Дело № 2 – 1226/12 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 27 июня 2012 года г.Ульяновск Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе председательствующего судьи Зуевой Н.В., при секретаре Игошиной Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Негосударственного учреждения здравоохранения «Отделенческая больница на ст. Ульяновск Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» об оспаривании действий государственного инспектора г. Ульяновска по пожарному надзору и признании вынесенных им актов недействительными, У С Т А Н О В И Л: Негосударственное учреждение здравоохранения «Отделенческая больница на ст. Ульяновск Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее НУЗ «Отделенческая больница на ст. Ульяновск ОАО «РЖД») обратилось с заявлением об оспаривании действий государственного инспектора г. Ульяновска по пожарному надзору. В обоснование исковых требований указано, что согласно Распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ Главного государственного инспектора г. Ульяновска по пожарному надзору К*** в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения Негосударственным учреждением здравоохранения «Отделенческая больница на ст. Ульяновск ОАО «Российские железные дороги» предписания № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Распоряжением № предусматривалось комиссионное проведение внеплановой выездной проверки, о чем прямо указано в п. 3, определяющем состав комиссии из 5 должностных лиц. Несмотря на это, проверка проведена единолично госинспектором <адрес> по пожарному надзору Ка***, который по ее окончании выдал: акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ; протокол об административном правонарушении, предусматривающем ответственность по п. 12 ст. 19.5 КоАП РФ; предписание №. При этом акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ имеет указание на то, что в ходе проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проверяется выполнение ранее выданного предписания № от ДД.ММ.ГГГГ Однако, по результатам проводимой ДД.ММ.ГГГГ проверки НУЗ «Отделенческая больница на ст. Ульяновск ОАО «РЖД» не вручалось Предписание за №. Таким образом, в ходе проверки, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, проверялось исполнение предписания, ранее не выдаваемого учреждению. Следовательно, выданные акты по результатам проверки, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не могут подтверждать вину учреждения в невыполнении Предписания за №, ранее не получаемого учреждением. Считает, что в ходе проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проверки нарушены нормы федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»», а именно п.1 ст. 14, поскольку проверка может проводиться только должностными лицами, которые указаны в Распоряжении; п. 2 ст. 10, согласно которой, основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания. Просит признать действия госинспектора г. Ульяновска по пожарному надзору Ка*** незаконными, а вынесенные им ненормативные правовые акты – недействительными. В судебном заседании представитель НУЗ «Отделенческая больница на ст. Ульяновск ОАО «РЖД» Кузнецова Л.В. заявление поддержала, просила признать действия госинспектора г. Ульяновска по пожарному надзору Ка*** незаконными, а вынесенные им ненормативные правовые акты – недействительными. Суду привела доводы, аналогичные изложенным в заявлении. Представитель Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области (далее ГУ МЧС России по Ульяновской области) Мигулкин Д.С. в судебном заседании с заявлением не согласился. Суду пояснил, что в Распоряжении Главного Государственного инспектора г. Ульяновска по пожарному надзору К***. от ДД.ММ.ГГГГ № указан перечень лиц, которые имеют право проводить проверку, о том, что проверка должна проводиться комиссионно в распоряжении не говорится. Предписание № об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности было получено главным врачом НУЗ «Отделенческая больница на ст. Ульяновск ОАО «РЖД» Р*** ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется его собственноручная подпись. Числа в номере предписания, указанные через дробь, проставлены согласно внутреннему регламенту и необходимы для внутренней регистрации документов. Заслушав стороны, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему. Сторонам разъяснялась ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Судом установлено, что во исполнение Распоряжения ВрИО начальника отдела надзорной деятельности по г. Ульяновску № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности НУЗ «Отделенческая больница на ст. Ульяновск ОАО «РЖД» по адресу: <адрес>. По результатам проверки государственным инспектором г. Ульяновска по пожарному надзору Аф*** вынесено предписание № об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ, которое получено главным врачом НУЗ «Отделенческая больница на ст. Ульяновск ОАО «РЖД» Р*** ДД.ММ.ГГГГ. На основании распоряжения Главного Государственного инспектора г. Ульяновска по пожарному надзору К*** от ДД.ММ.ГГГГ № в целях осуществления контроля за исполнением предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Государственным инспектором г. Ульяновска по пожарному надзору Ка*** проведена внеплановая выездная проверка НУЗ «Отделенческая больница на ст. Ульяновск ОАО «РЖД». По итогам проверки им составлен акт, согласно которому в ходе проведения проверки установлено, что ранее выданное предписание № от ДД.ММ.ГГГГ устранено не в полном объеме и выдано предписание № на устранение нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Государственным инспектором г. Ульяновска по пожарному надзору Ка*** в отношении НУЗ «Отделенческая больница на ст. Ульяновск ОАО «РЖД» составлен протокол об административном правонарушении по ст. 19.5 ч. 12 КоАП РФ. Протокол передан на рассмотрение мировому судье судебного участка № <адрес>, который постановлением от ДД.ММ.ГГГГ привлек НУЗ «Отделенческая больница на ст. Ульяновск ОАО «РЖД» к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ и назначил административное наказание в виде штрафа. Постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ НУЗ «Отделенческая больница на ст. Ульяновск ОАО «РЖД» не обжаловалось и вступило в законную силу. В соответствии со ст. 254 - 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. Согласно ст. 6 Федерального Закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. организационная структура, полномочия и функции органов государственного пожарного надзора, а также порядок осуществления федерального государственного пожарного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 года № 820 утверждено Положение «О государственном пожарном надзоре», которое утратило силу 01.05.2012 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 12.04.2012 года N 290 «О Федеральном государственном пожарном надзоре». Представителем юридического лица оспариваются действия государственного инспектора г. Ульяновска по пожарному надзору Ка***., который фактически провел проверку в период в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ единолично, тогда как в распоряжении Главного государственного инспектора указано, что проверка проводится комиссионно с указанием конкретного круга лиц. Кроме того, вышеуказанной проверкой проверялось исполнение предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, которое НУЗ «Отделенческая больница на ст. Ульяновск ОАО «РЖД» не вручалось, поскольку вручалось предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, не имеющее в своем номере чисел, указанных через дробь. В соответствии со ст. 6.1 Федерального Закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей. В соответствии со ст. 10 Федерального Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда. Основанием для проведения внеплановой проверки является в том числе и истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона. Согласно ст.ст. 14,16 вышеуказанного закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются: 1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; 2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; 3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) 4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; 5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; 6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; 7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля; (п. 7 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) 8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; 9) даты начала и окончания проведения проверки. По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. В акте проверки указываются: 1) дата, время и место составления акта проверки; 2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; 3)дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля; 4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку; 5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки; 6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки; 7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения; 8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала; 9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. В силу ст. 17 Федерального Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: 1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами; 2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности. Суд считает, что должностное лицо ГУ МЧС России по Ульяновской области, проводя проверку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовало в соответствии со своими полномочиями, определенными вышеуказанными законами, а также Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 820 "О государственном пожарном надзоре", Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012г. № 290 «О Федеральном государственном пожарном надзоре» (вступившем в законную силу 01.05.2012 года), в которых определено, что органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты. Органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции: организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты. При этом государственные инспектора городов субъектов РФ по пожарному надзору имеют право, в том числе проводить проверки деятельности организаций, состояния используемых ими объектов защиты в части соблюдения требований пожарной безопасности, выдавать организациям предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Проанализировав вышеприведенные нормы, суд приходит к выводу, что действиями должностного лица ГУ МЧС России по Ульяновской области права, свободы и законные интересы юридического лица не нарушались, препятствия к осуществлению прав и свобод не создавались, какая-либо обязанность незаконно на юридическое лицо не возлагалась, незаконно к ответственности оно не привлекалась. В связи с чем в удовлетворении заявления надлежит отказать. Довод представителя НУЗ «Отделенческая больница на ст. Ульяновск ОАО «РЖД» о том, что проверка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором г. Ульяновска по пожарному надзору Ка*** была проведена единолично, а следовательно незаконно, надуман. Согласно Распоряжения Главного Государственного инспектора г. Ульяновска по пожарному надзору К***. от ДД.ММ.ГГГГ № назначены лица, уполномоченные на проведение проверки. В распоряжении не указано, что проверка должна была проводиться комиссионно. Государственный инспектор г. Ульяновска по пожарному надзору Ка*** указан в числе лиц, уполномоченных на проведение проверки, в связи с чем довод о незаконности проведенной проверки несостоятелен. Суд находит надуманным и формальным по своему содержанию и довод представителя о том, что предписание, по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, по результатам которого проводилась внеплановая выездная проверка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ НУЗ «Отделенческая больница на ст. Ульяновск ОАО «РЖД» не вручалось. Представителем ответчика не отрицалось в судебном заседании, что руководителю юридического лица вручалось предписание №, на экземпляре, находящемся в ГУ МЧС России по Ульяновской области, имеется подпись главного врача Р***. о получении предписания ДД.ММ.ГГГГ. Указание в Распоряжении Главного Государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору К*** от ДД.ММ.ГГГГ № и акте по результатам проверки № от ДД.ММ.ГГГГ на номер предписания № с указанием через дробь порядковых номеров регистрации предписания во внутренних учетных документах ГУ МЧС России по Ульяновской области, прав юридического лица не нарушило, препятствий к осуществлению прав и свобод не создало. В связи с вышеизложенным в удовлетворении исковых требований надлежит отказать в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении заявления Негосударственного учреждения здравоохранения «Отделенческая больница на станции Ульяновск открытого акционерного общества «Российские железные дороги» об оспаривании действий государственного инспектора г. Ульяновска по пожарному надзору К*** и признании вынесенных им актов недействительными, отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Зуева Н.В.