Решение по иску о возложении обязанности изготовить и предоставить технические средства реабилитации



Дело № 2-733/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 мая 2012 год город Ульяновск

Железнодорожный районный суд города Ульяновска в составе председательствующего судьи Кизирбозунц Т.Т.,

с участием помощника прокурора Засвияжского района города Ульяновска Мартынова Е.А.,

при секретаре Егоровой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Засвияжского района города Ульяновска в интересах Романова А.Ю. к Федеральному государственному унитарному предприятию «Ульяновское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о возложении обязанности изготовить и предоставить технические средства реабилитации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Засвияжского района города Ульяновска в интересах Романова А.Ю. обратился в суд с исковыми требованиями к Федеральному государственному унитарному предприятию «Ульяновское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о возложении обязанности изготовить и предоставить технические средства реабилитации. В обоснование требований указал, что по обращению инвалида группы Романова А.Ю. об отказе ФГУП «Ульяновское протезно-ортопедическое предприятие» в предоставлении технических средств реабилитации, прокуратурой проведена проверка, которой установлено следующее. ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Романову А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ была разработана индивидуальная программа реабилитации (ИПР), предусматривающая необходимость изготовления одного протеза голени с четырьмя чехлами, а также высокофункционального протеза левой голени. Министерством труда и социального развития Ульяновской области Романову А.Ю. были оформлены направления на предприятие ответчика для изготовления указанных протезных изделий. Однако до настоящего времени технические средства реабилитации (ТСР) ответчиком не изготовлены. Истец на основании статей 10, 11 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 07 июля 2008 года № 240 об утверждении Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями просил обязать ФГУП «Ульяновское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации изготовить и предоставить Романову А.Ю. технические средства реабилитации: постоянный протез голени с четырьмя чехлами, а также высокофункциональный протез левой голени, согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Романов А.Ю. требования прокурора поддержал полностью, пояснив следующее. ФГУП «Ульяновское протезно-ортопедическое предприятие» несколько раз пыталось изготовить ему протезы, однако они все не подошли ему при примерке. Затем отказали в изготовлении высоко-функционального протеза, в связи с тем, что такой протез не положен с его заболеванием. Для получения высоко-функционального протеза он проходил медицинскую комиссию, которая противопоказаний не установила. Ответчик не может самостоятельно определять, каким образом ему этот протез использовать. Он обращался в различные инстанции и к Уполномоченному по правам человека в Ульяновской области, однако вопрос об изготовлении ему высокофункционального протеза не решен. В настоящее время простой протез начали изготавливать, однако когда его изготовят, не поясняли.

Представитель ответчика Умнова Т.В. исковые требования не признала по следующим основаниям. Индивидуальные средства реабилитации имеют разный уровень сложности. Пациенты тоже делятся по уровням активности: первый уровень - низкий – они пользуются протезами только в помещении; второй уровень - сниженный – могут выходить из помещения на улицу; третий уровень - средний – пользование протезами без ограничений; четвертый уровень - высокий – это пациенты без сопутствующих заболеваний, предъявляющие повышенные требования к протезам. Протез четвертого уровня может быть постоянным, но таким протезом обеспечиваются люди только с высокой активностью. ФГУП «Ульяновское протезно-ортопедическое предприятие» предприняло попытку изготовить для Романова А.Ю. такой протез, но он ему не подошел. Работы были приостановлены. Требования Романова А.Ю. к этому протезу были высказаны неконкретные: постоять 30 минут на балконе в мороз. У Романова А.Ю. имеется заболевание – <данные изъяты>, поэтому силиконовый чехол ему не подходит. В информационном письме Федерального бюро МСЭ председателю Фонда Социального страхования РФ с приложением перечня необходимых документов, указано на обязательность дополнительного обследования пациентов в связи с необходимостью рационального расходования средств. В заключении врачей необходимо указывать тип реагирования на нагрузку, отраженное в функционально-нагрузочных пробах с определением типа реакции. ФГУП «Ульяновское протезно-ортопедическое предприятие» этим не занимается, нет таких специалистов.

Представитель ответчика Арлакович Р.Б. также исковые требования не признала. Между ФГУП «Ульяновское протезно-ортопедическое предприятие» и Министерством труда и социального развития Ульяновской области заключен государственный контракт на оказание услуг по изготовлению протезов для обеспечения инвалидов. В контракте нет слова «высокофункциональный». Комплектность данного протеза никто не определял. В направлении Романова А.Ю. на изготовления такого протеза имеется приписка от руки.

Представитель третьего лица Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Файзуллова А.М. в судебное заседания не явилась, имеется заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, ранее поясняла следующее. Романов А.Ю. является инвалидом группы с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ - бессрочно. В ДД.ММ.ГГГГ ему была проведена медико-социальная экспертиза, по результатам которой в его программу реабилитации был включен высокофункциональный протез левой голени. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 04 августа 2008 № 379н - специалисты бюро определяют индивидуальную программу реабилитации. Основанием для включения в программу изготовления высоко-функционального протеза является заключение медико-социального эксперта. Романов А.Ю. был осмотрен комиссией врачей, и их заключение подтверждает отсутствие противопоказаний у данного пациента для изготовления протезов. При возникновении необходимости внесения каких-либо изменений, им направляются соответствующие заявления. От Романова А.Ю. никаких заявлений не поступало. Решение оставляла на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску Абитова З.Ф. в судебное заседание не явилась, от нее имеется отзыв, которым она просила дело рассмотреть без её участия. Информацией по данному делу указанный государственный орган не обладает.

Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Ульяновской области Кочеткова И.В. также в суд не прибыла, в отзыве просила дело рассмотреть без нее, указала следующее. Министерством труда и социального развития Ульяновской области в 2011 году были заключены два государственных контракта на изготовление протезов. По направлениям были оформлены заказы на изготовление технических средств реабилитации, указанных в ИПР Романова А.Ю., с учетом заявленных им требований. Однако от получения протезов он отказался. В виду несоответствия высоких требований, предъявляемых Романовым А.Ю. к протезу и сниженным уровнем активности, связанным с заболеванием, ДД.ММ.ГГГГ года заключением медико-технической комиссии предприятия рекомендовано направить Романова А.Ю. на консультацию в Федеральный центр экспертизы и реабилитации инвалидов (в городах Москва, Санкт-Петербург, Новокузнецк) для определения оптимального варианта протезирования и режима пользования протезом. После получения заключения будет заключен контракт для изготовления необходимого протеза Романову А.Ю.

Выслушав лиц, участвовавших в деле, свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.

Согласно статье 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 15 ноября 1995 года (с изменениями от 30 ноября 2011 года) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно статье 2 указанного Закона, социальная защита инвалидов это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

В судебном заседании установлено, что Романов А.Ю. является инвалидом группы бессрочно (л.д. ). ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Романову А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ по акту освидетельствования (л.д.) разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида (л.д. ) бессрочно, где наряду с другими мероприятиями медицинской реабилитации указан постоянный протез голени с четырьмя чехлами и высокофункциональный протез левой голени.

На основании индивидуальной программы реабилитации выдано направление на изготовления протеза голени (л.д.) и высоко-функционального протеза голени (л.д. ). Сторонами факт того, что указанные направления были представлены в ФГУП «Ульяновское протезно-ортопедическое предприятие» для изготовления ИСР, не оспаривался. До настоящего времени указанные протезы ответчиком не изготовлены.

Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 240), определен порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами, техническими средствами реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро (Федерального бюро, главного бюро).

Материалами дела достоверно установлено, что Романову А.И. индивидуальная программа реабилитации разработана на основании освидетельствования ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» от 01 июля 2010 года в соответствии с Порядком разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (утвержденный Приказом N 379н от 04 августа 2008 года Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации).

В силу пункта 7 указанного Порядка - разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида осуществляется специалистами бюро (Федерального бюро, главного бюро) с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь гражданину.

Из материалов дела следует, что Направлением на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь от ДД.ММ.ГГГГ, Романову А.Ю. рекомендован высокофункциональный протез левой голени. Нового направления не выдавалось.

Применение сложных видов реабилитационно-экспертной диагностики, когда Романов А.Ю. мог быть направлен для разработки или коррекции индивидуальной программы реабилитации инвалида в вышестоящее федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы, комиссия врачей МУП «Центральная клиническая медико-санитарная часть» города Ульяновска в ходе его обследования не установила.

Данное обстоятельство следует и из показаний заведующего хирургической службой МУП «Центральная клиническая медико-санитарная часть» М** Данный свидетель также суду показал, что Романову А.Ю. как человеку, ведущему активный образ жизни, не противопоказан высокофункциональный протез. Для его получения он прошел обследование у хирурга, терапевта, невролога, окулиста, сделал рентген и представил выписку из стационара. По результатам проведенных обследований комиссия пришла к выводу о возможности назначения ему такого протеза. Социальная политика государства направлена на оптимизацию адаптации инвалидов. Препятствий по изготовлению высоко-функционального протеза Романову А.Ю. быть не должно.

Данные выводы прослеживаются и из показаний врача-терапевта по медико-социальной экспертизе К**., допрошенной судом в качестве свидетеля. Культя левой голени Романова А.Ю. ограничивает движение. По его обращению была разработана соответствующая программа с учетом рекомендаций врачей лечебно-профилактического учреждения.

Пункт 12 Порядка указывает, что реализацию индивидуальной программы реабилитации инвалида осуществляют организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, учреждения государственной службы реабилитации инвалидов, негосударственные реабилитационные учреждения, образовательные учреждения.

Из дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством труда и социального развития Ульяновской области и ФГУП «Ульяновское протезно-ортопедическое предприятие» заключен государственный контракт на оказание услуг по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения ими инвалидов в ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанному документу ответчик обязался оказывать услуги по изготовлению протезов при представлении индивидуальной программы реабилитации.

В соответствии с подпунктами 2 - 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями - обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

Принимая во внимание, что Романов А.Ю. состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении техническими средствами реабилитации и никем не оспаривается его право на получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, ему не может быть отказано в предоставлении технических средств реабилитации по мотиву отсутствия у ответчика специального технического задания на изготовление высоко-функционального протеза, и отсутствия соответствующего специалиста. Установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, Российская Федерация приняла на себя обязанность по предоставлению средств реабилитации, предусмотренных ИПР, при этом для инвалида не имеет правового значения, каким образом будут исполняться обязанности по реализации закона в рамках переданных полномочий по изготовлению технических средств реабилитации.

На основании вышеизложенного требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска действующего в интересах Романова А.Ю. подлежат удовлетворению.

При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, в пределах заявленных требований.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса по представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

Руководствуясь статьями 12, 56, 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

           Исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска в интересах Романова А.Ю. к Федеральному государственному унитарному предприятию «Ульяновское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о возложении обязанности изготовить и предоставить технические средства реабилитации удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие «Ульяновское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации изготовить и предоставить Романову А.Ю. технические средства реабилитации: постоянный протез голени с четырьмя чехлами, а также высокофункциональный протез левой голени, согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Кизирбозунц Т.Т.