Решение по иску о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности



Дело № 2-899/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Ульяновск 16 мая 2012 г.

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего федерального судьи Харитоновой Н.А.

при секретаре Новицкой В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Светличной Л.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности,

у с т а н о в и л:

Светличная Л.Н. обратилась в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска с уточненным при рассмотрении дела иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска) о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. Требования обосновала тем, что она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа. Считая отказ не законным, просила обязать ответчика засчитать в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 3 месяца периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> 1, отпуск по уходу за ребенком; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, отпуск по уходу за ребенком; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>; в календарном исчислении периоды нахождения на курсах усовершенствования с отрывом от производства: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>», и назначить досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ

В суде Светличная Л.Н. уточненные исковые требования полностью поддержала, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска Абдульмянова А.И. возражала в удовлетворении иска, считая обоснованным отказ истице во включении спорных периодов в специальный трудовой стаж в связи с отсутствием документов, подтверждающих льготный характер работы.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУЗ «<данные изъяты>» просил рассмотреть дело без участия представителя поликлиники и удовлетворить иск.

Выслушав в судебном заседании пояснения истицы, представителя ответчика, показания свидетеля, исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ Светличной Л.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано, в связи с тем, что специальный трудовой стаж на дату обращения составил 28 лет 7 месяцев 13 дней, а требуется не менее 30 лет.        

При этом, как следует из решения комиссии, оспариваемые периоды работы в должности <данные изъяты> засчитаны в календарном исчислении. Отказано в зачете данных периодов в льготном исчислении, в связи с отсутствием документального подтверждения территориальной принадлежности больницы к сельской местности. Кроме того, в указанный период работы имели место отпуска по уходу за детьми, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 15 марта по ДД.ММ.ГГГГ и с 22 сентября по ДД.ММ.ГГГГ не засчитаны в специальный стаж в связи с тем, что не подтвержден льготный характер работы, работодателем данные о стаже представлены общими условиями.

В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Закона (55 лет для женщин), лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение такой пенсии.

Согласно п. 5 Правил лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Записями в трудовой книжке, ответом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на запрос главного врача ГУЗ «<данные изъяты>», показаниями свидетеля В*** подтверждено, что истица работала в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ– лаборантом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – фельдшером-лаборантом. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась в отпуске (до и после родов, по уходу за ребенком).

Из ответа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и показаний свидетеля следует, что <данные изъяты> находится в сельской местности и медперсонал пользуется соответствующими льготами.

Свидетелю В*** периоды работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по решению суда были засчитаны в льготном исчислении год работы как год и 3 месяца.

На основании исследованных доказательств суд считает установленным, что Республиканская <данные изъяты> находилась в сельской местности.

Следовательно, периоды работы истицы в <данные изъяты> 1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности лаборанта; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – фельдшера-лаборанта должны быть засчитаны в специальный стаж истицы в льготном исчислении (год работы как год и три месяца), поскольку учреждение здравоохранения, в котором работала Светличная Л.Н., располагалось в сельской местности.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 г. № 1501-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).

Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Учитывая, что ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, периоды нахождения Светличной Л.Н. в отпусках по уходу за ребенком до достижения ребенком полуторагодовалого возраста во время действия приведенных выше Законов также подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

В соответствии с подп. «а» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа.

В силу п. 2 Постановления Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца.

Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшие место до 6 октября 1992 г., включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11 время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, периоды нахождения Светличной Л.Н. в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежат включению в специальный стаж на льготных условиях и в льготном исчислении.

Периоды нахождения истицы на курсах усовершенствования с отрывом от производства: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда она работала фельдшером<данные изъяты>», также подлежат включению в специальный трудовой стаж.

В соответствии со ст. 112 ТК РФ, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, и ст. 187 ТК РФ, вступившего в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, за работником в период нахождения на курсах повышения квалификации сохраняется как место работы, так и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. Из сохраненной заработной платы истицы производились все удержания, в том числе и в Пенсионный фонд. Следовательно, работникам, совмещающим труд с повышением квалификации, гарантировались такие же трудовые права, как и лицам, трудящимся полное рабочее время. Период нахождения на курсах повышения квалификации, по сути, законодателем приравнивается к выполнению истицей своих обязанностей.

С учетом спорных периодов на ДД.ММ.ГГГГ специальный трудовой стаж Светличной Л.Н. составлял более 30 лет, и она имела право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Светличной Л.Н. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области включить Светличной Л.Н. в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 3 месяца периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, отпуск по уходу за ребенком;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, отпуск по уходу за ребенком;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>;

в календарном исчислении периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>», период нахождения на курсах усовершенствования с отрывом от производства,

и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья подпись Н.А. Харитонова

Копия верна.

Судья