Решение по иску о предоставлении компенсаций расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг



Дело № 2-435/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 апреля 2012 год город Ульяновск

Железнодорожный районный суд города Ульяновска в составе председательствующего судьи Кизирбозунц Т.Т.,

при секретаре Егоровой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горяновой Н.И. к Ульяновскому филиалу Общества с ограниченной ответственностью «Региональный информационный центр», Открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Железнодорожного района», Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску о предоставлении компенсаций расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг,

У С Т А Н О В И Л:

Горянова Н.И. обратилась в суд с уточненными в ходе судебного заседания исковыми требованиями к Ульяновскому филиалу Общества с ограниченной ответственностью «Региональный информационный центр», Открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Железнодорожного района», Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску о предоставлении компенсаций расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг. В обоснование требований указала, что ей была установлена инвалидность с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Все свои льготы она признавала в судебном порядке. Её обращение ДД.ММ.ГГГГ к ответчику о предоставлении ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг было оставлено без удовлетворения. Просила признать за ней право на получение ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску выплатить ей ежемесячную денежную компенсацию за указанный период.

В судебном заседании истица Горянова Н.И. на требованиях настаивала в полном объеме, поддержав доводы, изложенные в иске. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ обращалась Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску ( или кабинет) где ей пояснили, что за льготами необходимо обращаться после оформления инвалидности. Примерно через десять дней она вновь обратилась со справкой об инвалидности. Однако документы у неё так и не приняли, потребовали дополнительные справки. В ДД.ММ.ГГГГ году истица обратилась в Железнодорожный районный суд города Ульяновска, где за ней признали право на получение пенсии инвалидности за оспариваемый период.

Представитель Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску Абитова З.Ф. в судебном заседании исковые требования не признавала по следующим основаниям. Истица получила <данные изъяты> группу инвалидности по общему заболеванию ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Повторно инвалидность ей была установлена ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ. В Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску Горянова Н.И. обратилась с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг ДД.ММ.ГГГГ ей была назначена указанная выплата с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Задолженности по выплатам не имеется. Прием заявлений с приложением всех необходимых документов осуществляет Ульяновское областное государственное казённое учреждение социальной защиты населения в городе Ульяновске и передает в Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску. Согласно пунктам 2, 2.4 Постановления Правительства Ульяновской области № 405-П Об утверждении Порядка предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, включенных в федеральный регистр в Ульяновской области ежемесячная денежная компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг предоставляется только на заявительной основе, при представлении необходимых документов, а именно: заявления о назначении ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг с указанием состава семьи и способа перечисления (доставки) ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ: на счет в кредитной организации либо через организации Федеральной почтовой связи, документов, удостоверяющих личность получателя и членов его семьи, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг (паспорт, свидетельство о рождении ребенка и иные документы, удостоверяющие личность); документов, подтверждающих право получателя на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг (удостоверения, справки, свидетельства); справки, выданной должностными лицами, ответственными за регистрацию в жилых помещениях государственного, муниципального и частного жилищного фондов, содержащей сведения о лицах, зарегистрированных совместно с получателем по месту его жительства (пребывания), или выписки из домовой книги. Выплата предшествующей дате подачи заявления, законодательством не предусмотрена. Просила в иске отказать.

Представитель ответчика Ульяновского филиала Общества с ограниченной ответственностью «Региональный информационный центр» Гранькова Н.В. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. В отзыве на исковое заявление указано, что ООО «РИЦ» расчеты льгот единой денежной компенсации не производит, а только предоставляет в расчетную организацию начисления за жилищно-коммунальные услуги. Горянова Н.И. пользуется мерами социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика Открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» в суд не явился, надлежаще извещался.

Представитель привлеченного судом в качестве третьего лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе города Ульяновска Ульяновской области также в судебное заседание не явился, причины неявки суду не известны.

Выслушав лиц участвовавших в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы гражданского дела Железнодорожного районного суда города Ульяновска, суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.

Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 15 ноября 1995 года (с изменениями от 30 ноября 2011 года) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно статье 2 указанного Закона, социальная защита инвалидов это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Статьей 28.2 выше поименного Закона определен порядок передачи Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 09 декабря 2009 года № 405-П утвержден Порядок предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, включенных в федеральный регистр, в Ульяновской области.

В силу пункта 1.6 указанного Порядка Ежемесячная денежная компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг назначается получателю на срок, в течение которого он относится к категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в пункте 1.1 настоящего Порядка, в точности Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Материалами дела установлено, что Горяновой Н.И. первично установлена инвалидность <данные изъяты> группы с ДД.ММ.ГГГГ в филиале-бюро ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» по общему заболеванию. Инвалидность установлена сроком до ДД.ММ.ГГГГ. При повторном освидетельствовании ДД.ММ.ГГГГ Горяновой Н.И. установлена инвалидность <данные изъяты> группы до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

Из сообщения от ДД.ММ.ГГГГ Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Горяновой Н.И. предоставляется ежемесячная денежная компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг как инвалиду <данные изъяты> группы по общему заболеванию, согласно её заявления (л.д. ).

Из гражданского дела Железнодорожного районного суда города Ульяновска усматривается, что Горянова Н.И. обращалась с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Железнодорожном районе города Ульяновска о назначении и выплате социальной пенсии. Кассационным определением Ульяновского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ её требования удовлетворены частично, суд обязал вышеуказанное государственное учреждение назначить и выплатить Горяновой Н.И. социальную пенсию по инвалидности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В определении Верховного суда Российской Федерации от 11 января 2012 года N 12-Г11-9 указано, что Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с изменением полномочий субъектов Российской Федерации, а также переходом от натуральной формы предоставления льгот на денежную компенсацию внесены изменения в выше федеральное законодательство, регламентирующее вопросы предоставления мер социальной поддержки в частности и инвалидам.

Между тем право указанной категории граждан на получение мер социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов жилой площади и коммунальных услуг (для инвалидов - скидка не ниже 50 процентов) было сохранено (абзац 13 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Как видно из положений пункта 15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, для получения льготы необходимо предъявление справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.

Верховным судом Российской федерации в указанном определении сделан вывод о том, что право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является непосредственно действующим. Иных требований к составу документов, необходимых для реализации права на получение мер социальной поддержки, и к периодичности их предоставления федеральное законодательство не содержит.

Статья 7 Конституции Российской Федерации, провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на обеспечение государственной поддержки инвалидов и пожилых граждан, на развитие системы социальных служб, установление пособий и иных гарантий социальной защиты. Предоставление мер социальной поддержки определенной категории граждан является публично-правовой обязанностью органов государственной власти, заключающейся в установлении такого порядка их реализации, который обеспечивал бы социально незащищенным гражданам получение законных льгот в полном объеме без возложения дополнительных обязанностей и введения каких-либо ухудшающих их положение условий, способных создать препятствия для реализации социальных прав.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, проанализировав вышеприведенные нормы Закона, суд пришел к выводу о том, что исковые требования Горяновой Н.И. подлежат удовлетворению. Установлено, что Горянова Н.И. являлась инвалидом с ДД.ММ.ГГГГ, решением суда на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) возложена обязанность по начислению ей социальной пенсии по инвалидности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, истица имеет право на получение социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Ульяновской области, в частности по данному требованию – на ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Доводы представителя ответчика о том, что предоставление такой компенсации носит заявительный характер с предоставлением ряда документов, её начисление и выплата за прошедший период не Законом не предусмотрена, не может быть принят судом. Горянова Н.И. указывала, что обращалась к ответчику за предоставлением ежемесячной компенсации, представляла справку об инвалидности, но в виду отсутствия других необходимых документов, ей в этом было отказано. Доказательств обратного не представлено.

Таким образом, требования Горяновой Н.И. к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску подлежат удовлетворению.

Что касается её требований к Ульяновскому филиалу Общества с ограниченной ответственностью «Региональный информационный центр», Открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Железнодорожного района», то они подлежат оставлению без удовлетворения, поскольку в силу пункта 5.1 Порядка предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан - главным распорядителем средств, направляемых на выплату ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг - является уполномоченный орган. Указанные ответчики таким органом не являются.

При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, в пределах заявленных требований.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса по представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

Руководствуясь статьями 12, 56, 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

           Исковые требования Горяновой Н.И. удовлетворить частично.

Признать за Горяновой Н.И. право на получение ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску выплатить Горяновой Н.И. ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилищно-коммунальных услуг за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Исковые требования к Ульяновскому филиалу Общества с ограниченной ответственностью «Региональный информационный центр», Открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» отставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Кизирбозунц Т.Т.