Дело №2-776/12 именем Российской Федерации 31.05.2012г. г.Ульяновск Железнодорожный районный суд г.Ульяновска в составе: председательствующего судьи Котельников А.Г., при секретаре Айбесевой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шахбанова И.А. к Федеральной службе исполнения наказаний России и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области о возложении обязанности оформить жилищный сертификат и выдать жилищный сертификат в <данные изъяты>, У С Т А Н О В И Л : Шахбанов И.А. обратился в суд с иском (измененным в ходе судебного разбирательства) к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области и Федеральной службе исполнения наказаний России о возложении обязанности оформить жилищный сертификат и выдать жилищный сертификат в <данные изъяты>. В обоснование своих требований Шахбанов И.А., как в своем иске, так и в судебном заседании, указывал, что проходил службу в УФСИН России по Ульяновской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, был уволен со службы по <данные изъяты> Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по сокращению штатов). С ДД.ММ.ГГГГ он стоит на очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (состав семьи из двух человек: он и его жена Ш*** При увольнении со службы обеспечен жильем не был. До настоящего времени его жилищные условия никак не изменились, то есть он по-прежнему нуждается в улучшении жилищных условий. В соответствии с абзацами 2 и 3 статьи 23 Закона РФ от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим – гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего – гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службе месте жительства в порядке, определяемом Правительством РФ. Также он имеет право на получение жилищного сертификата и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилье» на 2011-2015 годы». Несмотря на это, ответчики отказываются обеспечивать его жилищным сертификатом. В связи с чем он просит суд обязать ФСИН России оформить в <данные изъяты> жилищный сертификат для получения им на состав семьи из <данные изъяты> человек социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета и передать его в УФСИН России по Ульяновской области для вручения ему; обязать УФСИН России по Ульяновской области после оформления на его имя жилищного сертификата передать данный сертификат ему для получения социальной выплаты на приобретение жилья в <данные изъяты>; а также взыскать расходы на оплату услуг его представителя в сумме 6000 руб. По его мнению, жилищный сертификат должен быть выдан ему наравне с теми работниками УФСИН России по Ульяновской области, которые включены в Сводный список граждан–получателей государственных жилищных сертификатов на <данные изъяты>, то есть сверх денежных лимитов, выделенных ФСИН России для УФСИН России по Ульяновской области для этих целей. Представитель ответчиков УФСИН России по Ульяновской области и ФСИН России – Машков А.Ю. в судебном заседании иск не признал, пояснив, что Шахбанов И.А. действительно стоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий УФСИН России по Ульяновской области с ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи из <данные изъяты> человек: он и его жена Ш*** В соответствии с приказом и.о. начальника УФСИН России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № л/с Шахбанов И.А. был уволен со службы из УИС по <данные изъяты> Положения о службе в органах внутренних дел РФ <данные изъяты> На основании заявления Шахбанова И.А. от ДД.ММ.ГГГГ он был включен в сводный список граждан-участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на <данные изъяты> по УФСИН России по Ульяновской области под номером 22. Поскольку выдача жилищных сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки граждан-участников подпрограммы на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в пределах доведенных контрольных цифр бюджетных средств, а в <данные изъяты> Управлению на эти цели было выделено бюджетных средств на сумму <данные изъяты> тысяч рублей (в то время как потребность составляла <данные изъяты> тысяч руб.), то соответствен ФСИН России было оформлено и выдано всего <данные изъяты> жилищных сертификатов сотрудникам УФСИН по Ульяновской области, включенным в сводный список получателей жилищных сертификатов. То есть очередь до Шахбанова И.А. в 2010 году не дошла. Затем Шахбанов И.А. был включен в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на <данные изъяты> под номером 14. Однако в <данные изъяты> контрольная цифра выделенных УФСИН России по Ульяновской области бюджетных средств на приобретение жилья составила всего <данные изъяты> тысяч рублей. В связи с чем денежные лимиты были распределены в порядке очередности двум сотрудникам Управления, стоящим в Списке под номерами 1 и 2. На основании заявления Шахбанова И.А. он был включен в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на <данные изъяты> по УФСИН России по Ульяновской области под номером 29. ФСИН России (письмо от 15.03.2012г.) до УФСИН России по Ульяновской области была доведена контрольная цифра бюджетных средств, предусмотренных для выдачи государственных жилищных сертификатов в <данные изъяты> в размере <данные изъяты> тысяч рублей. В связи с чем на основании протокола № заседания ЖБК УФСИН России по Ульяновской области, утвержденного и.о. начальника УФСИН России по Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ, данные денежные средства были распределены среди шестерых сотрудников: Б***., П***., М***., Д***., Па*** и По*** Кроме того, два сотрудника – Ж*** и К*** включены в резервный список получателей жилищных сертификатов. На основании данного решения был сформирован Сводный список граждан-получателей жилищных сертификатов по УФСИН России по Ульяновской области на <данные изъяты>, утвержденный и.о. начальника УФСИН России по Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, несмотря на включение Шахбанова И.А. в список граждан-участников подпрограммы на <данные изъяты> год, лимита выделенных бюджетных денежных средств для приобретения жилья истцу не хватило, учитывая что он стоял в данном списке под номером <данные изъяты>. Постановка сотрудников УФСИН России по Ульяновской области в сводный список граждан-участников Подпрограммы под тем или иным номером зависит от хронологической последовательности поставки данных сотрудников на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Все сотрудники, включенные в список получателей жилищных сертификатов в <данные изъяты> году, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий гораздо раньше Шахбанова И.А. (<данные изъяты> Включить Шахбанова И.А. в список получателей жилищных сертификатов на <данные изъяты> год помимо лиц, уже указанных в данном списке, невозможно, так как это противоречит закону (пункты 28, 29, 39 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы), и поэтому в таком случае жилищный сертификат истцу выделен быть не может. Вместе с тем Шахбанов И.А. имеет право подать заявление на участие в подпрограмме на 2013 год. Тот факт, что в списках участников подпрограммы за 2010г., 2011г. и 2012г. Шахбанов И.А. оказывался под разными номерами, объясняется тем, что каждый год заявление на участие в данной подпрограмме подает разное количество сотрудников из числа тех, кто стоит в очереди на улучшение жилищных условий, и поэтому каждый год список формируется заново с учетом того, кто из подавших заявление был раньше поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу пункта 1 статьи 14 международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19.12.1966г.), части 3 статьи 123 Конституции РФ, статьи 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. А согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В судебном заседании установлено (и не отрицается никем из сторон), что Шахбанов И.А. проходил службу в УФСИН России по Ульяновской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и был уволен со службы в УИС по <данные изъяты> Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по сокращению штатов). С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Шахбанов И.А. стоит на очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий аппарата УФСИН по Ульяновской области с составом семьи <данные изъяты> человека: он и его жена Ш*** На основании заявления истца он был включен в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на <данные изъяты> по УФСИН России по Ульяновской области под номером 29. После того, как ФСИН России письмом от ДД.ММ.ГГГГ до УФСИН России по Ульяновской области была доведена контрольная цифра бюджетных средств, предусмотренных для выдачи государственных жилищных сертификатов в <данные изъяты> в размере <данные изъяты> тысяч рублей, решением ЖБК УФСИН России по Ульяновской области (протокол №, утвержденный и.о. начальника УФСИН России по Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ) указанные денежные средства были распределены среди шестерых сотрудников: Б***., П*** М*** Д***., Па*** и По*** Кроме того, два сотрудника – Ж*** и К*** были включены в резервный список получателей государственных жилищных сертификатов. На основании данного решения был сформирован Сводный список граждан-получателей жилищных сертификатов по УФСИН России по Ульяновской области на <данные изъяты>, утвержденный и.о. начальника УФСИН России по Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ Шахбанов И.А. не оспаривает право вышеуказанных сотрудников на получение государственного жилищного сертификата, а также тот факт, что они были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий раньше его. Вместе с тем истец просит суд обязать ответчиков выдать ему в <данные изъяты> государственный жилищный сертификат дополнительно к тем жилищным сертификатам, которые планируется выдать данным сотрудникам, то есть фактически сверх лимита бюджетных средств, выделенных в <данные изъяты> УФСИН России по Ульяновской области (<данные изъяты>). В соответствии с пунктом 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153, государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения. Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. Согласно п.5«а» указанных Правил право на участие в подпрограмме имеют, в том числе, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Представитель ответчиков в суде не оспаривал права истца на участие в указанной подпрограмме. В соответствии с п.3 данных Правил, сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством РФ, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Согласно п.28 Правил государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые до 1 октября года, предшествующего планируемому, доводятся до соответствующих органов исполнительной власти. Распределение объема финансирования, определенного для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляется пропорционально количеству граждан-участников подпрограммы, указанному в утвержденных сводных списках, с учетом года их постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Таким образом, исполнительный орган государственной власти в пределах своей компетенции ежегодно устанавливает лимиты средств, выделяемых на выпуск государственных жилищных сертификатов. В соответствии с п.39 Правил органы исполнительной власти вправе выдавать сертификаты только в пределах размера социальных выплат, установленного приказом государственного заказчика подпрограммы для этого органа в отношении соответствующих категорий граждан. В случае, если размер социальных выплат по оформленным сертификатам превышает размер социальных выплат, установленный указанным приказом, или если в выписке из реестра выданных сертификатов указаны граждане, не включенные в сводный список, выписка из реестра выданных сертификатов возвращается в орган исполнительной власти, а перечисление средств социальной выплаты по сертификатам, включенным в эту выписку, не производится. Орган исполнительной власти обязан в 3-дневный срок устранить допущенное превышение путем аннулирования соответственно сертификатов, выданных на сумму превышения, или сертификатов, выданных гражданам, не включенным в сводные списки, и представить новую выписку из реестра выданных сертификатов государственному заказчику подпрограммы. Согласно п.18 «Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам – участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы» в уголовно-исполнительной системе», утвержденной приказом ФСИН от 04.06.2007г. №287, на основании утвержденного Правительством Российской Федерации графика выпуска и распределения сертификатов, выделенных на реализацию подпрограммы на планируемый год для УИС, ФСИН России в соответствии с представленными сводными списками и в пределах лимитов бюджетных средств готовит предложения по их распределению среди территориальных органов и образовательных учреждений УИС и в установленном порядке представляет на утверждение директору ФСИН России. Утвержденные контрольные цифры доводятся до территориальных органов и образовательных учреждений УИС. Распределение объемов финансирования, определенных для территориальных органов и образовательных учреждений УИС, осуществляется пропорционально количеству граждан - участников подпрограммы, указанному в утвержденных сводных списках. В соответствии с п.19 данной Инструкции территориальный орган, образовательное учреждение УИС в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, действующего на момент получения контрольных цифр, формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году и сводный список граждан, включенных в резерв на получение сертификатов в этом же году. Внесение дополнительно лиц в утвержденные списки не допускается. Исходы из вышеприведенных норм можно сделать вывод, что выдача государственного жилищного сертификата Шахбанову И.А. без включения его в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов на <данные изъяты> по УФСИН России по Ульяновской области, невозможна, так как противоречит закону. Вместе с тем включение Шахбанова И.А. в указанный сводный список получателей сертификатов также невозможно, поскольку в этом случае из данного списка необходимо будет исключить кого-либо из лиц, уже включенных в данный список (Б*** П***, М***., Д*** Па***., По*** так как объем выделенных УФСИН России по <адрес> в <данные изъяты> бюджетных средств для выдачи государственных жилищных сертификатов (<данные изъяты>.) не позволяет включить кого-либо дополнительно в этот список без предварительного исключения другого лица. Однако все сотрудники УФСИН России по <адрес>, включенные в сводный список граждан-получателей жилищных сертификатов на <данные изъяты>, были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий гораздо раньше Шахбанова И.А. (<данные изъяты>). Более того, и другие сотрудники Управления, включенные в список граждан-участников подпрограммы, и стоящие в списке выше истца (№), были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий хронологически раньше истца, и, следовательно, имеют по сравнению с Шахбановым И.А. преимущественное право на получение государственного жилищного сертификата. Поэтому в случае удовлетворения исковых требований Шахбанова И.А. будут нарушены не только права лиц, уже включенных в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов на <данные изъяты>, но и всех лиц, включенных в список граждан-участников подпрограммы на <данные изъяты>, и находящихся в указанном списке выше Шахбанова И.А. Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Шахбанова И.А. являются необоснованными, основываются на неправильном толковании норм права, и не могут быть удовлетворены. Принимая во внимание, что суд полностью отказывает Шахбанову И.А. в удовлетворении его иска, в соответствии с положениями ст.98 ГПК РФ требование истца о взыскании с ответчика расходов на оплату услуг его представителя также не может быть удовлетворено. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Шахбанова И.А. к Федеральной службе исполнения наказаний России и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области о возложении обязанности оформить в <данные изъяты> жилищный сертификат для получения за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилого помещения на состав семьи из <данные изъяты>, и передать Шахбанову И.А. данный жилищный сертификат в <данные изъяты>, а также взыскании расходов на оплату услуг представителя – отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: А.Г. Котельников