Решение по иску о признании права собственности на земельный участок



Дело № 2 – 891/12

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 июня 2012 года                                                                                      г. Ульяновск

Железнодорожный районный суд г.Ульяновска в составе председательствующего судьи Зуевой Н.В., при секретаре Игошиной Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филяниной А.В. к администрации Железнодорожного района г. Ульяновска, администрации г. Ульяновска о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Филянина А.В. обратилась в суд с иском к администрации Железнодорожного района г. Ульяновска о признании права собственности на земельный участок. В обоснование иска указала, что на основании <данные изъяты> для личного подсобного хозяйства ей на праве собственности был предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер , ей было выдано свидетельство о праве собственности на землю . ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок. В государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, ей было отказано по следующим причинам: документы, предоставленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не предоставлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации прав. А именно в свидетельстве о праве собственности па землю не указана дата его выдачи, отсутствует дата и номер постановления, на основании которого оно выдано. Свидетельство о праве собственности на землю было выдано ей на основании <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ. Действовавшее на тот момент законодательство предусматривало возможность предоставления гражданам земельных участков решениями местных администраций, выданное свидетельство является основанием для государственной регистрации права собственности на землю. Свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок и служит основанием при совершении сделок купли-продажи, залога, аренды, а также при осуществлении иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в соответствии с действующим законодательством. После сообщения об отказе в регистрации права ею были сделаны запросы о предоставлении сведений о выдаче свидетельства о праве собственности на данный земельный участок в <данные изъяты>, КУГИЗ. Согласно ответам сведения о выдаче свидетельства в архивах отсутствуют. Считает, что, то основание, что в архиве не имеется данных о выдаче ей свидетельства о праве собственности на землю, не может являться основанием к отказу в иске. У нее имеется оригинал свидетельства о праве собственности, отсутствие в нем данных о номере и дате выдачи постановления и даты выдачи свидетельства, считает ошибкой органа, выдавшего ей указанное свидетельство. Она является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>. Спорный земельный участок и участок, на котором находится принадлежащий ей жилой дом, разделяет ручей. Спорным земельным участком она пользуется более 45 лет. Просила признать за ней право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер .

К участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация г. Ульяновска, в качестве третьих лиц – Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Ульяновска.

В судебном заседании истица Филянина А.В. заявленные исковые требования поддержала, просила признать за ней право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер . Дала суду пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Дополнила, что еще ее родителям в ДД.ММ.ГГГГ году рядом с домом был выделен земельный участок. Этот земельный участок разделен с земельным участком, на котором расположен дом, ручьем. После смерти матери в ДД.ММ.ГГГГ она вступила в права наследования на жилом дом по адресу: <адрес>. После этого с документами, подтверждающими ее наследственные права, она обратилась в <данные изъяты> за оформлением прав на земельный участок, где ей выдали временное свидетельство о праве собственности на землю на <данные изъяты><данные изъяты> га. Земельный участок под индивидуальным домом, площадью <данные изъяты>. она приобрела за плату, согласно договору купли-продажи, заключенному с мэрией г. Ульяновска ДД.ММ.ГГГГ, за <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ года родители выращивали на спорном земельном участке картофель, а в 80-х годах этим земельным участком пользовался <данные изъяты>», на участке располагалась «калда» для выгула животных фермы совхоза. Совхоз был расформирован, и около 4-5 лет участком снова стала пользоваться она, выращивая на нем картофель. Долгое время не занималась оформлением земельного участка, так как этим земельным участком пользовался совхоз. В администрацию г. Ульяновска за оформлением спорного земельного участка она не обращалась.

Представитель ответчика – администрации Железнодорожного района г. Ульяновска Бодунов Е.В. в судебном заседании не участвовал, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что с исковыми требованиями не согласен, так как администрация Железнодорожного района г. Ульяновска является ненадлежащим ответчиком в связи с тем, что не обладает полномочиями по предоставлению земельных участков. Земельный участок, предоставленный истице, ранее относился к Ульяновскому району Ульяновской области. Законом Ульяновской области от 13.10.2005 года № 043-ЗО земли пригородной зоны из Ульяновского района были переданы в состав земель муниципального образования «город Ульяновск». На основании <данные изъяты> от <данные изъяты>. Администрация Железнодорожного района г. Ульяновска не является правопреемником <данные изъяты>, документы переданы на хранение в Государственный архив Ульяновской области.

Представитель ответчика – администрации г. Ульяновска и третьего лица Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Ульяновска Головачева А.И. в судебном заседании не участвовала, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором указала, что администрация города Ульяновска и Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска не располагают сведениями относительно предоставления Филяниной А.В. земельного участка площадью м. в <адрес> для личного подсобного хозяйства на основании <данные изъяты>. При этом согласно материалам дела Филяниной А.В. Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Ульяновского района Ульяновской области выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок в д. <адрес> площадью <данные изъяты>. (пашни). Адресные ориентиры земельного участка в указанном свидетельстве отсутствуют, также отсутствует номер и дата Постановления, на основании которого выдано свидетельство. Также в данном свидетельстве указано, что свидетельство является временным документом и действует до выдачи соответствующего акта установленной формы. Просит отказать в удовлетворении исковых требований Филяниной А.В. в полном объеме.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области Митрофанова С.В. в судебном заседании не участвовала, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, решение оставила на усмотрение суда.

Третье лицо Пахалина Е.П. в судебном заседании исковые требования оставила на усмотрение суда. Суду пояснила, что является соседкой Филяниной А.В. и проживает в <адрес>. Спорный земельный участок предоставлялся родителям истицы в году. С начала ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ эта земля использовалась совхозом, там была «калда» для выгула животных. После Филянина А.В. стала вновь обрабатывать земельный участок.

Выслушав истицу, свидетеля, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

Сторонам разъяснялась ст. 56 ГПК РФ, в соответствии с которой каждая сторона должна доказать в суде те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения в силу состязательности гражданского процесса.

Судом установлено, что, Филянина А.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в порядке наследования по закону. Право собственности на земельный участок под индивидуальным жилым домом (кадастровый номер ) по указанному адресу зарегистрировано на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с мэрией г. Ульяновска о приобретении за плату земельного участка под индивидуальным жилым домом, площадью . Спорный земельный участок, площадью (кадастровый номер ) примыкает к земельному участку с кадастровым номером и разделен с ним ручьем. У Филяниной А.В. имеется свидетельство о праве собственности на землю , согласно которому ей выделен в собственность земельный участок, площадью га (пашни). Право собственности Филяниной А.В. на указанный земельный участок в УФСГРКиК по Ульяновской области не зарегистрировано.

Истица в исковом заявлении и в судебном заседании обосновывала исковые требования положениями ст. 234 ГК РФ, согласно которой лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", право собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не может быть приобретено в силу приобретательной давности.

Действующее законодательство по смыслу ст. ст. 214, 219 и 234 ГК РФ не предусматривает возможности существования бесхозяйных земельных участков, в связи с чем, приобретение на земельный участок прав в силу приобретательской давности недопустимо, и ссылки заявителя на давность открытого пользования земельным участком не имеют значения для разрешения дела по существу. Спорный земельный участок не является бесхозяйным, он находится в муниципальной собственности, в связи с чем не может быть приобретен по основанию, предусмотренному ст. 234 ГК РФ.

Кроме того, как пояснили в судебном заседании третье лицо Пахалина Е.П., свидетель П. а также сама истица в судебном заседании с начала ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок находился в пользовании <данные изъяты>, что исключает установленный законом пятнадцатилетний срок непрерывного владения имуществом и признания права собственности Филяниной А.В. на земельный участок в силу приобретательной давности.

В соответствии со ст. 18 Земельного Кодекса РСФСР к ведению сельских, поселковых Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений подлежит: 1) предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность и аренду в соответствии со ст. 23 настоящего Кодекса; 2) регистрация права собственности на землю, права землепользования, землевладения, договоров на временное пользование и аренду земельных участков, организация ведения земельного кадастра.

Согласно ст. 23 Земельного Кодекса РСФСР сельские, поселковые Советы народных депутатов изымают, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки в пределах черты сельских населенных пунктов, поселков, а также из фонда других земель, переданных в их ведение.

В силу ст. 30 Земельного Кодекса РСФСР граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в собственность или пожизненное наследуемое владение, подают заявление в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков. В заявлении должны быть указаны цель использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение. По поручению Совета народных депутатов местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам в двухнедельный срок готовит необходимые материалы и представляет их на утверждение Совета народных депутатов. Принятое решение (либо выписка из него) о предоставлении земельного участка выдается гражданину в семидневный срок с момента его принятия. При передаче всего земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов является основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю.

Из содержания ст. 31 Земельного Кодекса РСФСР право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждается Советом Министров РСФСР.

Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 № 177 утверждены форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения.

Из п. 2 указанного Постановления следует, что свидетельства о праве собственности на землю могут временно (до момента выдачи государственного акта установленного образца) использоваться для оформления права пожизненного наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей.

Порядок выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей утвержден Инструкций Роскомзема от 09.03.1992.

В соответствии с п. 1.3. Инструкции государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей выдается гражданам, которым предоставляются земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, строительства гаражей, для иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства, а также предпринимательской деятельности.

На основании п. 2.1 Инструкции при составлении государственного акта проводится подбор ранее выданных документов, удостоверяющих право собственности, пользования, владения земельным участком, материалов по изъятию и предоставлению земель, планово - картографических материалов, проектов землеустройства, генеральных планов и проектов планировки и застройки населенных пунктов, геодезических и других данных о границах участка, уточнение данных о наличии посторонних землепользователей, а также сведений об установленных на предоставленной территории режимах использования земель. На основании изучения и анализа подобранных материалов устанавливаются виды и объемы землеустроительных работ, связанных с выдачей государственного акта, необходимость установления или восстановления границ, уточнения площадей земельных угодий. При выдаче государственного акта в порядке перерегистрации прав на землю, с целью уточнения площадей, фактического состояния, полноты, эффективности и целевого использования земель, при необходимости, проводятся контрольные измерения или сличение границ земельного участка в натуре. При наличии споров и отсутствии документов, удостоверяющих право пользования земельным участком, в обязательном порядке производится контрольный обмер и уточнение фактически сложившихся границ используемого земельного участка.

В силу п. 2.3 Инструкции границы земельных участков, установленные утвержденным проектом землеустройства, а также уточненные в порядке перерегистрации прав на земельный участок, переносятся в натуру (на местность) с закреплением их внешних границ межевыми знаками.

Установление и закрепление границ в натуре производится в соответствии с действующими техническими требованиями.

В соответствии с п. 2.4 Инструкции границы земельных участков устанавливаются в натуре (на местности) специалистами комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам или по их поручению организациями, имеющими право на проведение указанных работ, с участием граждан или представителей собственников земли, землевладельцев или землепользователей, за которыми закрепляются земельные участки, и смежных землепользователей. Заинтересованные собственники земли, землевладельцы и землепользователи о предстоящих землеустроительных действиях по установлению границ в натуре извещаются повестками, которые должны быть вручены не позднее чем за два дня. В случае неявки (при своевременном вручении повестки) представителей смежных землепользователей об этом составляется протокол и землеустроительные действия не прекращаются. При определении границ на местности составляется акт их установления (восстановления), в котором дается описание положения границ на местности и делается запись о передаче собственникам земли, землевладельцам и землепользователям межевых знаков под наблюдение за сохранностью и об их ответственности за уничтожение знаков.

В силу п. 2.5 Инструкции после установления и закрепления границ земельного участка на местности или когда границы и размеры землевладения (землепользования) установлены ранее и не являются спорными, комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам вносятся в местную администрацию предложения для принятия решения о выдаче на эти участки государственных актов соответствующей формы.

Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Земельный кодекс РСФСР признан утратившим сил.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 11.1. Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

В соответствии со ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Из содержания ст. 11.3 Земельного кодекса РФ следует, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Согласно ст.ст. 20, 21 Земельного кодекса РФ гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном бессрочном пользовании, пожизненно наследуемом владении земельный участок.

В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Истицей не представлены доказательства законности и обоснованности выдачи ей свидетельства о праве собственности на землю . В свидетельстве не указана дата его выдачи, отсутствует дата и номер постановления <данные изъяты>, на основании которого выдано свидетельство о праве собственности на землю. Согласно архивной справке <данные изъяты> в постановлениях <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ сведений, подтверждающих право собственности Филяниной А.В. на земельный участок в <адрес> в архиве не имеется. Таким образом, суд считает, что на момент выдачи свидетельства о праве собственности на землю (правозакрепляющий документ) не имелось решения органа местного самоуправления (правоустанавливающий документ) о предоставлении Филяниной А.В. спорного земельного участка по праву собственности. В связи с чем оснований для предоставления спорного земельного участка в собственность истице не имеется.

В связи с вышеизложенным оснований для удовлетворения исковых требований не имеется..

Руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Филяниной А.В. к администрации Железнодорожного района г. Ульяновска, администрации г. Ульяновска о признании права собственности на земельный участок отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                                                                                          Н.В. Зуева