Решение по иску о передаче в аренду земельных участков, возложении обязанности снять земельные участки с кадастрового учета



Дело № 2-417/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

03 апреля 2012 года г. Ульяновск

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Зобовой Л.В.,

при секретаре Володиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краснеевой Л.Ю. к Администрации города Ульяновска о признании недействительными постановлений мэра г. Ульяновска и договоров о передаче в аренду земельных участков, возложении обязанности снять земельные участки с кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ:

Краснеева Л.Ю. обратилась в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска с иском к Администрации города Ульяновска о признании недействительными постановлений мэра г. Ульяновска и договоров о передаче в аренду земельных участков, возложении обязанности снять земельные участки с кадастрового учета. Свои требования мотивировала тем, что она на основании свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ является собственницей земельного участка площадью <данные изъяты> в <адрес>. Указанный земельный участок предоставлен решением малого совета <данные изъяты> сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер . Право собственности Краснеевой Л.Ю. на земельный участок подтверждается справкой, предоставленной администрацией Железнодорожного района г.Ульяновска. Весной ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, принадлежащий ей на праве собственности был завезен строительный материал и начато строительство. По указанному факту она обратилась в КУГИЗ мэрии г. Ульяновска и после проведения обследования было установлено, что произошло наложение принадлежащего ей на праве собственности земельного участка и земельного участка переданного в аренду Р*** Краснеева Л.Ю. обратилась в ФБУ «Кадастровая палата» по Ульяновской области с заявлением о постановке, принадлежащего ей на праве собственности земельного участка на учет в уточненных границах, но получила отказ в регистрации в связи с тем, что границы земельного участка с кадастровым номером пересекают границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> по генплану и земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> по генплану. Указанные земельные участки были предоставлены в аренду, как земли находящиеся в муниципальной собственности. Ссылаясь на ст. 11 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 12, 209 Гражданского кодекса РФ просит признать недействительными постановления мэра г. Ульяновска о передаче в аренду земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, расположенных по адресам: <адрес> по генплану и <адрес> по генплану, признать недействительными договоры аренды указанных земельных участков, снять земельные участки с кадастрового учета.

В судебном заседании Краснеева Л.Ю. на удовлетворении исковых требований настаивала. Дополнительно пояснила, что она пользуется земельным участком более 18 лет, обрабатывает его. Земельный участок был предоставлен под личное подсобное хозяйство <данные изъяты> сельсоветом в ДД.ММ.ГГГГ. Предоставление земельных участков проводилась сельской администрацией. Спорный земельный участок находился за территорией села <адрес> на месте снесенной кузницы. При предоставлении участков происходил их замер, ставились колышки. В ДД.ММ.ГГГГ ей для строительства жилого дома был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель Краснеевой Л.Ю. – Архипова О.В. на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что факт пользования земельным участком, расположенным по адресу: <адрес> ФИО2 подтверждается материалами межевания границ земельных участков, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес> Из заключения судебной экспертизы следует, что земельный участок, предоставленный в собственность Краснеевой Л.Ю. налагается на земельные участки, предоставленные по договорам аренды Щигрину В.Л., Лаптеву А.А. Действительно, право собственности Краснеевой Л.Ю. на спорный земельный участок не зарегистрировано в УФГСРКиК по Ульяновской области, но в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" свидетельства, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Спорному земельному участку не присвоен какой-либо адрес, так как адрес присваивается только строениям. Кадастровый номер земельному участку Краснеевой Л.Ю. присвоен в ДД.ММ.ГГГГ, земельным участкам, предоставленным в аренду кадастровые номера присвоены ранее.

Представитель администрации г. Ульяновска, КАиГ администрации г. Ульяновска Трифонова О.В. просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Дополнительно пояснила, что фактическое пользование Краснеевой Л.Ю. земельным участком, расположенным по адресу: <адрес> не свидетельствует о том, что именно данный земельный участок был предоставлен ей в собственность на основании свидетельства о праве собственности на землю, так как в указанном свидетельстве не указан адрес расположения земельного участка. При предоставлении в аренду земельного участка Щигрину В.Л., Лаптеву А.А. были соблюдены все требования, установленные Земельным кодексом РФ, для представления земельных участков. Из свидетельства о праве собственности на землю следует, что земельный участок предоставлялся Краснеевой Л.Ю. из земель сельскохозяйственного назначения, тогда как спорный земельный участок находится на территории населенного пункта.

Представитель КУГИЗ администрации г. Ульяновска Ермаков А.С. просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Дополнительно пояснил, что фактическое пользование Краснеевой Л.Ю. земельным участком, расположенным по адресу: <адрес> не свидетельствует о том, что именно данный земельный участок был предоставлен ей на основании свидетельства о праве собственности на землю, так как в указанном свидетельстве не указан адрес расположения земельного участка. При проведении экспертизы эксперт использовал данные межевого плана, составленного кадастровым инженером Архиповой О.В. с нарушением требований, предъявляемым к межевым планам, геодезическая съемка при проведении экспертизы не проводилась. Из заключения экспертизы следует, что границы земельного участка Краснеевой Л.Ю. определены по фактическому порядку пользования. Каких-либо документов, подтверждающих юридические границы земельного участка, не имеется.

Представитель третьего лица КАиГ администрации г. Ульяновска Кузнецова И.В. просила в удовлетворении исковых требований отказать. Дополнительно пояснила, что из схемы <адрес> следует, что спорный земельный участок находится на территории <адрес>, тогда как Краснеевой Л.Ю. предоставлялся земельный участок в поле. Фактическое занятие земельного участка и пользованием им длительный промежуток времени не свидетельствует о том, что именно спорный земельный участок был предоставлен в собственность истицы.

Представитель третьего лица Министерства строительства Ульяновской области Макарова Э.В. просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Дополнительно пояснила, что Министерством строительства Ульяновской области была проведена проверка по факту предоставления земельных участков в <адрес> г. Ульяновска. В ходе проведения проверки был выявлен только факт несоблюдения сроков предоставления земельных участков в аренду, иных нарушений законодательства выявлено не было. Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером следует, что в нем не указан адрес его места нахождения, не указана категория земель, то есть из представленных документов не возможно сделать вывод о том, в где был предоставлен земельный участок.

Представитель третьего лица ООО «ССК» Старочкина Н.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании поясняла, что она составляла межевые планы на земельные участки с кадастровыми номерами: . При составлении межевых планов она запрашивала сведения из публичной кадастровой карты г. Ульяновска. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в кадастровой карте г. Ульяновска земельного участка с кадастровым номером не имелось. При составлении межевых планов на земельные участки с кадастровыми номерами: она запрашивала сведения на земельный участок , принадлежащий Чебанову В.М., и поставленный на кадастровый учет в установленных границах. Какой-либо информации о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> не имелось.

Третьи лица Лаптев А.А., Щигрин В.Л. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом. Ранее в судебном заседании просили в удовлетворении требований отказать в полном объеме, пояснив, что пользуются земельными участками на основании договоров аренды, заключенных в установленном законом порядке. Строительство жилых домов, на представленных в аренду земельных участках, осуществляется в соответствии с разрешениями на строительство.

Третьи лица Портнова Г.И., Евдонкин Н.Д., Чебанов В.М. в судебное заседание не явились, ранее в судебном заседании поясняли, что Краснеева Л.Ю. пользуется земельным участком по адресу: <адрес> более 20 лет. Указанный земельный участок был предоставлен на основании решения малого совета <данные изъяты> сельского совета в ДД.ММ.ГГГГ

Представитель третьего лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица УФСГРКиК по Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав мате­риалы рассматриваемого дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.

В соответствии со ст. 18 Земельного Кодекса РСФСР к ведению сельских, поселковых Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений подлежит: 1) предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность и аренду в соответствии со ст. 23 настоящего Кодекса; 2) регистрация права собственности на землю, права землепользования, землевладения, договоров на временное пользование и аренду земельных участков, организация ведения земельного кадастра.

Согласно ст. 23 Земельного Кодекса РСФСР сельские, поселковые Советы народных депутатов изымают, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки в пределах черты сельских населенных пунктов, поселков, а также из фонда других земель, переданных в их ведение.

В силу ст. 30 Земельного Кодекса РСФСР граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в собственность или пожизненное наследуемое владение, подают заявление в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков. В заявлении должны быть указаны цель использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение. По поручению Совета народных депутатов местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам в двухнедельный срок готовит необходимые материалы и представляет их на утверждение Совета народных депутатов. Принятое решение (либо выписка из него) о предоставлении земельного участка выдается гражданину в семидневный срок с момента его принятия. При передаче всего земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов является основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю.

Из содержания ст. 31 Земельного Кодекса РСФСР право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждается Советом Министров РСФСР.

Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 № 177 утверждены форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения.

Из п. 2 указанного Постановления следует, что свидетельства о праве собственности на землю могут временно (до момента выдачи государственного акта установленного образца) использоваться для оформления права пожизненного наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей.

Порядок выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей утвержден Инструкций Роскомзема от 09.03.1992.

В соответствии с п. 1.3. Инструкции государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей выдается гражданам, которым предоставляются земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, строительства гаражей, для иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства, а также предпринимательской деятельности.

На основании п. 2.1 Инструкции при составлении государственного акта проводится подбор ранее выданных документов, удостоверяющих право собственности, пользования, владения земельным участком, материалов по изъятию и предоставлению земель, планово - картографических материалов, проектов землеустройства, генеральных планов и проектов планировки и застройки населенных пунктов, геодезических и других данных о границах участка, уточнение данных о наличии посторонних землепользователей, а также сведений об установленных на предоставленной территории режимах использования земель. На основании изучения и анализа подобранных материалов устанавливаются виды и объемы землеустроительных работ, связанных с выдачей государственного акта, необходимость установления или восстановления границ, уточнения площадей земельных угодий. При выдаче государственного акта в порядке перерегистрации прав на землю, с целью уточнения площадей, фактического состояния, полноты, эффективности и целевого использования земель, при необходимости, проводятся контрольные измерения или сличение границ земельного участка в натуре. При наличии споров и отсутствии документов, удостоверяющих право пользования земельным участком, в обязательном порядке производится контрольный обмер и уточнение фактически сложившихся границ используемого земельного участка.

В силу п. 2.3 Инструкции границы земельных участков, установленные утвержденным проектом землеустройства, а также уточненные в порядке перерегистрации прав на земельный участок, переносятся в натуру (на местность) с закреплением их внешних границ межевыми знаками.

Установление и закрепление границ в натуре производится в соответствии с действующими техническими требованиями.

В соответствии с п. 2.4 Инструкции границы земельных участков устанавливаются в натуре (на местности) специалистами комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам или по их поручению организациями, имеющими право на проведение указанных работ, с участием граждан или представителей собственников земли, землевладельцев или землепользователей, за которыми закрепляются земельные участки, и смежных землепользователей. Заинтересованные собственники земли, землевладельцы и землепользователи о предстоящих землеустроительных действиях по установлению границ в натуре извещаются повестками, которые должны быть вручены не позднее чем за два дня. В случае неявки (при своевременном вручении повестки) представителей смежных землепользователей об этом составляется протокол и землеустроительные действия не прекращаются. При определении границ на местности составляется акт их установления (восстановления), в котором дается описание положения границ на местности и делается запись о передаче собственникам земли, землевладельцам и землепользователям межевых знаков под наблюдение за сохранностью и об их ответственности за уничтожение знаков.

В силу п. 2.5 Инструкции после установления и закрепления границ земельного участка на местности или когда границы и размеры землевладения (землепользования) установлены ранее и не являются спорными, комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам вносятся в местную администрацию предложения для принятия решения о выдаче на эти участки государственных актов соответствующей формы.

Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Земельный кодекса РСФСР признан утратившим сил.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 11.1. Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

В соответствии со ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Из содержания ст. 11.3 Земельного кодекса РФ следует, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Из содержания ст. 30 Земельного кодекса РФ следует, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Согласно п. 3 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.

В соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса РФ.

Согласно п. 7 ст. 30 Земельного кодекса РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

В судебном заседании установлено, что постановлением мэра г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ Щигрину В.Л. предоставлен в аренду земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> по генплану под индивидуальное жилищное строительство.

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.

На земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> возведен жилой дом. Право собственности на жилой дом зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением мэра г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ Р*** предоставлен в аренду земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> по генплану под индивидуальное жилищное строительство.

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером . Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Р*** передал Лаптеву А.А. права и обязанности по договору аренды земельного участка расположенного по адресу: <адрес> по генплану. Соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке.

На земельном участке в соответствии с разрешением на строительство возводится жилой дом.

Из свидетельства о праве собственности следует, что Краснеевой Л.Ю. решением малого совета <данные изъяты> сельсовета для личного подсобного хозяйства предоставлен в собственность земельный участок площадью <данные изъяты> из земель сельскохозяйственных угодий – пашни.

Из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Краснеевой Л.Ю. принадлежит на праве собственности земельный участок по адресу: <адрес>, разрешенное использование – для личного подсобного хозяйства, площадь <данные изъяты> В указанном кадастровом паспорте не указана категория земель, адрес земельного участка.

Право собственности Краснеевой Л.Ю. на указанный земельный участок в УФСГРКиК по Ульяновской области не зарегистрировано.

Из заключения судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ следует, что границы земельный участков с кадастровыми номерами: имеют наложение. Причиной наложения земельных участков по генплану с кадастровым номером по генплану с кадастровым номером и земельного участка, переданного в собственность Краснеевой Л.Ю. с кадастровым номером может быть кадастровая ошибка, допущенная в сведениях о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами либо отсутствие сведений о закреплении на местности границ земельного участка, переданного Краснеевой Л.Ю. (отсутствие адреса, геодезических ориентиров). Эксперт определил границы земельного участка площадью <данные изъяты>, переданного Краснеевой Л.Ю. в соответствии со свидетельством о праве собственности (кадастровый номер ), только предположительно.

Из пояснений эксперта Н*** в судебном заседании следует, что при проведении экспертизы установлено фактическое расположение земельного участка Краснеевой Л.Ю. Земельный участок, находящийся в пользовании Краснеевой Л.Ю. по конфигурации совпадает с другими участками, находящимися в собственности жителей <адрес>. Земельные участки, предоставленные в аренду по своей конфигурации выбиваются из общей конфигурации.

Из материалов дела следует, что Чебанову В.М. предоставлялся в собственность земельный участок площадью <данные изъяты>, Портновой Г.И. – <данные изъяты>, Краснеевой Л.Ю. – <данные изъяты>.

Из пояснений истицы, третьих лиц следует, что указанные участки являются смежными, предоставлялись одновременно.

Из пояснений свидетеля Кузнецовой Н.Н. следует, что Краснеевой Л.Ю. был предоставлен в собственность земельный участок под личное подсобное хозяйство. Выделение земельных участков производилось комиссией из трех человек. При этом у членов комиссии были списки в которых были указаны площади земельных участков, предоставляемых в собственность. При выделении земельных участков проводились замеры, вбивались колышки. На земельном участке, выделенном Краснеевой Л.Ю. под личное подсобное хозяйство раньше размещалась кузнеца.

Таким образом, при предоставлении земельных участков в собственность установленном законом порядке жителям <адрес>, земельные участки не могли иметь одинаковую конфигурацию.

Из документов, представленных Краснеевой Л.Ю. в суд, следует, что земельный участок, предоставлен ей в собственность из территории земель сельскохозяйственных назначений, пашни.

Вместе тем, из пояснений, как самой истицы, так и свидетеля следует, что на указанном земельном участке находилась кузнеца, то есть указанные земли не использовались в качестве пашни.

Документов, подтверждающих установление на местности границ земельного участка, предоставленного Краснеевой Л.Ю., суду не представлено.

Сам по себе факт длительного пользования земельным участком, расположенным по адресу: <адрес> не является основанием подтверждающим право собственности на земельный участок по указанному адресу.

Из материалов дела следует, что предоставление в аренду земельных участков Щигрину В.Л., Лаптеву А.А. осуществлялось в соответствии с требованием законодательства.

При постановке на кадастровый учет земельных участков, предоставленных в аренду Щигрину В.Л., Лаптеву А.А. каких-либо нарушений требований Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" выявлено не было.

Таким образом, наложение границ земельных участков с кадастровыми номерами произошло из-за отсутствия сведений о закреплении на местности границ земельного участка, переданного Краснеевой Л.Ю.

При таких обстоятельствах, оснований для признания недействительными постановлений мэра г. Ульяновска и договоров о передаче в аренду земельных участков, возложении обязанности снять земельные участки с кадастрового учета не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Краснеевой Л.Ю. к Администрации города Ульяновска о признании недействительными постановлений мэра г. Ульяновска и договоров о передаче в аренду земельных участков, возложении обязанности снять земельные участки с кадастрового учета отказать в полном объеме.

Взыскать с Краснеевой Л.Ю. в пользу <данные изъяты> <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья Л.В. Зобова