№ 2-1068/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 июня 2012 года г. Ульяновск Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе: председательствующего судьи Зобовой Л.В., при секретаре Володиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова В.Н. к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» о компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: Иванов В.Н. обратился в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» (ФГУП «Почта России») о компенсации морального вреда. Свои требования мотивировал тем, что 31 января 2012 года в 12 часов 55 минут с целью экспресс доставки письменной корреспонденции в <адрес> обратился в отделение почтовой связи № Ульяновского почтамта Управления федеральной почтовой связи Ульяновской области - филиала ФГУП «Почта России». От оператора он узнал, что отправление корреспонденции возможно <данные изъяты> отправлением. Посмотрев ведомственные каталоги, оператор сказала, что доставка <данные изъяты> в указанный адрес будет осуществлена в течение двух-трех дней, стоимость доставки составит <данные изъяты> рублей. Оформив пересылочные документы, оплатив положенную сумму и вложив документы в специальный конверт, он отправил корреспонденцию. 08 февраля 2012 года от Иванова Н.В. он узнал, что корреспонденция не доставлена адресату. 09 февраля 2012 года в 14 часов 45 минут, то есть с большим опозданием и нарушением контрольных сроков пересылки, документы были получены адресатом. 10 февраля 2012 года в отделение почтовой связи № Ульяновского почтамта Управления федеральной почтовой связи Ульяновской области - филиала ФГУП «Почта России» он заполнил претензию на нарушение контрольных сроков доставки <данные изъяты> пересылок, ответа на претензию до сегодняшнего дня им не получено. Таким образом, ФГУП «Почта России» взяв на себя обязательство по экспресс доставки корреспонденции, и получив за это денежную сумму в размере <данные изъяты> рублей, не выполнило свои обязательства, тем самым ему нанесен огромный моральный вред, а именно: подорвана деловая репутация адресата; сорвана выгодная коммерческая сделка получателя <данные изъяты> пересылки. Совершая телефонные звонки в разные инстанции ФГУП «Почта России» он получил огромные нравственные страдания. Каждый день просрочки доставки <данные изъяты> отправления Иванов В.Н. оценивает в денежном выражении по <данные изъяты> рублей. Ссылаясь на ст.ст. 151,1099-1101 ГК РФ просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей. В судебном заседании Иванов В.Н. на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что в результате нарушения сроков доставки корреспонденции он подвел сына – Иванова Н.В., которому необходимо было в срочном порядке получить отправленные документы. Окончательный ответ на его претензию о нарушении сроков доставки корреспонденции не получен, какой-либо денежной компенсации ФГУП «Почта России» ему не выплачено. Представитель ФГУП «Почта России» Климова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что действительно 31 января 2012 года Иванов В.Н. заключил договор на оказание услуг почтовой связи в отделении почтовой связи № Ульяновского почтамта Управления федеральной почтовой связи Ульяновской области - филиала ФГУП «Почта России», по которому ФГУП «Почта России» обязалось доставить почтовое отправление экспресс -доставкой <данные изъяты> № в <адрес>. Оплата за оказание услуги почтовой связи составила <данные изъяты> руб. Почтовое отправление № покинуло сортировочный центр Ульяновского почтамта УФПС Ульяновской области - филиала ФГУП «Почта России» 31 января 2012 года в 17.08 час. В <данные изъяты> сортировочный центр <данные изъяты> почтамта УФПС <данные изъяты> - филиала ФГУП «Почта России» указанное почтовое отправление поступило 04 февраля 2012 года в 22.49 час. и направлено в <данные изъяты> почтамт УФПС <данные изъяты> - филиала ФГУП «Почта России». 08 февраля 2012 года в 12.22 час. почтовое отправление обработано и направлено в отделение почтовой связи <данные изъяты> почтамта УФПС <данные изъяты> - филиала ФГУП «Почта России» и 09 февраля 2012 года в 14.45 час. вручено адресату. Согласно Распоряжению ФГУП «Почта России» № 119-р от 23.11.2009 сроки прохождения ускоренной почты <данные изъяты> из г. Ульяновска до областного центра (<данные изъяты>) получателя составляет (4-5 дн.). Срок прохождения почтового отправления по территории областного центра (<данные изъяты>) получателя составляет (1-2 дн.). Доставка отправлений ускоренной почты <данные изъяты> осуществляется в соответствии с установленным режимом отделения почтовой связи в указанном районе. День приема не включается в срок доставки. Кроме того, указанный срок прохождения ускоренной почты <данные изъяты> для населенных пунктов, находящихся в труднодоступных районах РФ может быть увеличен в зависимости от частоты курсирования транспорта, согласованной с органами местного самоуправления субъектов РФ. Таким образом, срок доставки указанного почтового отправления составил 9 календарных дней. 10.02.2012 г. истец обратился в отделение связи с претензией на нарушение контрольных сроков доставки <данные изъяты>. 12.02.2012 УФПС Ульяновской области - филиалом ФГУП «Почта России» (Ульяновский филиал), указанная претензия направлена директору <данные изъяты> «Почта России» - Филиала ФГУП «Почта России». 07.03.2012 г. Иванову В.Н. Ульяновским филиалом направлен промежуточный ответ на претензию. Сведений о направлении Иванову В.Н. окончательного ответа на претензию в Ульяновском филиале ФГУП «Почта России» не имеется. В силу Приказа ФГУП «Почта России» от 15.10.2010 г. № 400-п «Об утверждении новой редакции Положения о порядке выплаты возмещений пользователям услугами международной и внутренней экспресс - почты <данные изъяты>» в случае нарушения установленных и действующих в настоящий период сроков прохождения отправлений <данные изъяты>, отправителю при нарушении сроков прохождения до двух дней включительно выплачивается возмещение в размере 30 (тридцати) процентов тарифа за пересылку. Согласно квитанции об оплате услуги почтовой связи по пересылке почтового отправления №, истец оплатил <данные изъяты> руб. Таким образом, сумма подлежащая возмещению за нарушение контрольных сроков пересылки составляет <данные изъяты> руб. (30% от <данные изъяты> руб. = <данные изъяты>). В соответствии со ст. 151 ГК РФ компенсация причиненного морального вреда производится в случае, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом. Ссылаясь на ст. 56 ГПК РФ указывает на то, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ввиду этого, ФГУП «Почта России» считает заявление истца о наличии самого причиненного морального вреда спорным, а размер компенсации морального вреда (<данные изъяты> рублей) явно необоснованным. ФГУП «Почта России» просит исковые требования о взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей причиненного в результате ненадлежащего оказания услуг почтовой связи, оставить без удовлетворения. Третье лицо Иванов Н.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Правовые основы деятельности в области почтовой связи на территории Российской Федерации определяет Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи". Из содержания ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" следует, что под услугами почтовой связи понимаются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств. Сроки оказания услуги почтовой связи - это совокупность сроков и нормативов, установленных для выполнения отдельных технологических операций, составляющих конкретную услугу почтовой связи. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Операторы почтовой связи обязаны предоставлять пользователям услуг почтовой связи информацию об установленных сроках оказания услуг почтовой связи, а также об утвержденных Правительством Российской Федерации нормативах доставки и контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг. В силу ст. 27 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1"О защите прав потребителей" исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). В договоре о выполнении работ (оказании услуг) может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами. Срок выполнения работы (оказания услуги) может определяться датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги) или (и) датой (периодом), к которой исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги). Распоряжением № 119-р от 23.11.2009 ФГУП «Почта России» утверждены сроки прохождения внутренних отправлений <данные изъяты> из городов Российской Федерации. Согласно указанному распоряжению срок прохождения ускоренной почты <данные изъяты> из г. Ульяновска до областного центра получателя - <данные изъяты> составляет 4-5 дней, срок прохождения почтового отправления по территории <данные изъяты> составляет 1-2 дня. Таким образом, максимальный срок доставки почтовой корреспонденции из г. Ульяновска до <адрес> составляет 7 дней. В судебном заседании установлено, что 31 января 2012 года Иванов В.Н. отправил в <адрес> почтовое отправление экспресс – доставкой (<данные изъяты>). Оплата за оказание услуги почтовой связи составила <данные изъяты> руб. 09 февраля 2012 года в 14.45 час. почтовая корреспонденция доставлена адресату - Иванову Н.В. 10 февраля 2012 года Иванов В.Н. обратился с претензией в отделение почтовой связи № Ульяновского почтамта Управления федеральной почтовой связи Ульяновской области - филиала ФГУП «Почта России». 07 марта 2012 года УФПС Ульяновской области – филиал ФГУП «Почта России» направило в адрес Иванова В.Н. промежуточный ответ на претензию, указав на то, что нарушений контрольных сроков пересылки отправления на территории Ульяновской области не установлено. Указанные факты сторонами не оспаривались. Из распечатки информации по отслеживанию почтовых отправлений следует, что <данные изъяты> отправление № получено от Иванова В.Н. отделением почтовой связи № Ульяновского почтамта Управления федеральной почтовой связи Ульяновской области - филиала ФГУП «Почта России» 31 января 2012 года и покинуло сортировочный центр. 04 февраля 2012 года почтовое отправление поступило в <адрес>, 08 февраля 2012 года почтовое отправление поступило на <данные изъяты> почтампт и вручено адресату 09 февраля 2012 года. Следовательно, ФГУП «Почта России» допущено нарушение сроков прохождения ускоренной почты <данные изъяты> из г. Ульяновска до <адрес>. Доказательств того, что нарушение контрольных сроков пересылки ускоренной почты <данные изъяты> произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или свойства вложения почтового отправления, ответчиком суду не представлено. В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Из содержания ст. 1101 ГК РФ следует, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Учитывая, что факт нарушения прав истца со стороны ФГУП «Почта России» доказан, имеются основания для взыскания с ответчика в пользу Иванова В.Н. компенсации морального вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд в соответствии со ст. ст. 151, 1101 ГК РФ принимает во внимание характер причиненных истцу нравственных страданий, длительность неисполнения обязательств ответчиком, степень вины ответчика в нарушении прав и законных интересов истца, учитывает требования разумности и справедливости. С учетом изложенного суд считает, что заявленная истцом сумма компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб. является несоразмерной и необоснованной, и полагает возможным взыскать с ФГУП «Почта России» в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб. В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. В связи с чем с ФГУП «Почта России»в доход МО «город Ульяновск» подлежит взысканию штраф в размере <данные изъяты> руб. (50% от суммы удовлетворенных исковых требований). На основании ст. 103 ГПК РФ с ФГУП «Почта России» в доход бюджета муниципального образования «Город Ульяновск» взыскиваются расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, от уплаты которой истец был освобожден. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Иванова В.Н. к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» удовлетворить частично. Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в пользу Иванова В.Н. компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб. Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме <данные изъяты> руб. Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» штраф в доход местного бюджета в сумме <данные изъяты> руб. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме. Судья Л.В. Зобова