного Суда РФ о том, что по учетным данным Верховного суда РФ его надзорная жалоба и приложенные к ней судебные документы от ДД.ММ.ГГГГ под номером поступившими не значатся. Он обращался в Железнодорожный районный суд г.Ульяновска с исковым заявлением к сотрудникам ОПС ФГУП «Почта России» о взыскании компенсации в сумме <данные изъяты> за утерю важных судебных документов. ДД.ММ.ГГГГ решением суда в удовлетворении иска ему было отказано в связи с непричастностью и отсутствия ответственности ОПС ФГУП «Почта России» за доставку документов адресату простой корреспонденцией.

Считает, что в результате неправомерных действий ФКУ СИЗО-1 и начальника спецотдела ФКУ СИЗО-1 он был лишен важных судебных документов и доступа к рассмотрению его жалобы Верховным Судом РФ. Ссылка сотрудников спецотдела на пункт 120 приказа № 94 от 23.06.2005 г. «Об утверждении Инструкции о работе отделов (групп) специального учета СИМЗО и тюрем ФСИН России» не является основанием для снятия ответственности, так как им была направлена не только жалоба, а прилагались к ней судебные решения, постановления, кассационные определения, приговор суда. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у него отсутствовали денежные средства на лицевом счете, поэтому его документы должны были отправляться спец.почтой за счет бюджета РФ. После получения ответа из Верховного Суда РФ он испытал сильные переживания, приведшие к ухудшению здоровья и к болезни <данные изъяты>. Он неоднократно обращался за медицинской помощью к врачу-терапевту <данные изъяты>.

В судебном заседании Угарин В.И. не присутствовал, находится в местах лишения свободы. О дне и времени судебного заседания был извещен, право вести свои дела в суде через представителя ему было разъяснено.

В судебном заседании представитель ФКУ СИЗО-1 – Рабани Д.Г. иск не признал, пояснив, что в связи с тем, что на лицевом счете истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствовали денежные средства, надзорная жалоба истца от ДД.ММ.ГГГГ была отправлена в адрес Верховного Суда РФ за счет ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес>.

Ответчик ФИО1, являющаяся начальником отдела специального учета ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области иск не признала, пояснив, что в согласно пункту 120 Инструкции о работе отделов (групп) специального учета следственных изоляторов и тюрем ФСИН России, утвержденной приказом Минюста от 23.06.2005 г. № 94-дсп, предложения, заявления и жалобы подозреваемых, обвиняемых и осужденных направляются простой почтой. Требований отправлять указанные документы заказной почтой законом не предусмотрено. Жалобы и документы осужденного лица могут быть отправлены заказной почтой только по решению начальника учреждения, принятому по заявлению осужденного, и за его личный счет. Сотрудники спецотдела действовали в соответствии с требованием законодательства, и вред истцу не причиняли.

Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

В соответствии со ст. ст. 151, 1100 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Статья 150 ГК РФ к нематериальным благам относит жизнь и здоровье, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и другие неподдающиеся денежной оценке блага.

По делу установлено, что Угарин В.И. осужден к лишению свободы, и ДД.ММ.ГГГГ прибыл в распоряжение ФКУ СИЗО-1 России по Ульяновской области из ФБУ ИК-3 УФСИН России по Республике Чувашии.

ДД.ММ.ГГГГ Угарин В.И. передал в спецотдел ФКУ СИЗО-1 России по Ульяновской области надзорную жалобу, адресованную в Верховный Суд РФ, и приложения к ней (постановления и приговор суда). Данная надзорная жалоба была зарегистрирована сотрудником спецотдела в «Журнале регистрации и учета заявлений, жалоб и ходатайств подозреваемых, обвиняемых, осужденных» под номером , и ДД.ММ.ГГГГ была направлена простой почтой в Верховный Суд РФ, о чем свидетельствует сопроводительное письмо и отметка в «Журнале рассылки документов». В этот же день ДД.ММ.ГГГГ Угарину В.И. было объявлено под расписку о направления его жалобы с приложенными документами в Верховный Суд РФ, о чем также свидетельствует подпись Угарина В.И. на сопроводительном письме.

ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника ФКУ СИЗО-1 для объявления Угарину В.И. из Верховного Суда РФ поступило сообщение о том, что жалоба, направленная ДД.ММ.ГГГГ за , по учетным данным Верховного Суда РФ не поступившей значится.

Полагая, что надзорная жалоба не значится поступившей в Верховный Суд РФ в результате неправомерных действий сотрудников ФКУ СИЗО-1 России по Ульяновской области и начальника спецотдела ФКУ СИЗО-1, Угарин В.И. обратился в суд с настоящим иском.

В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 4 ст. 12).

Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189, установлено, что подозреваемым и обвиняемым разрешается отправлять и получать телеграммы и письма без ограничения их количества (п. 80).

Отправление и получение подозреваемыми и обвиняемыми телеграмм и писем осуществляется за их счет через администрацию СИЗО. Переписка подозреваемых и обвиняемых подвергается цензуре (п. 81).

Почтовые принадлежности (конверты, марки, бланки телеграмм) подозреваемые и обвиняемые приобретают в магазине (ларьке) СИЗО (п. 82).

Письма и заполненные бланки телеграмм от подозреваемых и обвиняемых принимаются представителем администрации ежедневно. Письма принимаются только в незапечатанных конвертах с указанием на них фамилии, имени, отчества отправителя и почтового адреса СИЗО. К заполненному бланку телеграммы прилагается заявление на имя начальника СИЗО либо лица, его замещающего, с просьбой снять деньги с лицевого счета подозреваемого или обвиняемого для оплаты телеграммы. Заявление сдается представителю администрации вместе с денежной квитанцией (п. 83).

Работник финансовой части проверяет наличие денег на лицевом счете подозреваемого или обвиняемого, изъявившего желание отправить телеграмму, и снимает с его счета необходимую сумму с учетом стоимости почтового отправления (п. 84).

После отправления телеграммы подозреваемому или обвиняемому вручается почтовая квитанция, а при наличии денег на лицевом счете ему возвращается денежная квитанция с соответствующей отметкой. Если остатка нет, денежная квитанция приобщается к заявлению. Заявление подозреваемого или обвиняемого, отправившего телеграмму, с распиской в получении почтовой квитанции приобщается к личному делу.

Аналогичный порядок действует при отправлении заказных и ценных писем, а также денежных переводов подозреваемых и обвиняемых (п. 85).

Вся корреспонденция подозреваемых и обвиняемых подлежит регистрации в специальном журнале с указанием даты ее поступления и отправления (п. 89).

Представители администрации ежедневно обходят камеры и принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном, так и в устном виде. Все поступившие предложения, заявления и жалобы регистрируются в Журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных (приложение N 5) (п. 91).

Предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за СИЗО, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, в Европейский суд по правам человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете (п. 94).

Оплата расходов по пересылке предложений, заявлений и жалоб, за исключением кассационных жалоб и жалоб, перечисленных в пункте 94 настоящих Правил, производится за счет отправителя. При отсутствии у подозреваемого или обвиняемого денег на лицевом счете расходы производятся за счет СИЗО (за исключением телеграмм) (п. 98).

В соответствии с пунктом 120 Инструкции о работе отделов (групп) специального учета следственных изоляторов и тюрем ФСИН России, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 23 июня 2005 г. N 94-дсп, предложения, заявления и жалобы подозреваемых, обвиняемых и осужденных направляются в соответствующие адреса простой почтой. Секретной почтой направляются только предложения, заявления и жалобы, содержащие сведения секретного характера.

Таким образом, надзорная жалоба Угарина В.И., адресованная в Верховный Суд РФ, в силу вышеуказанных нормативных актов, подлежала направлению за счет ФКУ СИЗО-1 простой почтой. Данная надзорная жалоба ввиду приложения к ней судебных документов могла быть направлена заказной корреспонденцией только за счет Угарина В.И. и по его заявлению о снятии с его лицевого счета денежных средств.

Как было установлено судом, заявлений от Угарина В.И. о направлении его надзорной жалобы и приложенных к ней судебных документов заказным письмом за его счет в администрацию ФКУ СИЗО-1 и в спецотдел не поступало. Следовательно, доводы Угарина В.И. о том, что сотрудники ФКУ СИЗО-1 неправомерно отправили его документы простой почтой, являются несостоятельными.

Доводы Угарина В.И. о том, что у него отсутствовали денежные средства на лицевом счете, поэтому его документы должны были отправляться спец.почтой за счет бюджета РФ, противоречат закону.

Доводы Угарина В.И. о том, что действия ответчиков привели к ухудшению его здоровья и к болезни <данные изъяты>, оцениваются судом критически, так как согласно медицинской документации Угарина В.И., предоставленной медицинской частью ФКУ СИЗО-1, болезнь <данные изъяты> возникла у Угарина В.И. задолго до поступления в ФКУ СИЗО-1. Доказательств ухудшения состояния здоровья Угарина В.И. в его медицинской карте не имеется.

Действия сотрудников ФКУ СИЗО-1 соответствовали требованиям действующего законодательства, оснований для признания их действий незаконными не имеется.

Начальник спецотдела ФКУ СИЗО-1 Балыкова Л.Н. является должностным лицом учреждения и лично корреспонденцию Угарина В.И. не отправляла, каких-либо действий, причинивших вред здоровью Угарина В.И., не осуществляла.

При таких обстоятельствах, исковые требования Угарина В.И. к ФКУ СИЗО-1 и к начальнику спецотдела ФКУ СИЗО-1 о компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Отказать в удовлетворении исковых требований Угарина В.И. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», начальнику спецотдела ФКУ СИЗО-1 Балыковой Л.Н. о компенсации морального вреда в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Ульяновска путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца.

Судья: Е.С.Черланова