Решение по иску о перерасчете трудовой пенсии по старости



Дело № 2-315/11

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 марта 2011 года г.Ульяновск

Железнодорожный районный суд г.Ульяновска

в составе председательствующего судьи Черлановой Е.С.

при секретаре Максимовой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лобашовой О.Ф. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области о перерасчете трудовой пенсии по старости

УСТАНОВИЛ

Лобашова О.Ф. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области (далее – Управление Пенсионного фонда) о перерасчете размера трудовой пенсии по старости с применением сниженного требования к продолжительности общего трудового стажа (15 лет) с даты первоначального назначения пенсии.

В иске указала, что с 01.08.2005 г. она получает трудовую пенсию по старости как мать ребенка-инвалида с детства. Ее сын ФИО, начиная с возраста один год, состоял на <данные изъяты> учете в <данные изъяты>. По два раза в год она лежала с ним в больнице с заболеванием <данные изъяты>, и все это время надеялась на его выздоровление. В 17 лет у ее сына было обнаружено другое заболевание – <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ сыну была установлена инвалидность. При назначении ей льготной пенсии работники Пенсионного фонда руководствовались только пунктом 3 статьи 30 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173, мотивируя тем, что на 01.01.2002 г. ребенку не была установлена инвалидность. С этим она не согласна. Положение ст. 28 ч. 1 ФЗ от 17.12.2001 г. и ст. 11 п. «а» Закона № 340-1 от 20.11.1990 г., устанавливающие права женщин на досрочное назначение пенсии, предоставляют гарантию особой социальной защиты матери, выполнявшей социально значимую функцию воспитания ребенка-инвалида детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, материальными затратами. В соответствии с п. «а» ст. 11 Закона № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г. ей необходимо произвести перерасчет с применением сниженного требования к продолжительности общего трудового стажа.

В судебном заседании Лобашова О.Ф. иск поддержала, пояснив, что при назначении трудовой пенсии по старости размер ее пенсии был исчислен неправильно, а именно исходя из продолжительности трудового стажа – 20 лет, вместо 15 лет.

Представитель Управления Пенсионного фонда Бурлак С.В. иск не признала, пояснив, что 01.08.2005 г. истице была назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» как матери инвалида с детства, воспитавшей его до возраста 8 лет, достигшей возраста 50 лет и имевшей страховой стаж не менее 15 лет. Согласно ст. 30 Федерального закона № 173-Ф3 оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 производится путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, при этом оценка пенсионных прав производится либо по пункту 3, либо по пункту 4, либо по пункту 6 указанной статьи. Определение величины стажевого коэффициента с учетом сниженных требований к общему трудовому стажу (15 лет) для матерей инвалидов с детства, имеющих право на досрочную трудовую пенсию по старости по п.1 ст.28 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», возможно при наличии двух условий: на указанную дату у лица имеется продолжительность страхового стажа, требуемая для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и инвалидность ребенку установлена до 01.01.2002 г. В связи с тем, что сыну истицы — ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, впервые инвалидность установлена 05.06.2003 года, законных оснований для применения сниженных требований к продолжительности общего трудового стажа истицы - 15 лет (на 01.01.2002 г.) у органов Пенсионного фонда РФ не имеется.

Третье лицо – Отделение Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по Ульяновской области просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, возражало против удовлетворения исковых требований. В отзыве на иск указано, что по состоянию на 01.01.2002 г. у истицы отсутствовало одно из условий для применения сниженного требования к продолжительности общего трудового стажа при оценке пенсионных прав. Поэтому оснований для увеличения величины стажевого коэффициента с учетом сниженных требований к продолжительности общего трудового стажа (вместо 20 лет – 15 лет) не имеется.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно подпункта 1 пункта 1 ст. 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Согласно ст. 29.1 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» размер трудовой пенсии исчисляется с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица,

Согласно п. 3 ст. 29 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» расчетный пенсионный капитал для определения страховой части трудовых пенсий, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

Согласно пунктам 1, 2 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с введением в действие настоящего Федерального закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Согласно пункту 3 ст. 30 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:

из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;

из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20.

По делу установлено, что Лобашова О.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р., достигла возраста 50 лет ДД.ММ.ГГГГ

Лобашова О.Ф. является матерью ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

05.06.2003 г. ФИО был признан инвалидом в связи с заболеванием <данные изъяты>, и ему была установлена категория <данные изъяты>. Факт установления инвалидности именно по заболеванию <данные изъяты> подтверждается справкой об инвалидности /л.д. 27/, в которой указан диагноз <данные изъяты> что по МКБ-10 соответствует заболеванию <данные изъяты>.

18.07.2005 г. Лобашова О.Ф. обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как матери инвалида с детства.

С 18.07.2005 г. Лобашовой О.Ф. была назначена досрочная трудовая пенсия по старости на основании подпункта 1 пункта 1 ст. 28 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» как матери инвалида с детства, воспитавшей ребенка до достижения ребенком возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, и при наличии страхового стажа не менее 15 лет.

Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав Лобашовой О.Ф. был определен в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Стажевый коэффициент был рассчитан в соответствии с абзацем 3 п. 3 ст. 30 указанного Федерального закона, то есть исходя из продолжительности общего трудового стажа - 20 лет (0,55 х 20 лет + 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности 20 лет, но более, чем 0,20).

Лобашова О.Ф. не согласна с порядком расчета стажевого коэффициента, и считает, что он должен быть рассчитан в соответствии с абзацем 4 п. 3 ст. 30 ФЗ, то есть исходя из страхового стажа или стажа на соответствующих видах работ - 15 лет (0,55 х 15 лет + 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности 15 лет, но более, чем 0,20).

Суд находит позицию Лобашовой О.Ф. неправомерной, а исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» оценка пенсионных прав застрахованных лиц при определении расчетного размера трудовой пенсии осуществляется по состоянию на 1 января 2002 года.

Следовательно, для исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с абзацем 4 п. 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» мать инвалида с детства должна соответствовать следующим условиям: 1) иметь страховой стаж (или стаж на соответствующих видах работ) не менее 15 лет; 2) воспитать до достижения 8 летнего возраста ребенка-инвалида.

В соответствии с «Правилами признания лица инвалидом», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95, инвалидом признается лицо, имеющее: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (пункты 5, 6).

По делу установлено, что по состоянию на 01.01.2002 г. Лобашова О.Ф. имела страховой стаж не менее 15 лет и имела сына, достигшего возраста 8 лет. Однако сын Лобашовой О.Ф. по состоянию на 01.01.2002 г. не являлся инвалидом и не страдал заболеванием, которое являлось бы основаниям для установления инвалидности.

Из медицинской документации ФИО следует, что впервые заболевание <данные изъяты> было выявлено у ФИО в марте 2003 года. В 4-х летнем возрасте у ФИО было выявлено заболевание <данные изъяты>, и с этим заболеванием он состоял на диспансерном учете. Однако, только заболевание <данные изъяты> повлекло установление ФИО инвалидности, а заболевание <данные изъяты>, несмотря на длительность заболевания, не повлекло инвалидности.

Из пояснений Лобашовой О.Ф. следует, что после того, как у сына ФИО было выявлено заболевание <данные изъяты>, врачи потребовали немедленно оформить ему инвалидность. До этого оформлять инвалидность никто не требовал.

В связи с этим доводы Лобашовой О.Ф. о том, что инвалидность сыну была установлена после 2002 году, потому что она сама не хотела ее оформлять, не могут быть приняты судом во внимание.

Доводы Лобашовой О.Ф. о том, что ее сын с возраста один год часто болел, и она лежала с ним в больнице, не свидетельствуют о том, что у ФИО до 01.01.2002 г. имелись стойкие <данные изъяты>, и он мог бы в связи с этим быть признан инвалидом.

Таким образом, у Лобашовой О.Ф. не имеется совокупности условий, необходимых для исчисления расчетного размера трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем 4 п. 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», то есть с применением сниженного требования к продолжительности общего трудового стажа.

Доводы Лобашовой О.Ф. о том, что Закон РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» предусматривал возможность исчисления размера трудовой пенсии матерям инвалидов с детства с применением сниженного требования к продолжительности общего трудового стажа, не могут быть приняты судом во внимание, так как в период действия этого Закона РФ Лобашова О.Ф. не приобрела права на досрочную трудовую пенсию по старости.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 03.06.2004 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного суда Удмуртской республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобам ряда граждан», определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств.

В Определении Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 г. № 1365-О-О «По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о проверке конституционности подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 2.1) указано, что подпункт 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий право одного из родителей (опекунов) ребенка - инвалида с детства на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания детей - инвалидов с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами.

Лобашовой О.Ф. как матери инвалида с детства была предоставлена предусмотренная законом дополнительная гарантия социальной защиты в виде права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Не предоставление других дополнительных гарантий, в частности, права на установление расчетного размера трудовой пенсии с применением сниженного требования к продолжительности трудового стажа, не свидетельствует о нарушении прав Лобашовой О.Ф.

Действия Управления Пенсионного фонда по установлению трудовой пенсии являются правомерными. В удовлетворении исковых требований Лобашовой О.Ф. следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Отказать в удовлетворении исковых требований Лобашовой О.Ф. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области о перерасчете размера трудовой пенсии по старости с применением сниженного требования к продолжительности общего трудового стажа в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд в течение 10 дней.

Судья: Е.С.Черланова