Решение по иску о возмещении морального вреда в результате политических репрессий



Дело №2-659/12 Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

13.04.2012 г. г. Ульяновск

Железнодорожный районный суд г.Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Котельникова А.Г.,

при секретаре Айбесевой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Медведевой Е.П. к Правительству Российской Федерации о возмещении морального вреда в результате политических репрессий,

У С Т А Н О В И Л :

Медведева Е.П. обратилась в суд с иском к Правительству РФ о возмещении морального вреда в результате политических репрессий, в обоснование указав, что ее отец Ш*** <данные изъяты>, был репрессирован по приговору Военного трибунала войск <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по политическим мотивам и приговорен к <данные изъяты> лишения свободы. Реабилитирован прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ В соответствии со статьей 1-1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» и определением Конституционного Суда РФ от 18.04.2001г. №103-О, она как оставшаяся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, репрессированного по политическим мотивам, признана подвергшейся политической репрессии и реабилитирована. Статьи 15 и 17 Конституции РФ устанавливают, что принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы России, а статьи 52 и 53 Конституции РФ гласят, что права потерпевшего от злоупотребления властью охраняются законом, и каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или должностных лиц. Согласно нормам международного права, в частности – решению Европейского Суда по правам человека от ДД.ММ.ГГГГ по делу <данные изъяты> она имеет право на возмещение морального вреда, причиненного ей политическими репрессиями советского периода. Постановлением Конституционного Суда РФ от 26.02.2010г. №4-П установлено, что решения Европейского Суда по правам человека являются основанием для рассмотрения гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам. В связи с чем она просит взыскать с Правительства РФ в свою пользу 160000 руб. – эквивалент 4000 евро.

В судебном заседании Медведева Е.П. свои исковые требования поддержала, приведя в обоснование доводы, аналогичные изложенным в иске, дополнительно пояснив, что ее отец до осуждения работал в <данные изъяты> <данные изъяты>, был освобожден из мест лишения свободы в <данные изъяты> а умер в <данные изъяты> Ее мама умерла в <данные изъяты> Всего у родителей было <данные изъяты> детей, в настоящее время в живых осталось только <данные изъяты>

Представитель ответчика Правительства РФ (в лице Министерства здравоохранения и социального развития РФ) представил в суд отзыв о несогласии с иском Медведевой Е.П. и просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представители соответчиков – Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области и Управления министерства труда и социального развития Ульяновской области по г.Ульяновску представили в суд отзывы о несогласии с иском Медведевой Е.П. и просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу пункта 1 статьи 14 международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19.12.1966г.), части 3 статьи 123 Конституции РФ, статьи 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В судебном заседании установлено, что Медведева Е.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является дочерью Ш***, <данные изъяты>, осужденного по приговору Военного трибунала войск <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по политическим мотивам к <данные изъяты> лишения свободы. Согласно справке о реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ прокуратуры <адрес>, Ш***. был реабилитирован ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес>, и Медведева Е.П. в соответствии со ст.1-1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» как оставшаяся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, необоснованно репрессированного по политическим мотивам, признана подвергшейся политической репрессии и реабилитирована.

В обоснование своих требований к Правительству РФ Медведева Е.П. ссылается на положения Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», определение Конституционного суда РФ от 18.04.2001г. №103-О, а также решение ЕСПЧ от 02.02.2010г. по делу <данные изъяты>

Федеральный закон от 18.10.1991г. №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» был принят с целью реабилитации всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановления их в гражданских правах, устранения иных последствий произвола и обеспечения посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

В соответствии со ст.1.1. указанного Закона (в редакции Федерального закона от 09.02.2003г. N26-ФЗ) подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются: дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.

Согласно ст.12 данного Закона реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и законами субъектов Российской Федерации. Реабилитированным лицам и их наследникам возмещается причиненный в связи с репрессиями материальный вред за счет федерального бюджета.

В соответствии со ст.15 этого же Закона лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, органами социальной защиты населения по месту их жительства на основании документов о реабилитации и о времени нахождения в местах лишения свободы и психиатрических лечебных учреждениях единовременно выплачиваются денежные компенсации из расчета 75 рублей за каждый месяц лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях, но не более 10 000 рублей. Выплата компенсации наследникам не производится, кроме случаев, когда компенсация была начислена, но не получена реабилитированным.

Порядок выплаты вышеуказанных денежных компенсаций устанавливается Положением о порядке выплаты денежной компенсации лицам, реабилитированным в соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.03.1992г. №160.

Однако ни вышеуказанный Федеральный закон от 18.10.1991г. № 1761-1, ни вышеуказанное Постановление Правительства РФ от 16.03.1992г. №160, не содержат положений, предусматривающих выплату компенсации морального вреда лицам, реабилитированным в соответствии с нормами Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», поскольку законодатель использовал в данном Законе специальные публично-правовые механизмы компенсации, которые - в отличие от гражданского законодательства - не предусматривают разграничение форм возмещения материального и морального вреда, о чем не раз указывалось в ряде Определений Конституционного Суда РФ (например - от 27.12.2005г. №527-О, от 17.10.2006г. №397-О, от 15.05.2007г. №383-О-П).

Кроме того, в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994г. N10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", принятого в целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда, говорится, что если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию (как в данном случае), требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы (пункт 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации).

До принятия Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» законодательством СССР или РСФСР не предусматривались какие-либо компенсации морального вреда жертвам политических репрессий.

Иными нормами действующего гражданского законодательства Российской Федерации, регулирующими порядок компенсации морального вреда (в частности – статьями 150-151, 1099-1101 ГК РФ), также не предусмотрено взыскание денежных средств с государства в пользу лиц, подвергшимся политическим репрессиям, в качестве компенсации морального вреда.

Определением Конституционного Суда РФ от 18.04.2001г. №103-О «По жалобе гражданина <данные изъяты> на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 2.1 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» было установлено, что указанное положение части первой статьи 2.1 данного Закона, относящее детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения одного или обоих родителей, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, к пострадавшим от политических репрессий, а не к репрессированным, подлежит отмене в установленном порядке и не может применяться судами, другими органами и должностными лицами.

Каких-либо иных положений в данном Определении Конституционного Суда РФ (на которое ссылается истица) не содержится. То есть в данном Определении не дается суждений относительно выплаты компенсации морального вреда детям, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения одного или обоих родителей, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.

Кроме того, в указанном Определении оспаривалась конституционность положений статьи 2.1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», в то время как Медведева Е.П. признана подвергшейся политической репрессии и реабилитирована в соответствии с положениями статьи 1.1 указанного Закона.

Таким образом, это Определение Конституционного Суда РФ какого-либо юридического значения для рассмотрения данного спора не имеет.

Ссылка Медведевой Е.П. в обоснование своих требований на Постановление Европейского суда по правам человека от 02.02.2010г. по делу <данные изъяты> (жалоба <данные изъяты>) также не может быть принята судом во внимание, поскольку указанное постановление преюдициального значения для настоящего дела не имеет, так как принято не в отношении истицы. Кроме того, в Российской Федерации отсутствует какой-либо законодательный пробел, препятствующий жертвам советских политических репрессий использовать на практике свои права на компенсацию.

На основании вышеизложенного в удовлетворении иска Медведевой Е.П. к Правительству РФ о компенсации морального вреда в результате политических репрессий следует отказать в полном объеме, поскольку законных оснований для удовлетворения ее требований не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Медведевой Е.П. к Правительству Российской Федерации о возмещении морального вреда в результате политических репрессий – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: А.Г. Котельников