Решение по иску о признании права собственности на самовольно возведенный жилой дом и права собственности в порядке наследования на земельный участок



Дело Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Железнодорожный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего федерального судьи Харитоновой Н.А.

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации <адрес> о признании права собственности на самовольно возведенный жилой дом и права собственности в порядке наследования на земельный участок,

у с т а н о в и л:

ФИО3 в интересах ФИО1 обратился в Железнодорожный районный суд <адрес> с измененным при рассмотрении дела иском к КУГИЗ администрации <адрес> о признании права собственности на самовольно возведенный жилой дом с принадлежностями (лит. А, А1, а, к, Г, Г1, Г2, Г3, Г4, Г5, Г6, У, I, II, III, IV, V, VI, VII, п, п1) по адресу: <адрес>, и признании права собственности в порядке наследования на земельный участок. Требования обоснованы тем, что истица состояла в зарегистрированном браке с ФИО5 После его смерти, наступившей ДД.ММ.ГГГГ, осталось наследство, состоящее из жилого дома с принадлежностями и земельного участка площадью 1600 кв. м по адресу: <адрес>, которые были приобретены по договору купли-продажи в 1988 <адрес> умершего – ФИО8 от прав на наследство отказался. Она не может оформить права на имущество, так как старый жилой дом ФИО5 был снесен и на его месте без получения необходимых разрешений построен новый жилой дом (лит. А, А1, а). Правоустанавливающий документ на земельный участок не сохранился.

Истица ФИО1 в суд не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.

В суде представитель истицы ФИО3 полностью поддержал измененные исковые требования, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика – КУГИЗ администрации <адрес> и привлеченной судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации <адрес> просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменном отзыве в иске к КУГИЗ администрации <адрес> просил отказать, поскольку КУГИЗ администрации <адрес> права и законные интересы истицы не нарушал и в силу ст. 38 ГПК РФ является ненадлежащим ответчиком по делу.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, нотариус ФИО4 просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Росреестра по <адрес> и ФИО8, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились. Их неявка признана неуважительной и определено рассмотреть дело без их участия.

Выслушав в судебном заседании пояснения представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.

На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 принадлежал жилой дом площадью 16 кв. м, расположенный на земельном участке площадью 0,02 га, по адресу: <адрес>.

В 1989 г. ФИО5 снес приобретенный дом и на его месте возвел новый.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умер.

Его наследниками по закону являются жена ФИО1 (истица по делу) и сын ФИО8, который от прав на наследственное имущество отказался.

Вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был установлен факт принятия ФИО1 наследства после смерти супруга.

Оформить права на наследственное имущество в нотариальном порядке истица не смогла в связи с отсутствием правоустанавливающих документов, подтверждающих права умершего ФИО5 на земельный участок и жилой дом.

В кадастровом паспорте земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, имеются сведения о том, что земельный участок площадью 1600 кв. м (граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства) из земель населенного пункта предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства на праве собственности ФИО5 на основании Государственного акта от ДД.ММ.ГГГГ . Земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ

Согласно архивной справке ОГУ «Государственный архив <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ и копии похозяйственной книги Луговского сельсовета <адрес> (с 1988 <адрес>) по селу Анненково (улица не указана) за 1986-1990 г.г. значится хозяйство ФИО5 Имеются записи о принадлежности ему жилого дома, возведенного примерно в 1918 г., общей площадью 20 кв. м, жилой – 16 кв. м, и земельного участка площадью 0,16 га, в том числе под постройками – 0,02 га.

Свидетель ФИО6 - муж родной сестры ФИО5 подтвердил, что площадь земельного участка остается неизменной со дня покупки дома ФИО5

Исследованные доказательства позволяют сделать бесспорный вывод о том, что земельный участок площадью 1600 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер 73:19:073601:38, принадлежал умершему ФИО5 на праве собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В состав наследства в силу ст. 1112 ГК РФ входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных ГК РФ. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется (ст. 1181 ГК РФ).

Как установлено судом, земельный участок принадлежал мужу истице на праве собственности и в связи с его смертью перешел по наследству к ней.

Самовольной постройкой согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 3 ст. 222 ГКРФ).

По смыслу ст. 222 ГК РФ, право собственности на жилой дом, возведенный гражданином без необходимых разрешений, на земельном участке, который принадлежит ему на праве собственности, может быть признано, если жилое строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если сохранение этого строения не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 26 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Из технического паспорта на жилой <адрес>, составленного УОГУП БТИ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что снесен жилой дом площадью 20 кв. м и в 1989 г. построен новый жилой дом (лит. А, А1, а). На земельном участке имеются хозяйственные постройки, ограждение (к, Г, Г1, Г2, Г3, Г4, Г5, Г6, У, I, II, III, IV, V, VI, VII, п, п1).

Факт сноса ФИО5 купленного в 1988 г. жилого дома и возведение нового подтвердил и свидетель ФИО6

По заключению судебной строительно-технической экспертизы, проведенной УОГУП БТИ, самовольно возведенный жилой дом (лит. А), пристрой (лит. А1), веранда (лит. А) соответствуют требованиям СНиП. Возможна дальнейшая безопасная эксплуатация самовольно возведенного жилого дома.

Земельный участок, на котором жилой дом расположен, перешел в собственность истице в порядке наследования.

Принять меры к получению акта ввода жилого дома в эксплуатацию истица не могла в связи с отсутствием у нее документально подтвержденных прав на земельный участок, на котором расположен самовольно возведенный жилой дом.

Поскольку судом установлено, что самовольно возведенный жилой дом расположен на земельном участке, отведенном для личного подсобного хозяйства и принадлежащем истице на праве собственности, права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушаются, не создается угрозы жизни и здоровью граждан, за ФИО1 в соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ может быть признано право собственности на самовольно возведенный жилой дом с пристроем и принадлежностями.

Доводы представителя КУГИЗ администрации <адрес> о том, что КУГИЗ является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны и не могут быть приняты во внимание. В соответствии со ст. 11 ЗК РФ, ст. 8 ГрК РФ, главой 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» вопросы строительства и землеустройства находятся в ведении органов местного самоуправления.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск ФИО1 удовлетворить.

Признать право собственности за ФИО1 на самовольно возведенный жилой дом с пристроями и принадлежностями площадью 72,1 квадратного метра, расположенный по адресу: <адрес> (литеры А, А1, а, к, Г, Г1, Г2, Г3, Г4, Г5, Г6, У, I, II, III, IV, V, VI, VII, п, п1), инвентарный номер 000167, и в порядке наследования на земельный участок площадью 1600 квадратных метров по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый номер 73:19:073601:38 (граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья подпись Н.А. Харитонова

Копия верна.

Судья