Дело № 12- 154/11 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении г. Ульяновск 05 декабря 2011 г. Федеральный судья Железнодорожного районного суда г. Ульяновска Басыров Н.Н., с участием представителя ООО «АСА» Праксеина В.П., представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в лице главного специалиста-эксперта отдела санитарного надзора А***, при секретаре Максимовой М.В., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе генерального директора ООО «АСА» Е*** на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области Б*** от 14 октября 2011 г., по которому Общество с ограниченной ответственностью «АСА», юридический адрес: <адрес>, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.8 КоАП РФ подвергнуто штрафу в размере 10 000 рублей, у с т а н о в и л: Заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области Б*** по делу об административном правонарушении вынесено постановление № от 14 октября 2011 года, согласно которому 03.10.2011 года ООО «АСА» на оптовом складе, расположенном по адресу: <адрес> допустило нарушение ветеринарно-санитарных правил хранения продуктов животноводства, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», а именно: в нарушение требований п.7.10. СП 2.3.6.1066-01 – хранение мороженой рыбы производится в ящиках, либо в мешках, уложенных в штабеля, отсутствует прокладка реек между рядами ящиков. В жалобе генеральный директор ООО «АСА» Е*** просит отменить постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области Б*** № от 14 октября 2011 года. Указывает о том, что вынесенное постановление незаконное и необоснованное, поскольку СанПиН 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» более ориентирован на предприятия розничной торговли. ООО «АСА» в своей деятельности руководствуется СанПиН 2.3.4.05096 «Производство и реализация рыбной продукции», который прописан в Программе производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденной руководством компании и одобренной ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области». Согласно п.5.5.1 СанПиН 2.3.4.05096 «Производство и реализация рыбной продукции», хранение и сроки доставки рыбной продукции должны осуществляться в соответствии с условиями, определенными на данный вид продукции и быть указаны в сопроводительных документах. В соответствии с Программой производственного контроля организации условия хранения и упаковка рыбной продукции должны соответствовать ГОСТ 7630-96, 1168-86, 3948-90, так как на момент проверки на предприятии находилась продукция выработанная по данным ГОСТам (мороженая рыба храниться в ящиках из гофрокартона герметично упакована, готовая к реализации в торговую сеть, что исключает обезвоживание, окисление и обеспечить сохранность и качество продукции). В данных ГОСТах не указано, что между рядами мороженой рыбы должна быть прокладка из реек. При проведении проверки были отобраны образцы продукции на соответствие требований СанПиН 2.3.2.1078-01, по результатам исследований образцы проб соответствуют СанПиН 2.3.2.1078-01. Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, по договору с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» от 06.06.2011г. №3042 выполняется в полном объеме. Все протоколы исследований без отклонений. Хранение аналогичной продукции осуществляется на всех складах без использования реек. В судебном заседании представитель юридического лица поддержал доводы, изложенные в жалобе, указывал о соблюдении требований СанПиН 2.3.4.05096, и в дополнение сослался на то обстоятельство, что продукция хранилась не в обычных ящиках, а в гофрированных картонных ящиках с герметично упакованным содержимым внутри, что позволяет соблюдать должные требования к хранению мороженой рыбы и без прокладки реек между рядами. Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области А*** возражала против доводов заявителя, ссылалась на необходимость соблюдения юридическим лицом требований санитарных правил СП 2.3.6.1066-01 в связи с закрытием участка фасовки при оптовом складе, который в настоящее время является лишь объектом торговли. Полагала необходимым оставить обжалуемое постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения. Ознакомившись с жалобой, выслушав участников судебного заседания, проверив в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении в полном объеме, судья приходит к следующему. В соответствии со ст. 10.8 КоАП РФ, нарушение ветеринарно-санитарных правил хранения продуктов животноводства, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Вышеуказанная норма является бланкетной, и устанавливает наличие административного правонарушения в случае нарушений конкретных пунктов санитарных правил. В соответствии с п. 7.10. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», а именно: хранение мороженой рыбы производится в ящиках, уложенных в штабеля с прокладкой реек между рядами ящиков. Вина ООО «АСА» в совершении административного правонарушения подтверждена протоколом об административном правонарушении, актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица №, уведомлением о проведении плановой выездной проверки юридического лица, распоряжением органа государственного контроля о проведении плановой выездной проверки, сведениями о закрытии участка фасовки при оптовом складе по адресу: <адрес> со 02 сентября 2011 года, договором поставки товара между ООО «<данные изъяты>» и ООО «АСА», сертификатом качества № относительно сведений упаковки, предписанием № от 03.10.2011г. об устранении выявленного нарушения, Сведения относительно факта закрытия участка фасовки при оптовом складе, вопреки доводу заявителя, подтверждает необходимость соблюдения юридическим лицом санитарных правил СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», п. 7.10 которых предписывает конкретные условия хранения мороженой рыбы в ящиках. При этом факт отсутствия прокладок реек между рядами ящиков, со ссылкой на необходимость соблюдения иных правил которые не имеют подобное предписание, не отрицает в судебном заседании представитель юридического лица. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, а так же разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Исходя из п. 1.1 Санитарных правил СП 2.3.6.1066-01, данные Санитарно-эпидемиологические правила разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда. Довод заявителя о том, что он не может нести ответственность за нарушения требований СП 2.3.6 1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» в связи с тем, что предприятие не осуществляет розничную торговлю, является необоснованным, так как вышеуказанные санитарные правила, исходя из п.1.2 распространяются на строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления), а также индивидуальных предпринимателей. ООО «АСА» является оптовым складом продовольственного сырья, в связи с чем на него полностью распространяются требования СП 2.3.6 1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов». Санитарные же правила СанПиН 2.3.4.050-96 "Производство и реализация рыбной продукции", на которые ссылается заявитель, распространяются на действующие береговые рыбообрабатывающие предприятия и суда, выпускающие рыбную продукцию, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности и устанавливают санитарные требования для производства и реализации экспортной рыбной продукции, добываемой и обрабатываемой на судах. (п. 1.2, 1.3). Довод заявителя об отсутствии правонарушения по причине соответствия образцов продукции требованиям СанПиН 2.3.2.1078-01, суд не принимает во внимание, поскольку временное соответствие санитарным требованиям не свидетельствует о возможности не соблюдения предписанных требований, которые имеют своей целью предотвращение возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения, в общем. ООО «АСА» привлечено к ответственности в рамках полномочий, предоставленных статьей 23.13 КоАП РФ, а также с соблюдением порядка и сроков давности привлечения к ответственности, предусмотренных главами 28 и 29, ст. 4.5 и 29.6 КоАП РФ. Вместе с тем, согласно п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат. Согласно Уставу ООО «АСА» является коммерческой организацией, действует на основе хозяйственного расчета и как коммерческая организация, занимается предусмотренной Уставом деятельностью в целях извлечения прибыли. В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Таким образом, осуществляя Уставную деятельность, ООО «АСА» несет предпринимательские риски и обязано надлежаще исполнять публично-правовые обязательства, не допуская административные нарушения. Вывод административного органа соответствуют действующему законодательству, фактическим обстоятельствам и материалам дела, в связи с чем жалоба генерального директора ООО «АСА» удовлетворению не подлежит. Нарушений норм КоАП РФ, влекущих отмену постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено. При назначении наказания юридическому лицу учтены все обстоятельства, в том числе отсутствие фактов привлечения к административной ответственности в прошлом, в связи с чем и было назначено минимальное наказание, предусмотренное для юридических лиц, санкцией статьи 10.8 КоАП РФ. Руководствуясь, ст. 30.7 ч.1 п.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья р е ш и л: Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области Б*** от 14 октября 2011 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.8 КоАП РФ в отношении ООО «АСА» оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «АСА» Е*** без удовлетворения. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии. Судья: Н.Н. Басыров