Решение по иску о сохранении жилого помещения в реконструированном состоянии



№ 2-1069/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июля 2012 года г. Ульяновск

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе

председательствующего судьи Зобовой Л.В.,

при секретаре Володиной О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мукиной Ю.А. к Администрации г. Ульяновска о сохранении жилого помещения в реконструированном состоянии,

УСТАНОВИЛ:

Мукина Ю.А. обратилась в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска с иском к Администрации г. Ульяновска о сохранении жилого помещения в реконструированном состоянии. Свои требования мотивировала тем, что является собственником двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес>. Право собственности на квартиру подтверждается свидетельством о государственной регистрации права соб­ственности серии . Кроме нее в указанном жилом помещении зарегистрирована её бабушка - Дерганова А.Д. В 1993 году она без оформления необходимых документов пристроила к своей квартире, находящейся на первом этаже дома, веранду. В кадастровом паспорте помещения от 18.08.2008 под литерой «а» указана самовольно возведенная веранда размером <данные изъяты> (п. 1.10). При этом веранда является неотъемлемой принадлежностью данной квартиры. Строительство веранды было осуществлено с согласия администрации Железнодорожного района, о чем свидетельствует обращение инженера ЖРЭУ-16 к заместителю главы админист­рации о разрешении на строительство балкона от 02.08.1993 г. В 2011 году она обратилась в администрацию (мэрию) г. Ульяновска с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию веранды, но письмом от 17.06.11 г. в этом ей бы­ло отказано. Ссылаясь на ст. ст. 1, 14, 51 Градостроительного кодекса РФ, ст. 135 Гражданского кодекса РФ, ст. 29 Жилищного кодекса РФ просит сохранить жилое помещение расположенное по адресу: <адрес> реконструированном состоянии, согласно када­стровому паспорту ОГУП БТИ по состоянию на 18.08.2008 года.

В судебное заседание Мукина Ю.А. не явилась, извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в свое отсутствие.

Представитель Мукиной Ю.А. – Каленкова Е.А. на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что в <адрес> произведена реконструкция. Для проведения реконструкции соблюдения требований ст. ст. 51, 55 Градостроительного кодекса РФ не требуется. Из заключения экспертизы следует, что квартира в реконструированном состоянии соответствует требованиям СНиП, возможно сохранение жилого помещения в реконструированном состоянии. Указанная реконструкция не нарушает права третьих лиц, соседи не возражают против сохранения квартиры в реконструированном состоянии.

Представитель ответчика администрации г. Ульяновска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представители третьих лиц КУГИЗ администрации г. Ульяновска, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области», ООО «Газпром газораспределение Ульяновск», ОГУП БТИ, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в свое отсутствие.

Представитель третьего лица УГПН ГУ МЧС России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Третьи лица Дерганова А.Д., Исайчев Н.П., Семенов А.П., Петрова И.В., Шаронин Ю.В., Степанова А.Г. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в свое отсутствие.

Третьи лица Шумкин А.В., Идрисова Д.З. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.

Судом установлено, что Мукина Ю.А. является собственником <адрес>. В 1993 году к квартире была пристроена веранда, которая до настоящего времени не узаконена.

Обращаясь в суд с иском, истец просит сохранить квартиру в реконструированном состоянии.

Согласно ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В соответствии со ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

В силу ч. 1 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 ЖК РФ.

На основании п. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. Порядок реконструкции регламентируется Градостроительным кодексом РФ.

В связи с эти суд считает, что исходя из характера выполненных работ в отношении веранды (литер а) и данных технического паспорта в <адрес> была произведена реконструкция жилого помещения.

Как следует из требований ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

При самовольной реконструкции жилого помещения, по мнению суда, должны применяться по аналогии нормы главы 4 Жилищного кодекса РФ «Переустройство и перепланировка жилого помещения».

Мукина Ю.А. в 2011 году обращалась в мэрию города Ульяновска с заявлением о вводе веранды в эксплуатацию, истице был дан ответ о необходимости предоставления документов, предусмотренных ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.

Материалами дела установлено, что в 1993 году производилось согласование на возведение веранд жилого <адрес> в <адрес>.

Из материалов инвентарного дела, технического паспорта на квартиру следует, что веранда указана как не сданная в эксплуатацию.

Имеющийся в материалах дела проект строительства веранд к жилому дому <адрес> был согласован в 1993 году.

Из заключения судебной строительно-технической экспертизы от 09 июля 2012 года следует, что <адрес> в реконструированном состоянии соответствует требованиям действующих СНиП, возможно сохранить квартиру в реконструированном состоянии.

Указанное заключение свидетельствует также и о том, что возведенная истцом веранда соответствует согласованному ранее проекту.

Постановлением главы города Ульяновска от 11.02.2008 уточнены границы ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью земельного участка составляет <данные изъяты>

В силу части 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен жилой дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, распложенные на указанном земельном участке. Границы и размеры земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Таким образом, из материалов дела следует, что земельный участок под многоквартирным жилым домом сформирован, поставлен на государственный кадастровый, а следовательно, со вступлением в действие Жилищного кодекса РФ он перешел в бесплатную общедолевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Поскольку строительство веранды производилось на основании разрешительных документов в тот период времени, когда земельный участок еще не являлся объектом общедолевой собственности владельцев помещений многоквартирного дома, согласие последних на реконструкцию жилого помещения истца на текущий момент времени не требуется.

В соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно разъяснениям, содержащимся в совместном постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности, к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Из материалов дела следует, что истцом принимались меры к тому, чтобы получить от уполномоченных органов акт ввода объекта в эксплуатацию, однако такие обращения Мукиной Ю.А. были оставлены без внимания и удовлетворения.

В связи с вышеизложенным, суд считает возможным сохранить указанное жилое помещение в реконструированном состоянии, согласно кадастровому паспорту от 18 августа 2008.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мукиной Ю.А. удовлетворить.

Сохранить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в реконструированном состоянии согласно данным кадастрового паспорта по состоянию на 18 августа 2008 (позиция а - веранда).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья подпись Л.В. Зобова